Анонсы и итоги мероприятий Интернет-Чемпионаты Обучение Сертификации Конференции Конкурсы по финансам Рейтинг ВУЗов Большие Банковские Тесты Архив мероприятий Календарь мероприятий О нас


Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

18.10.2021

Это мы не проходили, это нам не задавали.

Часть первая

Не жди когда принесут, а возьми сам.

В обществе сложилось устойчивое убеждение, что диплом о высшем образовании является пропуском в успешную и богатую жизнь. Но история знает достаточно примеров, когда отсутствие диплома об окончании супер-колледжа или университета никак не отменяло успешность и состоятельность многих известных личностей как в IXX так и в XX веках.

Джон Дэвисон Рокфеллер - самый первый миллиардер в истории, кроме трёхмесячных курсов бухгалтеров, нигде не учился. Генри Форд - отец-основатель Ford Motor Company в 16 лет убежал из дома, бросив школу. Жак-Ив Кусто - изобрёл акваланг, камеры для подводной съёмки, приборы для освещения подводного мира, не имея высшего образования. Ингвар Кампрад -в 17 лет основал IKEA, но никаких сведений даже об учёбе в школе нет. Билл Гейтс- создатель программного обеспечения и основатель будущей корпорации Microsoft проучился в Гарварде 2 года, после чего был отчислен.  Стив Джобс - один из основателей Apple бросил колледж, поскольку нудная обязательная программа его не интересовала. Ларри Эллисон - создатель компании Oracle, входящий в тройку миллиардеров мира, дважды бросал Чикагский университет, так и не закончив его. Ричард Брэнсон - создатель корпорации Virgin бросил школу в 16 лет и никогда не поступал в университет.

Это далеко не полный список одних из самых успешных людей мира, каждый из которых подтолкнул его к тому, каким мы видим его сейчас. Как можно убедиться, у всех есть общее в биографии - в возрасте цветущей юности, когда их сверстники корпели над учебниками и конспектами, протирая штаны, купленные на деньги родителей, перечисленные джентльмены начинали создавать будущие финансовые империи, закладывать основы конвейерного автомобилестроения, разрабатывать программное обеспечение и мобильные устройства связи, изобретать оборудование для изучения тайн мирового океана.

Однако, отсутствие формального документа о прохождении обучения отнюдь не доказывает отрицания этими господами важности образования, как такового. Просто они получили его самостоятельно.

Природа наделила их талантом предвидения и целеустремлённым характером. Такую породу людей нельзя заставить что-то делать из-под палки, загоняя от сессии к сессии в душные лектории ради получения и без того известных знаний. Парни очень быстро поняли, что в затёртых временем учебниках нет ответов на важные для них вопросы и не стоит себя тешить надеждами, что они получат хоть какой-то отклик из уст преподавателя.

Самостоятельно искать и находить источники актуальных знаний, представляется делом весьма нелёгким, требующим большого усердия. В наше время господства всемирной паутины практически любые знания и информацию можно получить, даже не отрываясь от пятой точки. Но во времена юности, молодости и становления собственного дела представленных господ Интернета не было, что лишний раз подтверждает их неуёмную целеустремлённость следовать своим склонностям. Видимо, в этом и есть секрет успеха. Более того, ещё более недюжинные способности необходимы, что бы полученные знания преобразовать в до селе неизвестные компетенции, давшие сильнейший импульс технологическому рывку, совершенно новым знаниям и научным направлениям. 
     
Дерендяев А. В. 21.10.28 20:07:54.jpg

Например, Генри Форд известен тем, что первым поставил на конвейер технологически сложную и нуждающуюся в технической поддержке на протяжении всего срока эксплуатации продукцию - автомобиль.  Позже он написал книгу "Моя жизнь, мои достижения", которая до сих пор является классическим произведением по научной организации труда и стала источником такого сложного политэкономического явления, как фордизм. То есть, человек создал целую экономическую школу, не просидев ни одного дня в колледже или университете. Генри Форд считал, главная задача человека - научиться пользоваться своим собственным умом, а не слепо полагаться на учебники и часто говорил: "Самая трудная вещь на свете - это думать своей собственной головой. Вот, наверное, почему так мало людей этим занимаются".

А вот о Билли Гейтсе, которого исключили из Гарварда на втором курсе, а через несколько лет он получил множество докторских степеней в университетах по всему миру - например, в Стокгольмском университете, Голландской школе бизнеса, Пекинском университете и Гарварде, где читал лекции будущим программистам, а позже написал три книги: "Дорога в будущее", "Бизнес со скоростью мысли", "Как избежать климатической катастрофы", которые по праву могли бы занять достойное место в библиотеке молодых "самообразованцев". В федеральном государственном образовательном стандарте и учебных программах наших ВУЗов и СУЗов, поверьте, таких книг нет.

