Анонсы и итоги мероприятий Интернет-Чемпионаты Обучение Сертификации Конференции Конкурсы по финансам Рейтинг ВУЗов Большие Банковские Тесты Архив мероприятий Календарь мероприятий О нас


Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Кредитно-финансовая система СССР в годы войны

Великая Отечественная война, навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, явилась суровым испытанием для нашей экономики. Среди экономических рычагов, с помощью которых государство осуществляло мобилизацию ресурсов страны на дело победы над врагом, крупнейшую роль играла финансовая система и прежде всего государственный бюджет, призванный обеспечить бесперебойное финансирование военных нужд.

За годы войны на общегосударственные потребности было израсходовано из средств государственного бюджета 1.100 млрд. руб., причем больше половины этой суммы составили бюджетные ассигнования по сметам армии и военно-морского флота.

Военная перестройка кредитно-денежной системы состояла прежде всего в приспособлении кредитно-денежного механизма к обслуживанию военного хозяйства, в мобилизации средств для финансирования военных расходов и других народнохозяйственных нужд социалистического государства.

С самого начала войны советским правительством были приняты меры к всестороннему кредитному обслуживанию предприятий военной промышленности и других предприятий, выполнявших военные заказы. Учреждениям Госбанка было предоставлено право перераспределения утвержденных лимитов кредитования, что создало необходимую гибкость в использовании кредитных ресурсов для всемерного поощрения роста военного производства. Одновременно вводилось безлимитное кредитование предприятий и хозяйственных организаций для расчетов с мобилизуемыми в армию рабочими и служащими, а также для покрытия расходов по эвакуации предприятий из угрожаемых районов. О масштабах этих расходов можно судить хотя бы по тому, что в первые месяцы войны было перебазировано в восточные районы страны 1.300 крупных предприятий различных отраслей народного хозяйства.

В целях организации снабжения трудящихся предметами широкого потребления по твердым ценам в условиях резкого сокращения рыночных фондов с самого начала войны была введена карточная система. Это потребовало перестройки кредитования торговли. В условиях военного времени дифференцированные сроки оборачиваемости отдельных товаров утратили свое значение, так как товары не задерживались на складах и в магазинах торговых организаций. В связи с этим был осуществлен временный переход на кредитование товарооборота на средние сроки оборачиваемости, в результате чего упрощались кредитно-расчетные отношения между банком и торговлей и облегчалась работа банка.

При остром недостатке товаров широкого потребления и сокращении сырьевых ресурсов снабжение населения становилось сложной задачей. Одним из путей разрешения этой задачи являлось развитие местной промышленности, производящей продукцию из местного сырья. Еще до войны, в январе 1941 г., на Госбанк и Промбанк было возложено предоставление предприятиям местной промышленности и промысловой кооперации целевых кредитов на расширение производства товаров широкого потребления из местных ресурсов. Госбанк выдавал такие кредиты на срок до одного года, а Промбанк – до трех лет.

В годы войны целевые кредиты получили широкое применение. Целевой кредит торговые организации получали на приобретение и откорм скота, на затраты по растениеводству и птицеводству, на организацию местных соляных промыслов, на производство мебели и стандартных деталей для жилищного строительства и т.д.

Для улучшения снабжения трудящихся в 1942 г. на крупных предприятиях были созданы отделы рабочего снабжения (орсы). Орсы обслуживали трудящихся предприятий не только за счет централизованных фондов, но и замечет товаров собственной заготовки и продукции подсобных хозяйств. Большое значение в обеспечении нужд трудящихся имела организованная орсами система общественного питания, опиравшаяся на собственную продовольственную базу в виде подсобных сельскохозяйственных предприятий. Государственный банк кредитовал отделы рабочего снабжения на особо льготных условиях. Орсы получали кредит по товарообороту, на сезонное накопление сельскохозяйственной продукции, на покрытие затрат подсобного хозяйства (сельскохозяйственных предприятий), на производство предметов широкого потребления.
Льготное и разностороннее кредитование орсов способствовало росту производства продовольственных и промышленных товаров из местных ресурсов и тем самым улучшению снабжения рабочих и служащих важнейших предприятий и отраслей народного хозяйства.

Основные этапы развития кредитно-расчетной работы Госбанка в годы Великой Отечественной войны. Кредитно-расчетную работу Госбанка, в годы Отечественной войны можно разбить на три основных этапа, каждый из которых отражает изменения военной и экономической обстановки в стране и вытекающие отсюда задачи банка.

На первом этапе – с начала войны до середины 1942 г., когда в результате временной оккупации врагом некоторых районов нашей страны проводилось перебазирование предприятий на восток и организация их работы на новом месте, – основная задача кредитной системы состояла в обеспечении этих мероприятий денежными средствами. Госбанк оказывал значительную кредитную помощь эвакуированным предприятиям, предоставляя им отсрочку в погашении задолженности по ссудам, полученным до эвакуации. Кроме того, в течение трех месяцев после восстановления на новом месте эвакуированные предприятия могли кредитоваться в банке при недостатке оборотных средств.

