Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Формирования бизнес-компетенций участников образовательного процесса в условиях цифровизации экономики как основной вектор развития высшей школы

Автор: Климашина Ю.С., к.э.н.,  доцент кафедры Экономики, учёта и финансовых рынков АБ Кузнецкбизнесбанк, Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк, Россия), positivism@rambler.ru 

Аннотация. Система современного образования в вузах должна обеспечивать реальному сектору экономики уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на повышение оперативности и эффективности деятельности, рост производительности труда, востребованность на рынке труда специалистов, легко и свободно владеющих профессиональными мобильными и интернет-технологиями. В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы подготовки кадров в системе высшего образования для формирования бизнес-компетенций всех участников образовательного процесса с целью устойчивого экономического развития общества в целом.

Ключевые слова:  цифровизация системы высшего образования, бизнес-компетенции,  непрерывное образование, управление процессом обучения

Formation of business competencies of participants in the educational process in the context of digitalization of the economy as the main vector of development of higher education

Annotation. The system of modern education in universities should provide the real sector of the economy with a confident transition to the digital era, focused on improving the efficiency and effectiveness of activities, increasing productivity, demand in the labor market for specialists who easily and fluently own professional mobile and Internet technologies. The article deals with the main problems and prospects of personnel training in the system of higher education for the formation of business competencies of all participants of the educational process for the purpose of sustainable economic development of society as a whole.

Key words: digitalization of higher education system, business competencies, continuing education, learning process management


Проблемой современного образования является слабая адаптация образовательных программ к задачам подготовки специалистов, способных принять активное участие в научно-техническом прогрессе. В числе объективных причин того что вузы выпускают специалистов «вчерашнего дня» - постоянное отставание учебного процесса от реалий производства [2] в этой связи представляется неизбежной модернизация высшего образования с целью повышения качества обучения, увеличения доступности образования, обеспечения гармоничного развития отдельной личности и информационного общества в целом.

В существующих реалиях, отвечая вызовам современного мира, перед высшей школой не стоит вопрос нужна ли ей цифровая трансформация, так как она уже прочно интегрирована в эпоху цифровизации.  Сегодня необходимо четко определиться с тем какие инструменты необходимо использовать в образовательном процессе для обеспечения стойкого экономического развития общества в целом.

Перед высшей школой стоит серьезный выбор в построении образовательной траектории: что она должна обеспечить сегодня -  узкую специализацию или широкий набор компетенций будущих выпускников. Несомненно, в эпоху цифровизации образование уже не будет прежним, новые информационные технологии активно внедряются в обучение, что делает эти процессы взаимозависимыми.

Переход из аналоговой экономики в цифровую требует и соответствующих специалистов, обладающих различными компетенциями, в том числе и бизнес-компетенциями. Не все вузы нашей страны готовы по завершению обучения в них выпустить специалиста с подобными компетенциями. В высшем образовании сегодня до сих пор в большей мере преобладают традиционные методы обучения без использования практико-ориентированных технологий, суть которых заключается в развитии творческого потенциала обучающихся, выработки навыков быстрого включения в инновационные процессы и способности коррелировать свою профессиональную деятельность в быстро меняющемся мире.

Сегодня, для того чтобы идти в  ногу со временем необходимо всерьез задуматься о проведении кардинальных структурных и содержательных изменений в системе образования высшей школы. [2,5]

Необходимость цифровизации российского образования обусловлена не только требованиями современного мира, но и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программам. В частности, отмечается, что выпускник, освоивший программу, должен уметь применять информационные технологии в своей общепрофессиональной деятельности. [1,3,4]

Национальная политика России в сфере высшего образования, помимо обеспечения его качества и доступности, предусматривает инновационное развитие и цифровизацию, что требует кардинальной перестройки образовательного и научно-исследовательского процессов, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Кардинальные структурные и содержательные изменения в высшей школе необходимо начать с изменения  профессиональной деятельности ее центральной фигуры – преподавателя.

При проведении занятий  во многих вузах до сих пор наблюдается доминирование образовательного  процесса, без использования передовых методов обучения,  которые не стимулирует обучающихся  к  самому процессу познания, не говоря уже о занятиях научно-исследовательской работой. Сегодня происходит борьба за внимание обучающихся, которых можно заинтересовать только практико-ориентированными технологиям в образовательном процессе, которые формируют необходимые  бизнес-компетенции выпускникам при  сохранения качественного фундаментального образования.

Для решения проблемы сочетания теоретических и прикладных знаний высшая школа должна перестроить процесс обучения специалистов.  Сделать это можно двумя способами: либо создать на предприятиях базовые кафедры и готовить специалистов, исходя из конкретных потребностей, либо привлечь в образовательный процесс специалистов - практиков.

Создание базовых кафедр и подготовка специалистов исходя из конкретных потребностей производства задача весьма трудоёмкая во временном и в денежном эквиваленте. Хотя сегодня многие институты имеют такие базовые кафедры, обеспечить реальную стойкую взаимосвязь государства, работодателей, выпускников зачастую на практике оказывается крайне сложно.  

Привлечение специалистов-практиков, несмотря на безусловное повышение качества образования, – это очень сложная задача, стоящая перед высшей школой. Во многом это связано с отсутствием мотивации у представителей бизнеса участвовать в образовательном процессе в качестве преподавателей (низкие  заработные платы, обязательная повседневная методическая работа, желательное наличие степени и звания) . Существенным барьером является и забюрократизированный процесс оформления на работу в вуз по совместительству или на условиях гражданско-правового договора: необходимо получение справки об отсутствии судимости; прохождение конкурсных процедур избрания на должность либо процедур в рамках закупочной деятельности и т.п,

Нельзя не рассмотреть и другую сторону привлечения практиков к образовательному процессу – зачастую для людей бизнеса прочесть семестровый курс – очень сложная задача, требующая  много сил и времени, ведь нужно не только знать материал, но и уметь его структурировать и представить обучающимся таким образом, чтобы их заинтересовать. Сегодняшние обучающиеся (слушатели)- это люди совершенно другого формата, которые не хотят тратить свое время на изучение не  нужной и не интересующей их информации.

 Но при этом важно помнить, что в профессиональных стандартах доля практиков должна быть не менее 5-15%. [3]  Следует также отметить, что это еще  и напрямую влияет на возможность подачи заявления для прохождения государственной аккредитации образовательных программ.

По мнению автора статьи наиболее оптимальным выходом из сложившейся ситуации является закрепление в образовательном процессе лекций на потоке за преподавателями-теоретиками, а проведение  деловых игр, бизнес-кейсов на практических занятиях  - за представителями бизнеса, изъявившим желания и удовлетворяющие всем формальным требованиям работы в образовательном учреждении.

Положительная реакция от обучающихся в условиях цифровизации экономики не заставит себя долго ждать, ведь современному поколению всегда интересно пообщаться с носителями знаний о реальной жизни, в которую им предстоит окунуться. Как следствие   повысится  не только интерес обучающихся к образовательному процессу, но и их конкурентоспособность и востребованность на рынке труда посредствам приобретения в вузе необходимых и достаточных бизнес-компетенций.

Список литературы:

1. ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

2. Иванова Е.В., Ефремкова Т.И., Шипунова В.В., Сабанова Л.Н. Проблемы и перспективы цифровизации экономики Кемеровской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. — ?1 (57). Номер статьи: 5706. Дата публикации: 2019-02-26 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5706/

3.Приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 N 1327 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата)

4. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 Об использовании дистанционных образовательных технологий»

5. Указа Президента РФ от 09.02.2017 г. ? 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы» (Справочно-правовая система «Консультант Плюс». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/


Реклама