Несмотря на то, что сами представленные успешные люди не тратили время на обучение в университетах, большинство из них были настоящими филантропами и не стеснялись помогать средствами сфере образования. Джон Рокфеллер вкладывал деньги в Чикагский университет и Нью-Йоркский институт медицинских исследований, который создал сам. В 20-м веке Рокфеллер стал основателем благотворительного фонда - "Совет по всеобщему образованию". Но, всё же, Рокфеллер всегда подчёркивал, что диплом - только старт для карьеры, а не средство для получения большой прибыли. Он говорил: "Диплом создаёт иллюзию, что у тебя вообще нет проблем. Внушая тебе ложное чувство превосходства над людьми без высшего образования и лишая чувства реальности. Начинает казаться, что всё получается, что завтра ты пойдёшь в гору и сможешь решить любую проблему, но это только иллюзия".

Иллюзия быстро рассеивается, особенно когда наши выпускники однажды получают первое рабочее задание и, пытаясь вытащить из памяти хоть какие-то остатки вложенных знаний, ничего не могут произнести кроме: "Это мы не проходили, это нам не задавали". И, к сожалению, действительно не проходили, и не задавали, не учили, и потому не знают. Те же, кто набирался знаний и профессионального мастерства самостоятельно, никогда не скажут таких слов, потому что сами всё проходили, сами себе задавали, сами себя учили, и сами всё знают. У них цель была иная и, уж точно, не диплом. Так, быть может, молодому человеку или девушке, мирно спящим на лекции или отсутствующим взглядом "внимающим" скучным речам преподавателя, стоит уже задуматься над завтрашним днём и встряхнуть с себя паутину лени и инфантильности? Да смогут ли они сами это сделать, коли продолжают жить так, как уже живут? Сомневаюсь я в этом и от этого грустно и печально. А что делать? Разве что, выложить на фронтонах всех учебных заведений страны огромными буквами такие слова: "Высшее образование даёт нам возможность заработать на хлеб, а самообразование - на масло и чёрную икру".

Часть вторая.

Не только в деньгах измеряется успех.

Мир и сегодня не перестаёт нас удивлять людьми, двигающими технологический прогресс до космических высот, не имеющих фундаментального высшего образования. Илон Маск учился какое-то время в Пенсильванском университете, где получил степени бакалавра по физике и экономике, а позже поступил в Стэнфорд, который бросил, не проучившись и недели, чтобы начать свое дело. Ознакомившись биографией этого изобретателя, визионера и миллиардера, вы не увидите автомобилестроительных институтов, хотя изобретённый им электромобиль Tesla Model S 70D был назван "автомобилем века" в 2015 году. Вы не найдёте нигде упоминаний, что Маск изучал космическое кораблестроение в университете, но 30 мая 2020 года его самая амбициозная компания SpaceX совершила первый в истории частный пилотируемый запуск в космос корабля Crew Dragon, а к середине 2021 года на околоземной орбите находилось свыше 1,3 тысяч спутников Starlink, созданных и отправленных туда компанией Илона Маска.

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:08:25.jpg

Журнал Forbes составил список уроков из жизни одного из самых известных и успешных инноваторов современности и на первом месте вы увидите это: "Больше читайте. Илон в детстве прочитал всю Британскую энциклопедию и любил проводить время за книгами и позже, когда стал старше. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно постоянно продолжать самообразование, расширять кругозор и подпитываться новыми идеями". Кроме этого обращает на себя внимание упорная работа, чтобы не растерять свой потенциал и отказ от следования тенденциям, когда лучше сосредоточиться на своей уникальности, вместо того, чтобы следовать за другими в серой послушной масс, как овца в отаре. А ведь Маск, по мнению того же журнала, представляет собой профиль "человека из будущего".

Ничего не изменилось со времён Генри Форда и Джона Рокфеллера - пожизненное самостоятельное образование и большой труд, утверждающие уникальный потенциал успешного человека.

Читатель может упрекнуть меня в некой избирательности примеров из жизни самообразованных лидеров большого бизнеса. Ну, во-первых, пример с Жаком Ив Кусто не из сферы крупного предпринимательства, а, во-вторых давайте тогда окунёмся в мир научных открытий, принадлежащих учёным-самоучкам?

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:08:43.jpg

Константин Эдуардович Циолковский - русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, основоположник теоретической космонавтики. Обосновал использование ракет для полётов в космос, пришёл к выводу о необходимости использования "ракетных поездов" - прототипов многоступенчатых ракет. Не поступив в училище, за три года Константин Циолковский полностью освоил гимназическую программу, а также значительную часть университетской.

Майкл Фарадей - не сумел получить системное образование, но рано проявил любознательность и страсть к чтению. Фарадей создал первую модель электродвигателя и первый трансформатор; открыл химическое действие тока, законы электролиза, действие магнитного поля на свет, диамагнетизм; первым предсказал электромагнитные волны; ввёл в научный обиход термины ион, катод, анод, электролит, диэлектрик, диамагнетизм, парамагнетизм и другие.

