Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Цифровизация государственных услуг: распространение в России и возможности развития.

Ананьина Е.С.

Студентка 2 курса, бакалавриат, Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Научный руководитель ? Торгашова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, заведующий кафедрой экономики и финансов Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. В статье рассматривается внедрение информационных технологий в сферу государственных услуг. Изучено влияние цифровизации на качество и доступность государственных услуг. Рассмотрены перспективы развития данного направления программы ?Цифровая экономика?.

Ключевые слова: государственные услуги, цифровая экономика, электронные услуги, доступность государственных услуг.

Digitalization of public services: proliferation in Russia and development opportunities.

Ananina E.S.

2-year student, bachelor 's degree, Altay branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Scientific leader - Torgashova Natalia Alexandrovna, PhD in Economics, Head of the Department of Economics and Finance of the Altay Branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Summary. The article deals with the introduction of information technologies in the sphere of public services. The impact of digitalization on the quality and accessibility of public services has been studied. Prospects of development of this direction of Digital Economy program are considered

Keywords: public services, digital economy, electronic services, availability of public services.

В XXI веке каждый гражданин России знает, что такое Интернет. По данным статистики в России более 81% жителей являются его пользователями и более 65% ежедневно обращаются за помощью к интернет-источникам. Людям стало комфортно работать в режиме онлайн: оплачивать покупки, государственные услуги, общаться с друзьями. Именно поэтому тема цифровизации государственных услуг актуальна в настоящее время.

В настоящее время остро стоит проблема доступности государственных услуг. Еще важнее обеспечить каждого достаточным объемом информации по данной теме, чтобы граждане имели представление, какие услуги они могут получать и в каком порядке.

В ходе одного из исследований респондентам необходимо было оценить доступность государственных услуг и степень удовлетворенностью ими. Исследование показало, что лишь 55% опрошенных отметили доступность госуслуг, 35% отметили некоторые трудности в получении, среди них: хождение по различным учреждениям, допущение ошибок работниками этих учреждений, большие очереди, в которых, в среднем, люди проводят 42 минуты своего времени. Как правило, трудности испытывали респонденты пожилого возраста.

Законодательство постоянно претерпевает изменения и это приводит к обострению проблемы осведомленности граждан о  положенных выплатах. Актуальные данные на сегодня ? 5% опрошенных людей, предпочтительно пенсионного возраста, осведомлены о положенных им выплатах в полном объеме.

В рамках национальной программы ?Цифровая экономика? по направлению информационная инфраструктура происходят преобразования в сфере государственных услуг. Это необходимо для обеспечения комфортной жизни граждан, удобства пользования и получения  услуг.

Процессы цифровизации в России идут несколько медленнее, чем в других странах. Удельный вес цифровой экономики в ВВП России составляет всего около 4%, что в 2-3 раза меньше по сравнению с США, Китаем и другими. Нам необходимо увеличить данный показатель в несколько раз, чтобы экономика нашей страны стала более эффективной.

На данный момент уже активно используются различные порталы, которые облегчают нашу жизнь и оплату каких-либо услуг. Единый портал государственных услуг (ЕПГУ) ? самый масштабный портал в России. С помощью него можно оплатить штрафы, получить водительское удостоверение, загранпаспорт; и это все не выходя из дома.

ЕПГУ также является справочным порталом, где можно получить информацию о: необходимых документах при открытии собственного бизнеса, оформлении паспорта в случае его потери, обязательных документах при оформлении ребенка после его рождения и многое другое. Это максимально удобно, особенно для тех, кто по каким-то причинам не имеет возможности посетить МФЦ, но желает получить информацию либо услугу.

Несмотря на то, что цифровая экономика не является ведущей областью нашей экономики в целом, ее темпы роста значительны.

Например, в 2014 году удельный вес граждан, использующих электронные государственные услуги, составлял всего 35,2%, а в 2018 году этот показатель составил  уже 74,8%.

Люди предпочитают использовать ЕПГУ для оплаты государственных услуг и это логично. ЕПГУ предоставляет скидку на оплату водительских штрафов 50% в первые 20 дней после получения, 30% на оплату госпошлин. Кроме того, имеется возможность воспользоваться функцией ?мультиоплаты?, где будут показаны все задолженности, в каком размере и каких образом их можно погасить.

Если обратиться к статистическим данным, то на 2018 год платежи через ЕПГУ выросли почти в 2 раза по сравнению с прошлым годом и составили 52,6 млрд руб. При этом налоговых задолженностей здесь  оплатили почти на 20 млрд руб., государственных пошлин ? на 17,5 млрд, штрафов ? на 9,8 млрд, судебных задолженностей ? на 4,3 млрд. Также стала более востребованной среди населения функция ?мультиоплаты?, которой воспользовались 4,5 млн раз и провели 20% платежей посредством этой функции.