Транспортные затруднения, вызванные военными действиями, а также военными и эвакуационными перевозками, приводили к накоплению на многих предприятиях (особенно пищевой промышленности и промысловой кооперации) больших запасов невывезенной готовой продукции. Госбанк предоставлял таким предприятиям кредиты на временные нужды и тем самым высвобождал их из серьезных финансовых затруднений.

В этот период значительные трудности возникли в области документооборота и расчетов. Необходимо было обеспечить бесперебойные расчеты эвакуированных предприятий с их поставщиками и покупателями на новом месте, наладить документооборот в условиях массовой переадресовки грузов. Учреждения Госбанка оказывали хозорганам содействие в розыске грузов, помогали им отыскивать фактических получателей товаров, отправленных из районов военных действий, и получать оплату за отгруженную продукцию.

К концу первого этапа завершилась перестройка кредитной системы в соответствии с условиями военного времени. Однако в области кредитно-расчетной работы предстояло решить еще ряд важных проблем, связанных с требованиями военной экономики. Необходимо было наладить систему кредитно-расчетных отношений между промышленностью и военным ведомством. Одновременно предстояло расширить кредит на цели производства предметов широкого потребления и заготовки сельскохозяйственной продукции.

Этим и определялись задачи кредитной системы на втором этапе ее развития в годы войны – в период с апреля 1942 г. до разгрома немцев под Сталинградом.

Наиболее существенными мероприятиями в области кредитования и расчетов, проведенными на этом этапе, было установление такого порядка расчетов с военным ведомством, который обеспечивал интересы поставщиков, а также урегулирование задолженности по грузам, на которые не поступили счета-фактуры (так называемые «неотфактурованные поставки»).

В целях укрепления финансовой дисциплины и усиления контроля покупателей за поставщиками все расчетные документы, в том числе и счета-фактуры, адресованные военному ведомству, посылались через Госбанк; Исключение было сделано лишь для некоторых грузов, по которым счета-фактуры направлялись непосредственно плательщику, минуя Госбанк.

Для урегулирования расчетов по «неотфактурованным» поставкам покупатели были обязаны оплачивать поступающие грузы независимо от наличия на них счетов-фактур. Такие грузы оценивались специальными комиссиями с участием представителей финансовых органов и Госбанка. В тех случаях, когда поставщик не мог быть установлен, соответствующие суммы зачислялись в доход государственного бюджета.

Наряду с урегулированием расчетов по «бесхозяйным» грузам и «неотфактурованным» поставкам Госбанк осуществлял строгую проверку причин отказов от акцепта, число которых в первый год войны значительно возросло. Эти меры способствовали упорядочению расчетов и укреплению расчетной дисциплины.

Одним из крупных мероприятий по укреплению платежной дисциплины явилось урегулирование расчетов хозорганов с банком по задолженности, возникшей до эвакуации. На погашение этой задолженности направлялись остатки средств на расчетных счетах, а при необходимости – и поступления за товары, отгруженные покупателям до эвакуации.

Третий этап, охватывающий период с момента разгрома немцев под Сталинградом до победоносного окончания Великой Отечественной войны, характеризуется развитием кредитования хозяйства на территориях, освобожденных от оккупантов.

Особенно большой разворот восстановительные работы получили в связи с историческим постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». При помощи кредита Советское государство обеспечивало наилучшее использование оборотных средств народного хозяйства и содействовало ускорению темпов восстановительных работ. В целях упорядочения финансового хозяйства предприятий, у которых имелась старая задолженность, возникшая до оккупации, предоставлялась отсрочка платежа. Таким образом, старая, просроченная задолженность не влияла на финансовое положение предприятий, что создавало благоприятные условия для их нормальной работы.

При этом кредитование хозорганов, восстанавливающих свою деятельность в районах, освобожденных от оккупации, осуществлялось на льготных основаниях. Государственные и кооперативные предприятия в течение первых трех месяцев их работы после восстановления могли получать кредит Госбанка независимо от состояния их собственных оборотных средств. В сочетании с отсрочкой старой задолженности льготное кредитование восстановленных предприятий имело большое значение для быстрого развертывания хозяйства на освобожденной территории.

Большие кредитные льготы были предоставлены торговым организациям и предприятиям общественного питания, на которых возлагалось снабжение населения, освобожденного от фашистского ига. Наряду с кредитами на текущие нужды эти предприятия получали банковский кредит сроком на три месяца для формирования минимума собственных оборотных средств. Кроме того, в течение одного месяца Госбанк полностью оплачивал весь завоз товаров, не требуя от торговых организаций долевого участия.

