Тесты для тренировки Итоги Чемпионата О Чемпионате Для участников Первенство по банковскому делу Библиотека чемпионата Тест-сектор Архив мероприятий Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

23.08.2017

Банки обяжут раскрывать гражданам баланс при каждой операции


   В рамках борьбы с закредитованностью населения депутаты внесли в Госдуму законопроект, который обяжет банки оповещать клиента о том, какой именно объем собственных и заемных средств потрачен при совершении каждой операции по банковской карте, в том числе в рамках овердрафта. Сейчас такая практика применяется далеко не всеми игроками, и в конце месяца держателя карты нередко ждет неприятный сюрприз в виде долга по овердрафту. Банкиры считают предложенные меры избыточными, а правозащитники находят такой подход весьма актуальным.
   Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков разработал законопроект, устанавливающий обязанность кредитора информировать заемщика о задолженности и об остатке лимита кредитования по банковским картам в составе уведомления о каждой проведенной операции. В настоящее время информация о размере текущей задолженности по кредиту, сумме доступного кредитного лимита, произведенных за предшествующий месяц платежах по кредиту, а также о размере предстоящего платежа предоставляется заемщику кредитной организацией не реже раза в месяц. Цель поправок - исключить заблуждение клиента о возможных собственных средствах для их использования и остатках кредитных лимитов. Законопроект уже поддержан Банком России и внесен в Госдуму.
   Как пояснил "Ъ" Анатолий Аксаков, необходимость дополнительного информирования обусловлена тем, что клиенты часто путают объем средств, находящийся на счете, с тем кредитным лимитом, который они могут использовать для оплаты товаров и услуг. "Видя на счете определенную сумму, клиент банка не понимает, что это овердрафт. Люди, заблуждаясь, используют деньги банка, за которые потом вынуждены платить проценты, и попадают в кредитную кабалу",- отмечает он.
По данным ЦБ на 1 января 2017 года (более поздние данные недоступны), кредитными организациями эмитировано 254,7 млн банковских карт, из них 34,2 млн это расчетные карты с овердрафтом и 31 млн кредитные карты.
   Если законопроект будет принят, кредитору придется оповещать клиента о том, какой он использовал объем собственных денежных средств, а какой пришелся на средства, предоставленные банком, по каждой операции. Это требование будет действовать как в отношении дебетовых карт с овердрафтом, так и кредитных при наличии на них собственных средств клиента. Порядок направления уведомления будет определяться условиями договора (как правило, это СМС-сообщение или сообщение, отправляемое на электронную почту).
   Банкиры скептически относятся к инициативе законодателей. По мнению директора департамента по развитию кредитных банковских продуктов банка "Ренессанс Кредит" Дмитрия Курганова, практика, когда к карточным дебетовым продуктам подключается овердрафт, в последнее время применяется достаточно широко, однако, чтобы поддерживать лояльность клиента и не вводить его в социальный дефолт, банки инициативно информируют, когда операции начинают финансироваться за счет овердрафта. "Возможно, есть банки, которые специально не оповещают клиента с целью ввести его в задолженность, но это уже недобросовестное отношение банка к клиенту",- отмечает он. "Введение необходимости подобного информирования по кредитным картам посредством СМС-сообщений потребует дополнительной доработки систем информирования, что повлечет временные и финансовые затраты,- рассуждает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.- Однако ощутимой пользы клиентам это не принесет, заемщики редко размещают свои средства на счете кредитных карт".  Предполагается, что после принятия поправок они вступят в силу в течение 180 дней со дня его официального опубликования. Этого срока, по оценкам участников рынка, достаточно для доработки систем информирования.
   Правозащитники в отличие от банкиров считают предложенные поправки весьма актуальными. "Это сделает обращение клиента с такими инструментами более предсказуемым и будет способствовать повышению финансовой грамотности и ответственного отношения граждан к своим тратам",- заключает руководитель проекта ОНФ "За права заемщиков" Виктор Климов.

Источник: Kommersant https://www.kommersant.ru/doc/3390987

 



 


Реклама