Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ВЫСШИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор: Антоненко С.В. Аспирант, 1-й курс, Брянский государственный университет имени академика И.Г Петровского

Аннотация: В данной статье рассмотрены ключевые навыки студентов и будущих соискателей на рынке труда в сфере цифровой экономики. Рассматриваются на три группы навыков, обладание которыми повышает конкурентоспособность на рынке труда ? личностные навыки, цифровые навыки и навыки, способствующие развитию бизнеса. Приводятся рекомендации для высших образовательных учреждений по развитию данных навыков среди учащихся.

Ключевые слова: образование, цифровая экономика, повышение конкурентоспособности, личностные навыки, непрерывное обучение


 

Полезные знания и навыки часто движутся по пути от тайных к полезным и универсальным. Подобное разделение, например, было в значительной степени выражено в области математики среди ученых до 19-го века. Сейчас подобные знания преподают в начальной школе. Совсем недавно мы наблюдали аналогичную картину с программированием, наукой о данных и другими компетенциями.

Фундаментальные личностные, цифровые и деловые навыки, которые будут необходимы в цифровой экономике будущего, уже сегодня пользуются большим спросом.

Проводимое с 2017 по 2019 годы исследование рынка труда группой RAND [6] выявило группу навыков, которые стали основополагающими в быстрорастущей цифровой экономике. Данные навыки можно отнести к трем взаимосвязанным группам: личностные навыки, деловые навыки и цифровые навыки.

Три группы навыков, как основополагающие, играют важную роль в экономике и в жизни студентов как будущих соискателей на рынке труда. Их ценность растет еще больше при использовании в комбинации. Проводимое исследование выявило, что обладание высокими компетенциями в навыках цифровой экономики часто являются стимулом для надбавок к зарплате. Навыки в цифровой экономике помогают отдельным лицам и целым учреждениям идти в ногу со временем и быть готовыми к изменчивости рынка. Очень важным также становится тот факт, что компетентные соискатели пользуются большим спросом во многих секторах, а их влияние быстро распространяются по всей экономике в целом.

Студенты, которым прививаются данные навыки, в будущем сформируют новую когорту, что позволит называть их смешанными цифровыми профессионалами. Их способности дадут им самим и их работодателю существенные преимущества на рынке и позволят процветать на текущих и будущих экономических рынках [2]. Для педагогов же важным вопросом остается обучение студентов новым умениям, а также поиск возможностей наибольшего содействия для подготовки специалистов, которые в будущем сыграют большую роль в развитии экономики.

Навыки цифровой экономики

Как уже было отмечено, основополагающие навыки цифровой экономики состоят из трех групп:

  • Личностные навыки (Soft-skills) ? под ними понимается высокий социальный, творческий и критический интеллект. Сюда входят такие навыки как: критическое мышление, креативность, коммуникативность, аналитические способности и любопытство. Это базовые навыки, необходимые в любой сфере [7]. Их также можно разделить на три группы:
    •  управленческие способности: аналитический подход к решению задач и проблем, критическое мышление, постановка задач в рамках тайм-менеджмента, лидерское отношение к делу и т.д.
    • социальные навыки: умение работать в команде и делегирование задач, внимательное отношение (умение слышать и слушать), умение оперативно разрешать спорные и конфликтные ситуации в команде и т.п.
    • личностные качества: самодисциплина и самоорганизация, уверенность в собственных решениях, устойчивость к большим психологическим нагрузкам, высокие коммуникативные навыки [4].
  • Цифровые навыки (Digital) ? данные навыки имеют решающее значение для многих профессий и становятся все более востребованными на рынке труда. Эти навыки особенно полезны нынешним или начинающим функциональным аналитикам и лицам, принимающим решения на основе имеющихся данных. Эти навыки включают в себя анализ данных, управление данными, разработку программного обеспечения, программирование, а также знания цифровой безопасности. Если несколько обобщить, то Digital ? это использование цифровых ресурсов и каналов для достижения целей компании. С digital связывают всё, что касается информационных технологий: контекстная реклама, медийная реклама, создание сайтов, SEO, дизайн и многое другое.
  • Деловые навыки (Hard-skills) ? играют синтезирующую роль. Они позволяют применять другие навыки в практических ситуациях и включают в себя управление проектами, организацию и контроль бизнес-процессов, организацию обмена знаниями и данными. Деловые навыки ? это способности к межличностному деловому общению, организация и планирование рабочего времени, внимательность к мелочам, анализаторские способности, необходимые для нахождения вариантов решения проблемных ситуаций, проявление гибкости, управленческие навыки [5].

