Финансовые маркетплейсы буксуют на старте: Активно развивается только тройка крупнейших
Финансовые маркетплейсы начинают предлагать клиентам новые услуги, в том числе, например, автокредиты. Однако выход на рынок новых платформ остается долгим, иногда это занимает больше года. Развитие таких проектов требует существенных инвестиций и устойчивой бизнес-модели, отмечают эксперты. Дополнительно сдерживает расширение маркетплейсов жесткая конкуренция со стороны банков. В результате доминировать на рынке продолжают три первых крупных игрока - "Финуслуги", "Сравни", "Банки.ру". "Открытый финансовый маркетплейс" (ОФМ; в реестре операторов финансовых платформ ЦБ с декабря 2021 года) начал выдачу онлайн-автокредитов, рассказал "Ъ" его гендиректор Даниэль Зеленский. Кредитование запущено совместно с автомобильным маркетплейсом Fresh, ОФМ выступает оператором платформы. Покупатель авторизуется через "Госуслуги" и запрашивает кредитные предложения банков с помощью инфраструктуры финансового маркетплейса. ОФМ также планирует запуск онлайн-ипотеки. Среди партнеров пока только Экспобанк и ОТП-банк, подключение еще четырех кредитных организаций ожидается в течение месяца, а к концу года число партнеров может вырасти до десяти. Всего в реестре ЦБ сейчас состоят девять финансовых платформ, четыре из которых вошли в него до 2022 года. Однако с момента попадания в реестр до начала реальной работы, как правило, проходят многие месяцы, а то и годы. Например, на сайте маркетплейса ЕФР (вошел в реестр в конце июня 2023 года) говорится, что он "работает в режиме тестирования и ограниченной функциональности". На сайте маркетплейса "Финплатформа" (входит в периметр ЦИАН, вошел в реестр в апреле 2023 года) также размещено уведомление о тестовом режиме: "Рабочий сервис в разработке". Участники рынка отмечают, что долгий срок запуска проектов связан с учетом многих факторов, в том числе с обеспечением регуляторных требований. По словам Даниэля Зеленского, два года в компании "создавали инфраструктуру, продукт, инвестировали сотни миллионов рублей, а также искали партнеров-единомышленников среди банков и партнеров по клиентскому трафику". В ЕФР пояснили "Ъ", что "процесс запуска небыстрый, так как функционал финансовой платформы сопряжен со сложными техническими интеграциями". В частности, с одной стороны, необходимо исполнять "серьезные регуляторные требования по работе с персональными данными и идентификацией потребителей", а с другой - обеспечить "обмен данными с каждой финансовой организацией". В ЕФР делают ставку на собственных выездных представителей более чем в 700 городах РФ. "Таким образом, для банков-партнеров мы можем предложить расширение географии присутствия, а клиентам повысить уровень доступности финансовых услуг",- уточнили в компании. Вместе с тем участники рынка, вышедшие на него раньше других, набирают обороты. Финансовый маркетплейс "Сравни" (в реестре с августа 2021 года) впервые анонсировал запуск онлайн-кредитования с участием пяти банков в ноябре 2022 года. На начало 2024 года число пользователей онлайн-кредитов и кредитного рейтинга "Сравни" составило 450 тыс. человек, а средний ежемесячный прирост аудитории - 60 тыс. человек. На площадке доступно оформление вкладов у нескольких банков и в будущем планируется увеличить их число до десяти, а также пилотируется онлайн-ипотека. В "Банках.ру" (в реестре с сентября 2022 года) отметили, что за 2023 год через их сервисы оформлено около 200 тыс. вкладов на сумму более 200 млрд руб. Число клиентов, воспользовавшихся хотя бы одной услугой на маркетплейсе, превысило 600 тыс. человек, а количество банков-партнеров достигло пятнадцати. В "Финуслугах" (входит в группу Московской биржи, в реестре ЦБ с августа 2020 года) не ответили на запрос "Ъ". На сайте маркетплейса упомянуты 13 банков и 16 страховых компаний, услугами которых можно воспользоваться. Устойчивость бизнес-моделей финансовых маркетплейсов "остается под вопросом", полагает финансовый эксперт Андрей Бархота. По его словам, "маркетплейсы вынуждены развивать несколько направлений и не ограничиваться одним видом продукта, чтобы подстраховаться в плане источников дохода". Одновременно, уточняет эксперт, им приходится "выживать в сложной конкурентной среде", поскольку банки также инвестируют в развитие онлайн-кредитования, а также развивают партнерские проекты и дистрибуцию продуктов по другим каналам (торговые центры, салоны связи и т. п.). Более того, подчеркивает господин Бархота, не всем банкам выгодно сотрудничать с маркетплейсами, где клиента получает тот, у которого выгоднее условия. Поэтому, по его мнению, сложившаяся олигополия на рынке маркетплейсов сохранится. Представители маркетплейсов настроены более позитивно. В "Банках.ру" полагают, что "финансовые маркетплейсы постепенно перестают быть выбором меньшинства". Если в прошлом году подключением к финансовой платформе больше интересовались небольшие региональные банки (которые получали возможность расширить географию присутствия без открытия отделений), поясняют в сервисе, то в начале 2024 года "появился интерес и среди крупных игроков".