Борис Васильевич Кукаркин - окончив школу, занимался самообразованием. В 1928 г. обнаружил зависимость между периодом и спектральным классом затменных переменных звёзд. В 1934 г. установил статистическую зависимость между амплитудой вспышки и продолжительностью циклов между вспышками у переменных типа U Близнецов, что привело к предсказанию ими вспышки новоподобной звезды T Северной Короны.

Израиль Моисеевич Гельфанд - основные труды Гельфанда относятся к функциональному анализу, алгебре и топологии. Автор многочисленных работ по нейрофизиологии волевых движений, клеточной миграции в тканевых культурах, алгоритмизации клинической работы врачей. Гельфанд - основоположник крупной научной школы, хотя сам не получил даже среднего образования.

Можно долго перечислять имена основателей целых научных направлений, школ и дисциплин, которым никто ничего не задавал и всё, что они проходили было в общем для всех "Университете Самообразования". Для учёных показателями успешности являются открытия, подарившие человечеству новые компетенций и поднявшие его жизнь к более высокой ступени развития, превратив личные достижения в достижения всего человечества. Есть ли в этом мире более благородная цель?

Часть третья.

О том, что знаний много, а времени мало.

В декабре 2017 года я попал на выступление ректора Московского государственного университета Виктора Садовничего, где он привёл интересные данные университетских исследований, которые говорили, что если объём знании, накопленных человечеством к 2003 году вмещался на носителе объёмом 5 эксабайт ( 5Х10 в 18 степени), то к 2012 году всё размещалось на носителе объёмом 4 Х 10 в 21 степени), то есть 4 зеттабайта. Если же смотреть прогноз 2022 года, то последняя цифра увеличится в 10 раз. При этом скорость вычислительной техники уже выросла в 8 000 000 раз, а скорость вычислений в 400 000 раз! (см. рисунок).

Дерендяев А. В. 21.10.28 20:09:32.jpg

"Нынешний студент или школьник должен, в первую очередь, не зазубривать нескончаемые знания, а уметь их искать, находить в нужное время и использовать себе на пользу, как в повседневной жизни, так и на работе. Пока вы будете учить человека профессии, пытаясь дать ему максимальные знания, навыки и умения по ней в "знаниевом" образовании, время изменит и профессию, и среду, в которой эта профессия была актуальна" - заключил своё выступление Виктор Антонович.

Современный опыт государственного формального образования показывает, что даже самые ультра-превосходные программы не способны вложить и трети знаний, умений и навыков, востребованных в профессиях сегодняшней действительности. Если студента с первого сентября первого курса института или техникума не настроить на самостоятельный поиск знаний, не задать главным вектором самообразование, то к выпуску мы получим армию профанов, невежд, полузнаек и недоучек, которые "это мы не проходили, это нам не задавали". Кого угодно мы получим, но не молодых специалистов, которых так ждёт работодатель и страна.

Время для обучения профессии в группе, на курсе или факультете всем отпускается одинаково, равное количество лекций, семинаров, практики. Они поступают на курс и выходят из него вместе, но промежуток между началом и концом заполняют по-разному. Молодому организму свойственно предаваться: длительному сну, спорту, ночным клубам и дискотечным тусовкам, общественным формальным и неформальным движениям, романтике путешествий и любовных похождений. Нет в этом ничего предосудительного, но время от этого резиновым не становится, и встреча с первым работодателем неизбежна, как рассвет после ночи. А не придётся пожалеть за бесцельно прожитые годы?

Одним из признаков по-настоящему мыслящего и развивающегося, человека, желающего и стремящегося к познанию окружающего мира и его явлений, является тяга к получению новых и новых знаний, опыта, навыков, расширению границ своего кругозора. И если отпущенное в институте время в большей степени будет заполнено именно этим, то в мир выйдет человек, возможно, более знающий мир, чем оставшиеся позади учителя, сами передававшие учащимся не собственные знания и опыт. Дело в том, что компетенции, приобретённые человеком самостоятельно посредством самостоятельных действий, усилий, успехов и ошибок являются бесценными и, в конце концов, интегрируются в его личность, становясь частью его человеческой натуры. Абсолютно всё, чего человек смог добиться сам, гораздо лучше впечатывается в его память, трансформируя его личность и адаптируя теоритический знания в плоскость практической работы. Так может заполнить время более полезным делом, инвестируя в себя как можно больше знаний? Но это под силу только рачительным хозяевам отпущенного времени.

Дмитрий Иванович Писарев - русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер-демократ по этому поводу сказал, по-моему, очень подходящие слова: "Кто дорожит жизнью мысли, тот знает очень хорошо, что настоящее образование есть только самообразование и что оно начинается только с той минуты, когда человек, распростившись навсегда со всеми школами, делается полным хозяином своего времени и своих занятий".

На этом оставляю нашего молодого читателя наедине с собой и теми мыслями, которые, возможно, зародились в его голове.

Но разговор не окончен?

Булат Арсал


Реклама