Набор данных умений не ограничиваются цифровой экономикой или техническими профессиями. Они уже востребованы в большинстве сфер по всей экономике, независимо от их отношения конкретно к цифровой экономике [3]. Хотя все эти навыки часто являются необходимыми во многих областях экономики, большинство из них фактически выходят за рамки цифровой экономики. Для большинства навыков вакансии, предлагаемые работодателями, находятся за пределами сферы информационных технологий и цифровой экономики в целом, подтверждая, что спрос на данные компетенции выходит далеко за рамки цифровой экономики.

Вероятно, ни один человек не будет нуждаться во всех навыках, но люди могут комбинировать и смешивать навыки, чтобы стать смешанными профессионалами, столь необходимыми цифровой экономике будущего. В то время как все три группы навыков сами по себе являются ценными, комбинируя навыки, полученные из разных групп, студент, как будущий соискатель, повышает свою ценность на рынке труда. Например, человек или бизнес-команда с высоким уровнем мастерства в разработке программного обеспечения и Digital-навыках, может увеличить свои доходы и производительность, развивая навыки в управлении проектами и логистике. Однако, в то время, как те, кто стремится развиваться в рамках цифровой экономики, развивая навыки во всех трех группах, получат явно большее преимущество.

Каждый из базовых навыков содержит в себе несколько уровней, начиная от начального до эксперта. Переход на более высокий уровень компетенций возможно осуществить только в рамках грамотного обучения в условиях, приближенных к реальным, то есть при обучении на практических задачах конкретных специальностей.

Будущие соискатели, обладающие разнообразием базовых навыков и компетенций, также имеют большую мобильность в работе. Хотя каждый из навыков важен, те, кто использует навыки каждой из трех групп с большей вероятностью продвинутся на более высокие должности. Такие высококвалифицированные соискатели могут считаться смешанными цифровыми профессионалами. Также и студенты, обладающие базовыми навыками цифровой экономики, имеют больший потенциал для процветания в рамках цифровой экономики ? они более адаптированы к изменениям, более перспективны.

Для того чтобы приобрести и продемонстрировать свои навыки в сфере цифровой экономики, студенты и будущие соискатели должны знать, насколько ценны и необходимы эти навыки, насколько необходимы для бизнеса, чтобы предпринять целенаправленные действия на их получение и развитие.

Заключение

Студенты и будущие соискатели, обладающие фундаментальными навыками, будут процветать в цифровой экономике ? как в цифровых специальностях, например, в разработке программного обеспечения, так и в широком спектре работы с глобальной экономикой, которая все больше зависит от технологий и данных. Эти основополагающие навыки ценны для человека на всех уровнях карьеры и делают студентов и соискателей более адаптируемыми к трудностям в реальной работе. Однако для того, чтобы действующие студенты развивали и демонстрировали эти навыки, они должны знать, что эти навыки на самом деле высоко ценятся и часто требуются. В противном случае люди будут отказываться от их получения или пренебрегать возможностью их развития, теряя ценные возможности для карьерного роста.

Рост и масштабы спроса на навыки цифровой экономики в последнее время свидетельствуют о том, что они уже имеют большое значение для бизнеса.

Основополагающие навыки цифровой экономики также говорят о росте культуры и моральных ценностях как в сфере образования, так и в сфере бизнеса. Центральная роль человеческих и деловых навыков способствует снижению акцента на том, что образование рассматривается только лишь как профессиональное обучение. Навыки цифровой экономики представляют собой структуру, которая соединяет ценности творчества и критического мышления, лежащие в основе высшего образования, и практические способности, которые люди должны будут приобрести в течение своей карьеры.

