Тесты для тренировки Итоги Чемпионата О Чемпионате Для участников Первенство по банковскому делу Библиотека чемпионата Тест-сектор Архив мероприятий Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

17.01.2019

Кредиторам настроили частоту

Верховный суд (ВС) подтвердил незаконность заключения кредиторами соглашений при оформлении ссуды, позволяющих увеличить частоту взаимодействия с должниками. Такие соглашения позволяли обойти требования закона о взыскании долгов физлиц при возврате просроченной задолженности. Теперь эксперты ожидают массовых жалоб от заемщиков, заключивших подобные договоры, а также осложнений в работе взыскателей.
Определением ВС подтверждена незаконность заключения кредиторами соглашений, заранее устанавливающих частоту взаимодействия с должником, при заключении договора потребительского кредита или займа. Рассматривая кассационную жалобу коллекторского агентства "Финколлект" (входит в ГК Eqvanta) на постановления судов нижестоящих инстанций о привлечении к административной ответственности, ВС пришел к выводу, что они являются обоснованными. В определении ВС указывается, что суды правомерно отклонили ссылку "Финколлекта" на заключенное "соглашение об иной частоте взаимодействия с должником (является условием договора займа), посчитав, что данное условие ущемляет права потребителя по сравнению с правилами, установленными 230-ФЗ".
Но закон позволяет должнику и кредитору, заключить соглашение, устанавливающее частоту взаимодействия по усмотрению кредитора, но не на этапе выдачи займа, а уже после возникновения просрочки.
Кредиторы, впрочем, уверены, что не ущемляют права заемщиков. "При заключении таких соглашений мы руководствуемся прежде всего соблюдением баланса между интересами заемщика и кредитора, ни в коем случае не допускаем ущемления прав своих клиентов и превышения рекомендуемой регулятором частоты взаимодействия с ними",- уверили в Тинькофф-банке.
Но ЦБ - регулятор кредитных организаций и ФССП - регулятор взыскателей не могли прийти к консенсусу по данному вопросу (см. "Ъ" от 2 февраля 2018 года).
Определение ВС фактически поставило точку в споре. В пресс-службе ГК Eqvanta сообщили "Ъ", что ожидали такой реакции ВС, поэтому еще в конце октября прекратили использование подобных соглашений. "Тем самым мы выполнили наши изначальные договоренности с ФССП о наработке правоприменительной практики по соглашениям,- добавили там.- Мы уважаем решение Верховного суда и сейчас рассматриваем возможность обращения в Конституционный суд для финального устранения правовых коллизий".
В ЦБ сообщили, что подходы, изложенные в определении ВС, будут учитываться им при оценке деятельности поднадзорных организаций.
"Ранее судебная практика по указанному вопросу складывалась противоречиво и не давала однозначного ответа относительно возможности заключения соглашения о частоте взаимодействия на этапе подписания договора,- добавили там.- Определение ВС о непринятии кассационной жалобы позволяет более четко формировать позицию по данному вопросу и обеспечивает дополнительный механизм защиты потребителя". В ФССП пояснили, что при заключении договоров займа заемщик не является должником в смысле, придаваемом этому термину профильным законом. "Таким образом, соглашение, предусматривающее частоту взаимодействия с должником по инициативе кредитора, отличную от предусмотренной данным законом, может быть заключено только после возникновения просроченной задолженности",- подчеркнули там.
Эксперты отмечают, что данное решение ВС ляжет в основу дальнейшей судебной практики. По словам партнера юридической компании НАФКО Ирины Мостовой, в дальнейшем при рассмотрении вопросов, связанных с законностью получения коллекторами дополнительных рычагов воздействия на заемщиков, допустивших просрочку, суды получат возможность опираться на решение ВС. "Уже заключенные соглашения, в которых прописан особый порядок взаимодействия с должником, теперь точно можно назвать незаконными,- говорит гендиректор "Юридического бюро N 1" Юлия Комбарова.- Данное решение может спровоцировать массовые жалобы граждан, согласившихся на подписание подобных соглашений и получающих звонки чаще установленной законом нормы, и негативно скажется на коллекторских сборах, так как в несколько раз уменьшит психологическое давление на должников". Уравнивание правил игры создаст проблемы только для тех, кто в оценке регуляторных рисков исходит не из требований к деятельности по существу, а по формальным признакам применимости наказания, не согласен президент СРО "Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств" Эльман Мехтиев.
Источник: КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/3855351


Реклама