Открытые тесты Итоги сертификации О сертификации Список тестов Участникам майской сертификации Подготовка к сертификации СПС "ПРОФТЕСТ" Библиотека Тест-сектор Административный сектор Календарь мероприятий Архив чеспионатов
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

20.08.2017

Новые подходы к инкассации глазами участников рынка и Банка России


Все более актуальные на фоне сложной экономической ситуации риски нападения на инкассаторов заставляют банки своевременно искать новые эффективные подходы для повышения безопасности перевозок ценностей и, конечно же, защиты самих инкассаторов.

Ситуацию может изменить недавно прошедший публичное обсуждение проект Положения "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации". Данный документ предусматривает, в числе прочего, возможность не применять требования, установленные к автотранспорту, а также к наличию у инкассаторских работников служебного оружия, в случае использования при перевозке наличных денег специальных устройств, при несанкционированном вскрытии которых происходит окрашивание банкнот специальной краской.

Но готовы ли сами инкассаторы отказаться от привычной брони и оружия в пользу инноваций? И что думает по этому поводу Банк России? В кулуарах Третьей международной конференции "Актуальные вопросы развития НДО", проходившей в Суздале 19-22 июня 2017 года, журнал "ПЛАС" предложил участникам рынка, включая представителей мегарегулятора, ведущих инкассаторских компаний и коммерческих банков, поделиться своим видением ситуации.

  • По мнению Георгия Лунтовского, 1-го заместителя Председателя Правления Банка России, использование спец. контейнеров позволит отказаться и от бронирования автомобилей, и от оружия. Это обеспечит коммерческим банкам соответствующую экономию при общем снижении рисков нападения.
  • Сбербанк России, в настоящее время активно использующий в работе подразделений инкассации высокотехнологичные устройства, которые являются средствами пассивной безопасности, в том числе спецконтейнеры, начиная с 2010 года, также видит большую перспективу развития пассивных средств охраны спецавтомобилей и инкассаторов при работе на маршрутах. Кроме того, Сбербанк не ограничивается внедрением спецконтейнеров в технологический процесс инкассации, проводит пилотные проекты по осуществлению перевозок денежной наличности на спецавтомобилях, оборудованных ячейками для спецконтейнеров, либо дроп-сейфом, при несанкционированном вскрытии которого также происходит окрашивание банкнот специальной краской. Кроме того, Сбербанк приступил к разработке технологии транспортировки денежной наличности с применением беспилотных летательных аппаратов.
  • Аналогичную позицию по поводу применения систем окрашивания банкнот при инкассаторской транспортировке (IBNS, или интеллектуальные системы нейтрализации банкнот) высказали представители и других кредитных учреждений.
  • В свою очередь, Алексей Квашнин, региональный менеджер по продажам, StrongPoint Cash Security, подчеркнул: "Я предпочитаю ставить во главу угла защиту жизни, и уже потом говорить о защите ценностей".
    Свои слова он прокомментировал кнкретным примером.
    Февраль 2006 года, Швеция. Закон "Об охране труда" опубликован в обновленной редакции. "...Согласно ст. 7 раздела 7 Государственное управление охраны труда с 30 августа 2006 года запрещает любую транспортировку ценностей от точки получения ценностей до точки доставки ценностей без использования системы, приводящей ценности в неплатежеспособное состояние. Действие запрета не распространено на транспортировку монет" С тех пор, то есть с 2006 года, в Швеции не пострадал ни один (!) инкассатор.
    Исследования европейской отраслевой организации EURICPA (European Intelligent Cash Protection Association - Европейская ассоциация производителей решений интеллектуальных систем нейтрализации банкнот, https://euricpa.org/) демонстрируют рост использования IBNS на 61% в странах Европейского союза в целом и на 86% - в странах еврозоны в период с 2008 по 2015 год. И конечно же, существуют страны, где ценности разрешено перевозить только при использовании в операционном процессе оборудования, включающего в себя решения IBNS. Выше я уже говорил о шведском опыте. Аналогичный подход в отношении перевозки ценностей практикуют и законодатели Бельгии. НО! Ни для кого не секрет, что запуск любых новшеств в процесс инкассации - дело, мягко говоря, непростое.
    Для разрешительного или обязательного внедрения решений IBNS необходимо соблюдение целого ряда важных условий, из которых выделяют три.
  • Во-первых, решения IBNS должны быть допустимы к использованию на законодательном уровне. Подготовка национального законодательства просто необходима.
  • Во-вторых, необходима регламентация процесса сертификации IBNS-решений со стороны регулятора. На этом этапе необходимо создание механизма сертификации.
  • В-третьих, требуется осуществление регулятором надзорных функций в рамках применения решений IBNS, разработка методов анализа поступающих к обмену окрашенных банкнот, их идентификации. Здесь необходимо тесное взаимодействие с правоохранительными органами, ведь обнаружение банкнот со следами спецкрасок может означать, в том числе, что эти банкноты были украдены. А это уже преступление, возможно, выходящее за рамки сферы деятельности Центрального Банка.

    Таким образом, возможность приведения банкнот в неплатежеспособное состояние (в нашем случае это окрашивание) создает условия безопасной работы для сотрудников инкассаторских служб и значительно снижает потенциальные риски возникновения опасных ситуаций для общества в целом. Кроме того, исключается и сама возможность получения преступниками выгоды от преступления, что лишает последнее какого-либо смысла.

Источник:  по материалам журнала "ПЛАС" http://www.plusworld.ru/strongpoint/


Реклама