Часто жители нашей страны сталкиваются с проблемой неосведомленности в предоставлении каких-либо государственных услуг. Они попросту не знаю о том, какие выплаты им нужны, и как их получить. Статистические данные показали, что около 30% жителей не знают о работе многофункциональных центров (МФЦ). Поэтому, в первую очередь необходимо восполнить недостающую  информацию по данной  проблеме у населения.

В подавляющем большинстве случаев информация сегодня распространяется посредством новостных статей. Но, по данным статистики около 10% всего населения не читают новости вообще. В этой связи нужен альтернативный способ предоставления информации.

Одним из целесообразных способов, возможных к применению, на наш взгляд, является использование приложения, которое будет присылать уведомления пользователю в определенные моменты жизни. Это обусловлено тем, что практически всё население сегодня имеет смартфоны. Например, по окончании высшего учебного заведения выпускнику присылают рекомендации с последующими программами получения образования, или же при рождении ребенка новоиспеченному родителю присылают уведомление о необходимых документах и способе их получения.

Еще один способ получения информации о государственных услугах ? самостоятельные обращения или запросы. Здесь пользователь, как правило, тоже сталкивается с рядом трудностей ? у него нет элементарных знаний относительно использования ПО. По данным на 2018 год 99% людей в возрасте 16-29 лет умеют пользоваться интернетом, 88% людей в возрасте 30-54 года, а вот среди людей пенсионного возраста (старше 55) лишь 35% умеют пользоваться интернетом. У каждого жителя страны должна быть возможность обратиться к порталу Госуслуг, и в связи с этим необходимо проводить консультации по пользованию интернетом среди пожилого населения, чтобы сделать получение государственных услуг для них удобнее.  

Таким образом, мы можем говорить о том, что Россия быстрыми темпами увеличивает рост цифровой экономики, улучшает технологии, которые делают удобной и комфортной нашу жизнь.

 

Список использованной литературы

  1. Авдеева, И. Л., Головина, Т.А., Парахина, Л.В. Развитие цифровых технологий в экономике и управлении: российский и зарубежный опыт [Электронный ресурс] / И. Л. Авдеева, Т. А. Головина, Л. В. Парахина // Вопросы управления. ? 2017. ? Электрон. текст. дан. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiy-v-ekonomike-i-upravlenii-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 30.09.2019).
  2. Земскова, И.А.  Трансформация качества государственных услуг под влиянием цифровизации государственных органов [Электронный ресурс] / И. А. Земскова // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. ? 2018. ? Электрон. текст. дан. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-pod-vliyaniem-tsifrovizatsii-gosudarstvennyh-organov (дата обращения: 30.09.2019).
  3. Шоханова, О.С. Цифровые платформы государственных услуг: проблемы и возможности / О.С. Шоханова // Научные записки молодых исследователей. ? 2018. ? Электрон. текст.дан. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-gosudarstvennyh-uslug-problemy-i-vozmozhnosti (дата обращения: 30.09.2019).

List of literature used

1. Avdeeva, I. L., Golovina, T.A., Parahina, L.V. Development of digital technologies in economy and management: Russian and foreign experience [Electronic resource]/I. L. Avdeeva, T. A. Golovina, L. V. Parahina//Management issues. - 2017. - Electron. text. дан. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tsifrovyh-tehnologiy-v-ekonomike-i-upravlenii-rossiyskiy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 30.09.2019).

2. Zemskova, I.A. Transformation of the quality of public services under the influence of digitalization of state bodies [Electronic resource]/I. A. Zemskova//Journal of the Saratov State Socio-Economic University. - 2018. - Electron. text. дан. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-pod-vliyaniem-tsifrovizatsii-gosudarstvennyh-organov (дата обращения: 30.09.2019).

3. Shohanova, O.S. Digital Public Services Platforms: Challenges and Opportunities/O.S. Shohanova//Scientific Notes by Young Researchers. - 2018. - Electron. Text data - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-platformy-gosudarstvennyh-uslug-problemy-i-vozmozhnosti (date of appeal: 30.09.2019).

 

 

 

 

 

Авторская справка

 

Русская версия

Английская версия

ФИО автора

Ананьина Елена Сергеевна

Ananina Elena Sergeevna

Полное название учебного заведения

Алтайский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации

Altai branch of the Russian Academy of National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation

Должность

Студент

Student

Ученая степень, звание

2 курс, бакалавриат

2 course, bachelor 's degree

Контактный телефон

89132660771

Почтовый адрес

Lena.ananina.001@icloud.com

 


Реклама