О Чемпионате 2015 Итоги чемпионата Библиотека чемпионатов Тест-сектор Архив чемпионатов Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

16.02.2024

Мошенников приветствует автоответчик: Сотовые операторы предложили банкам новый сервис

   Крупные операторы связи предлагают банкам услугу по выявлению потенциальных дропперов (посредников при дроблении средств, полученных мошенническим путем). Отсеивание этой высокорисковой клиентуры должно помочь банку и в борьбе с мошенниками, и в сокращении числа разбирательств инцидентов. Однако эксперты указывают на риски таких услуг, в том числе с точки зрения качества проверок и законности обработки персональных данных.
   Мобильные операторы стали предлагать кредитным организациям услуги по выявлению среди клиентов потенциальных участников мошеннических схем. МТС приступила к широкой продаже сервиса для банков и МФО по проверке физических лиц перед оказанием услуг, одна из основных функций которого - определение потенциальных дропперов, заявили "Ъ" в компании. "У "Билайна" уже есть сервис по определению вероятных дропперов и других видов потенциального мошенничества",- отметили в "Вымпелкоме". В Tele 2 планируют запустить услугу выявления дропперов как среди своих абонентов, так и клиентов других операторов связи.
   Дропперы осуществляют посреднические функции при проведении мошеннических операций. Их счета и карты используются для дробления, переводов и снятия похищенных средств граждан.
   Как пояснили в МТС, при открытии банковского онлайн-продукта клиент вводит номер телефона. После этого банк отправляет его на проверку оператору на наличие у клиента "подозрительных паттернов поведения". В частности, речь идет о частоте смены SIM-карт, посещаемых интернет-ресурсах. Как поясняют в МТС, проверка проводится при помощи скоринговых моделей, в том числе по клиентам других операторов. Как отмечают в "Вымпелкоме", внутри сервиса "заложены модели машинного обучения, которые, в частности, оценивают паттерны поведения и способны распознать подозрительные действия клиента".
   Директор практики по оказанию консультационных услуг компаниям финансового сектора Kept Ольга Бледнова среди признаков дропперов отмечает в первую очередь частую смену сим-карт за короткий период времени, в том числе в разных регионах, или отсутствие привязки номера к интернет-банку. Для оформления дебетовой или кредитной карты обязательным условием является указание номера мобильного телефона, поэтому злоумышленники пользуются сим-картами с сомнительным прошлым, добавляет директор технического департамента RTM Group Федор Музалевский.
   Эксперты признают, что подобный сервис актуален для банков любого размера. Организация обмена информацией между операторами связи и банками может стать эффективным механизмом по противодействию мошенничеству, подтверждают в ЦБ. Крупные банки, впрочем, утверждают, что справляются своими силами. Зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов в рамках проходящего на этой неделе "Уральского форума" рассказал, что банк "одномоментно смог успешно заблокировать 15 тыс. карт дропперов".
   В случае обнаружения мошенничества банк сталкивается с необходимостью взаимодействия с пострадавшими клиентами, ответами на запросы регуляторов и проведением процедур, связанных с инцидентами, что может повлечь репутационные риски, отмечает руководитель направления противодействия мошенничеству центра прикладных систем безопасности компании "Инфосистемы Джет" Алексей Сизов. Кроме того, по словам гендиректора SafeTech Дениса Калемберга, дропперы могут участвовать в сомнительных операциях с точки зрения законодательства ПОД/ФТ, потому, если решение позволяет выявлять подобных лиц, это благо.
   Но эксперты и сами участники рынка отмечают и риски "антидропперских" услуг. У любого оператора качество проверок за периметром собственных данных начинает деградировать, признают в Tele2. Так, гражданин, условно неблагонадежный для одной связки оператор-банк, может выглядеть законопослушным для связки другого оператора и банка, поясняет господин Музалевский. И в первом случае он столкнется со сложностями при открытии счета, что снижает доступность финансовых услуг, подчеркивает эксперт.
   Кроме того, отмечает юрист практики интеллектуальной собственности K&P Group Кристина Тимофеева, операторы сотовой связи не вправе предоставлять сведения о гражданах-абонентах другим операторам, а также передавать эту информацию в банковские организации, если нет согласия от самого абонента.

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/6510980


Реклама