О семинарах банкам Ближайшие мероприятия Семинары по ББТ Охрана труда для банков Для кассиров (28.09.19) ПОД/ФТ/ФРОМУ (26.10.19) Вашим клиентам О партнёрстве
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

20.01.2020

Госдума изучит комиссии банков: Бизнес избавят от антиотмывочных тарифов

Gosduma.jpg   "Ъ" ознакомился с законопроектом, который запретит банкам взимать заградительные комиссии под предлогом борьбы с отмыванием. Он будет внесен в Госдуму в ближайшие дни. Такие комиссии есть почти во всех крупных банках, например за изъятие клиентом средств с заблокированного по антиотмывочному законодательству счета. Кроме того, документ запретит повышенные тарифы за переводы юрлиц в пользу физлиц в зависимости от суммы. Проект принципиально поддерживают в Росфинмониторинге и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), но лишь отчасти - в ЦБ.

   Депутат Владислав Резник подготовил и на днях внесет в Госдуму законопроект, направленный на борьбу с "дискриминационными практиками тарификации", которые применяют финансовые организации под предлогом борьбы с отмыванием доходов. Согласно тексту законопроекта, который имеется в распоряжении "Ъ", изменения планируется внести в антиотмывочный закон (115-ФЗ). В нем будет описано, что к антиотмывочным мерам "не относится установление дополнительных (повышенных размеров) комиссий, сборов и иных вознаграждений". Эта мера направлена против практики взимания банками заградительных комиссий, например, за перевод средств с заблокированных в рамках антиотмывочного законодательства счетов.

ВЭП-комментарий:

"Антиотмывочное" законодательство призвано бороться с теми, кто не хочет платить налоги, либо, напротив, уплатой налогов легализует нечестно нажитое.

Почему так получилось, что кто хороший, а кто плохой в "антиотмывочном" смысле решают банки? И, оказывается, решают это за деньги. Если операция по мнению банка является неблаговидной, то клиенту нужно просто заплатить банку соответствующую комиссию, и никаких проблем с законом не возникает.

Вопрос очевидный - неужели нарушения закона могут перестать быть нарушениями просто за деньги? А какие еще нарушения можно было бы не считать нарушениями за плату? Может антикоррупционные? Или откровенно мошеннические? А может деньги фальшивые за деньги можно не считать фальшивыми?

Странно всё это. Потому что "противоречие" очевидно.

   Кроме того, законопроект вносит изменения в закон "О банках и банковской деятельности", согласно которым при переводе денежных средств от юрлиц или индивидуальных предпринимателей в пользу физлиц размер комиссии "не может быть обусловлен различным назначением осуществляемых переводов либо различными суммами переводов". Сейчас стандартные тарифы за переводы в пользу физлиц варьируются в пределах от нескольких рублей до нескольких десятков рублей. Если же суммы переводов накопленным итогом превышают некие пороговые значения, то кредитные организации применяют повышенные тарифы. Например, 1,5% при сумме свыше 150 тыс. руб. или 10-12% для сумм свыше 5 млн руб. в месяц.

   Практика установления повышенных комиссий под видом борьбы с отмыванием доходов не предусмотрена законодательством, говорится в пояснительной записке. А "явно дискриминационные тарифы" банки вводят, применяя рекомендации ЦБ по борьбе с отмывочными схемами. Эти рекомендации не носят нормативного характера, и банки не обязаны их исполнять. Введение не имеющих экономического обоснования повышенных или запретительных комиссий для всех клиентов, включая добросовестных, противоречит принципам риск-ориентированных подходов в борьбе с отмыванием, а также "фактически превратилось в самостоятельную бизнес-функцию банков, в способ увеличения комиссионных доходов", считают авторы проекта.

   Идею запрета подобной практики поддерживают в ФАС. Глава ФАС Игорь Артемьев 12 декабря на совместном заседании ФАС и Ассоциации антимонопольных экспертов назвал такие способы увеличения доходов банков под предлогом борьбы с отмыванием "полным безобразием" и "хамством", а также призвал к "радикальным" мерам борьбы с такими практиками. Тогда же заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров назвал самой эффективной мерой противодействия таким практикам законодательные изменения. Получить комментарий ФАС "Ъ" оперативно не удалось.

   Пресс-служба Росфинмониторинга заявила "Ъ", что ведомству необходимо ознакомиться с деталями законопроекта, но саму идею там поддерживают. В ЦБ, судя по всему, выступают не за отмену применения банками экономических мер борьбы с отмыванием, а за их смягчение. В частности, регулятор заявил "Ъ", что исходит из недопустимости взимания банками повышенных комиссий "по операциям с низким риском легализации (отмывания) доходов". К таким операциям он относит перечисления зарплаты, дивидендов, алиментов, пенсий, стипендий, страховых возмещений, выплат на основании решений судебных органов и другие.

   Бизнес-сообщества положительно относятся к законопроекту, следует из их ответов комитету Совфеда по конституциональному законодательству и государственному строительству (имеются в распоряжении "Ъ"). В частности, в "Опоре России" заявили, что до 2016 года комиссии за переводы в пользу физлиц достигали 0,1-0,5%. Позже банки "практически одновременно подняли тариф? и сделали его прогрессивным", а судебная практика складывается не в пользу предпринимателей. В Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что такие тарифы оказывают "негативное влияние" на ее членов. Лишь в Российском союзе промышленников и предпринимателей считают, что повышенные комиссии являются способом борьбы с отмыванием, а не "необоснованным обогащением".

   Впрочем, реализация законопроекта может быть омрачена тем, что банки станут чаще отказывать в обслуживании рисковым клиентам, не желая нести дополнительные расходы на мероприятия по комплаенсу, не исключает управля


Реклама