Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Истории не вписались в формат: Банки не смогли настроить передачу информации в БКИ

   С ноября все банки должны будут перейти на единый формат передачи данных в бюро кредитных историй (БКИ), одновременно изменятся правила поиска субъекта кредитной истории. Но банки, столкнувшись с существенными трудностями при внедрении новых форматов, просят ЦБ передвинуть сроки начала применения надзорных мер. По подсчетам участников рынка, быстрый переход может привести к утере миллионов кредитных историй, а десятки миллионов сделать неполными, что существенно усложнит оценку надежности заемщиков и приведет к росту рисков невозврата кредитов.
   Как стало известно "Ъ", Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил в ЦБ письмо с просьбой продлить срок, в течение которого не будут применяться меры к банкам, не успевшим перейти на новую форму передачи кредитных историй в квалифицированные бюро кредитных историй (КБКИ). Согласно нормативным актам ЦБ, банки должны это сделать к 31 октября, и продлевать срок регулятор не собирается. Как сообщили "Ъ" в Банке России, это уже делалось дважды и у участников рынка "было практически полтора года на доработку систем для исполнения требований".
   Вместе с тем, по словам главы НСФР Андрея Емелина, в совет продолжают поступать обращения о том, что установленного срока оказалось недостаточно для подготовки к столь масштабным изменениям. Как пояснил глава НСФР, на сегодняшний день ряд крупных кредитных организаций формирует глубину просрочки по формату LIFO (last in, first CHAMP_), тогда как новые форматы обязывают все источники кредитной истории производить расчет просрочки по формату FIFO (first in, first CHAMP_). Переход с одного формата на другой "приведет к неконсистентности (различию в данных.- "Ъ") информации в кредитной истории субъектов до 1 ноября и после этой даты и сделает оценку вероятности дефолта более оптимистичной, что приведет к недооценке прогнозируемого риска и фактическому росту кредитной просрочки по новым выдачам", уверен Андрей Емелин.
   Проблема усугубляется введением в действие требований, меняющих устоявшиеся правила поиска субъекта кредитной истории в базах данных КБКИ. "Заемщик с "плохой" кредитной историей может ее скрыть, если сменит паспорт и откажется от проставления в нем штампа о ранее выданных паспортах",- поясняет господин Емелин.
   Директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков утверждает, что у бюро все готово для перехода на новый формат. Однако в письме НСФР приводится оценка одного из КБКИ, согласно которой неполную кредитную историю будут иметь 25% субъектов. Кроме того, 11% субъектов, имеющих "плохую" кредитную историю (просроченная задолженность более 90 дней), улучшат ее (4% не будут иметь просроченную задолженность и 7% будут иметь максимальную просроченную задолженность менее 90 дней). Около 1% кредитных историй может быть утрачено.
   По данным крупнейших БКИ, у них хранятся 520-540 млн записей о кредитах порядка 100 млн заемщиков. Таким образом, десятки, если не сотни миллионов кредитных историй могут оказаться неполными, а миллионы кредитных историй рискуют и вовсе исчезнуть. По мнению НСФР, это приведет к значительному росту рисков невозврата по кредитам и удорожанию кредитования, что негативно отразится на доступности средств для населения.
   Восстановить или исправить фактические ошибки в кредитной истории крайне сложно, говорят юристы. По мнению юриста коллегии адвокатов Delcredere Карины Анненковой, быстрый переход на новый формат передачи данных в БКИ может привести к росту числа технических ошибок. "По сути, с первого ноября кредитный отчет пользователям будет предоставляться в виде "склеенного" набора данных: исторически накопленные данные в старом формате плюс принятые данные в новом формате, однако "исторические" данные могут пострадать ввиду их недопроверки и т. д.",- поясняет она.
   Неточности в кредитной истории гражданина могут долго оставаться не обнаруженными, добавляют провозащитники. По словам руководителя проекта ОНФ "За права заемщиков" Евгении Лазаревой, в России практически отсутствует культура регулярной проверки своей кредитной истории. Нельзя допускать ошибок при передаче данных в БКИ, это будет нарушением прав заемщиков, однако и затягивать переход на новый формат тоже недопустимо, подчеркивает она. Ситуация, продукты и условия на рынке постоянно меняются, отмечает госпожа Лазарева, стремительно меняется законодательство, и "рынок должен выполнять требования с той же скоростью, с которой он сам предъявляет требования к потребителю".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/5619157


Реклама