Развитие военного хозяйства сопровождалось ростом кооперирования между различными предприятиями оборонной промышленности. Это привело к значительному увеличению взаимных поставок и услуг и на этой основе – к расширению взаимных расчетов в хозяйстве. Особенно большое распространение получили взаимные расчеты, осуществляемые через бюро взаимных расчетов, число которых за годы Отечественной войны сильно возросло. Развитие безналичных расчетов содействовало сокращению неплатежей и упорядочению расчетных отношений между предприятиями.

Ресурсы краткосрочного кредитования в годы войны. Немаловажную роль играла кредитная система и в деле мобилизации денежных средств на нужды войны. Уже в первый год войны правительство вынуждено было использовать для финансирования военных расходов средства бюджета на счетах в Госбанке, образовавшиеся в результате превышения доходов над расходами государственного бюджета в предвоенные годы.

Вместе с тем в доход бюджета были перечислены и направлены на военные нужды неиспользованные остатки фонда директора и излишки оборотных средств хозорганов, свободные средства банков долгосрочных вложений и другие свободные ресурсы хозяйства – всего на общую сумму свыше 20 млрд. руб.

Резкое сокращение остатка средств бюджета на счетах в Госбанке в результате роста военных расходов вызвало значительное уменьшение ресурсов для краткосрочного кредитования. Одновременно уменьшилась и потребность в краткосрочном кредите, так как сократились сверхнормативные остатки товароматериальных ценностей, использованные преимущественно на нужды обороны страны. Сокращение сверхнормативных остатков товароматериальных ценностей не только уменьшало потребность в банковском кредите, но и означало также высвобождение части средств, оседавших на счетах хозорганов, и, следовательно, увеличение размеров привлеченных ресурсов Госбанка. Остатки средств на счетах хозорганов увеличивались также в связи со значительным укреплением финансов предприятий в результате снижения себестоимости продукции, упорядочения расчетов и ускорения оборачиваемости средств. Так, если до войны средства на счетах хозорганов хранились в среднем около четырех дней, то в годы войны этот срок увеличился одно время до восьми дней. Заметно возросли и остатки средств на счетах колхозов, промкооперации и др.

Все это позволило в значительной степени возместить сокращение ресурсов для краткосрочного кредитования и обеспечить нормальное и бесперебойное кредитование военного хозяйства.

Необходимо отметить, что существенно изменилось и направление кредита, который в крупных суммах стали получать предприятия тяжелой промышленности под запасы сырья и топлива. Значительные кредиты под остатки готовой продукции и полуфабрикатов были предоставлены предприятиям тяжелой промышленности, выполнявшим военные заказы.

Финансирование капитального строительства в период войны. В годы Великой Отечественной войны большие и сложные задачи стояли также и перед банками долгосрочных вложений. Капитальное строительство, которое в начале войны несколько сократилось, стало быстро расширяться на основе слаженного военного хозяйства, принятых мер по упрощению и ускорению строительства, снижению его стоимости. Был установлен упрощенный порядок финансирования строительства по единичным расценкам, которые согласовывались с Промбанком.

Проведенные мероприятия способствовали быстрому росту капитального строительства. Так, в 1942 г. было смонтировано и сдано в эксплуатацию оборудования больше, чем в 1940 довоенном году; капитальные работы, выполненные в 1944 г. по объектам, которые финансировались Промбанком, на 64% превышали работы 1942 г. За период 1941–1945 гг. капиталовложения в социалистическое народное хозяйство составили 94,6 млрд. руб., что более чем на 60% превышало всю сумму капиталовложений в новое промышленное строительство за вторую пятилетку. Стоимость строительства при этом систематически снижалась: в 1942 г. это снижение составило 6,5%, в 1943 г. – 5,4, в 1944 г. –4,9%.

Как уже отмечалось, еще в годы войны на территории, освобожденной от оккупантов, начались большие восстановительные работы. Финансирование этих работ было возложено в основном на Промбанк.
Восстановительные работы финансировались на льготных условиях по упрощенным сметно-финансовым расчетам. О быстром развороте восстановительных работ свидетельствует тот факт, что на их финансирование в 1943 г. было направлено 30%, а в 1945 г.– 40% всей суммы капиталовложений, проходивших через Промбанк.

На протяжении всей войны кредитная система полностью обеспечивала всестороннее кредитно-расчетное обслуживание военного хозяйства. При этом были сохранены все установленные в мирных условиях основные принципы построения кредитной системы, а также банковского кредитования, расчетов, финансирования капиталовложений. Кредитное планирование позволило в кратчайший срок мобилизовать и направить на нужды обороны страны все временно свободные средства, а банковский контроль рублем содействовал наиболее правильному и эффективному использованию материальных и денежных ресурсов для обеспечения победы над врагом.

По: Гусаков А.Д., Дымшиц И.А. Денежное обращение и кредит СССР. – М.: Госфиниздат, 1951. С. 151–158 (с изменениями)


Реклама