Внедрение в образовательный процесс обучения студентов навыков цифровой экономики требует множества изменений внутренних политик самого заведения, и вот лишь некоторые из них:

  • Необходимо признать, что навыки цифровой экономики имеют решающее значение для конкурентоспособности студента, как будущего соискателя на рынке труда;
  • Учебным заведениям следует проводить периодическую оценку навыков студентов и разрабатывать индивидуальные учебные планы них; 
  • Дополнять список имеющихся навыков новыми, постоянно исследуя и анализируя рынок труда;
  • Следует основывать план образовательной работы на практической и проектной деятельности, более приближенной к реальной работе, что позволит более качественно связать процесс образования с приобретением новых практических знаний;
  • Образовательным организациям необходимо донести роль навыков цифровой экономики до всех студентов и преподавателей; 
  • Студентам также необходимо прививать осознание важности этих навыков для будущего карьерного роста и позволить разрабатывать личные планы обучения, включая их в образовательный процесс;
  • Организации высшего образования должны четко понимать, что цифровая экономика предоставляет им возможность повысить ценность дипломов о высшем образовании путем обеспечения того, чтобы все выпускники обладают всеми соответствующими предметными, личностными, деловыми и цифровыми навыками.
  • Признать получение навыков цифровой экономики в качестве основных результатов обучения, что будет иметь ключевое значение для успеха студентов и выпускников. 
  • Необходимо вовлекать преподавателей и административный персонал в обсуждение критичности навыков в цифровой экономике и обществе. 
  • Встроить преподавание и изучение навыков цифровой экономики в образовательную работу. 

Поскольку цифровизация становится причиной технологического усложнения множества процессов, все чаще наблюдается исчезновение традиционных профессий по причине возросшей автоматизации соответствующих трудовых операций и одновременно появления новых профессий и роста спроса на неавтоматизируемый труд и творчество. В виртуальную среду переходит значительная часть трудовых отношений и целых сегментов занятости, гибкость форм которой значительно повышается. Цифровизация экономики требует создания новых компетенций в сфере образования, что влечет за собой перестройку всей системы образования.

 

Список использованной литературы

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
  2.  Зверев А.В. Статистика результатов экономической деятельности // В книге: Социально-экономическая статистика. Зверев А.В., Рулинская А.Г., Мишина М.Ю., Савинова Е.А., Таранов А.В., Ивакина И.С. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. Зверева А.В. Брянск: Издательство ООО "Ладомир", 2014. С. 209 ? 243
  3.  Никонец О.Е., Зверев А.В. Современная политика России в области развития банковской инфраструктуры в условиях цифровизации экономики// Материалы и доклады VI Всероссийской (национальной) научно-практической конференции ?Инновационное развитие экономики. Будущее России?, 18 апреля 2019 г. ? Княгинино : Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, 2019. - С. 97-102. 
  4. Зверев А.В. Статистика финансового рынка // В книге: Социально-экономическая статистика. Зверев А.В., Рулинская А.Г., Мишина М.Ю., Савинова Е.А., Таранов А.В., Ивакина И.С. Учебное пособие для бакалавров. Под ред. Зверева А.В. Брянск: Издательство ООО "Ладомир", 2014. С. 364 ? 420 с. 
  5. Зверев А.В., Рулинская А.Г., Мишина М.Ю., Савинова Е.А., Таранов А.В., Ивакина И.С. Социально-экономическая статистика: учебное пособие для бакалавров/ Под ред. А.В. Зверева. - 2-е изд., перераб. и доп. Брянск: Издательство ООО "Ладомир", 2014. 420 с. 
  6. Хангельдиева И. Г. Креативные технологии в образовании, или как стать креатором. Опыт переосмысления. Часть 1; Издательский дом Международного университета в Москве ? М., 2015. 
  7. Хелдман К. Профессиональное управление проектом; Бином. Лаборатория знаний - М., 2016. 
  8. Grand-Clement, Sarah, Axelle Devaux, Julie Belanger, and Catriona Manville, RAND Corporation and Corsham Institute, CF-369-CI, 2017. As of October 29, 2019.
  9. Джон З.Сонмез. Soft-skills. / Джон З.Сонмез // Manning publication ? 2015.

 


Реклама