Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Образование в условиях проведения государством политики внедрения цифровой экономики. Региональные аспекты

Автор: Курылева А.В.

Научный руководитель: Студентова Е.А.

Аннотация: В данной статье рассматривается роль образовательного процесса в условиях трансформации экономики. Переход к новым средствам и методам повышения интеллектуального потенциала области на примере внедрения системы образовательной валюты "Умный рубль". Рассмотрение цифровой экономики как нового этапа создания единого информационного пространства.

Ключевые слова: Государство, система образования, цифровая экономика, знания умения навыки (ЗУМ), развитие компетенций будущих специалистов.

Education in the context of the state's implementation of the digital economy. Regional aspects

Abstract: This article discusses the role of the educational process in the transformation of the economy. Transition to new means and methods of increasing the intellectual potential of the region on the example of the introduction of the system of educational currency "Smart ruble". Consideration of the digital economy as a new stage of creating a single information space.

Key words: State, education system, digital economy, knowledge skills, skills (ZUM), the development of competencies of future specialists.


 

Государство и образовательный процесс - две части единого целого. Государственная политика в области образования на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений кадрового обеспечения в условиях становления и развития нового цифрового уклада экономики нашей страны и мира в целом.

Первым шагом к определению ориентиров для совершенствования и модернизации образовательного процесса является государственная программа, утвержденная 28 июня 2017 года распоряжением Правительства РФ "Цифровая экономика". Данная программа предполагает следующие основные направления развития: в первую очередь, подготовка кадров цифровой экономики, модернизация системы образования, как основа подготовки кадров для цифровой среды, развитие рынка труда, отвечающего требованиям цифровой экономики, стимулирование и мотивация кадров для участия в цифровой экономике [1, с. 13-14]. Согласно указу Президента РФ В.В. Путина "О национальных целях и стратегических задачах РФ на период до 2024 года", в целях непрерывного научно-технического и социально-экономического развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для проживания, саморазвития, самореализации, раскрытия таланта каждого человека, необходимо обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономическую, социальную сферу жизни общества для создания высокопроизводительных базовых отраслей, обеспеченных высококвалифицированными кадрами [4, с. 15]. На сегодняшний день ряд аналитиков оценивают вклад цифровой экономики в экономику РФ примерно на уровне 2,1 % ВВП, и с каждым годом данный показатель по оценкам экспертов будет расти [2, с. 160].

Государственная политика в сфере образования направлена на стимулирование прироста инвестиций в человеческий капитал. На смену традиционным способам обучения в высших образовательных учреждениях приходят новые, такие как дистанционное обучение (проект "Цифровая образовательная среда"), помогающее в любое время накапливать те или иные знания, электронные библиотеки, видео-, фотоматериалы, базы данных, облачные хранилища. Все это и не только позволяет перейти на новый уровень учебного процесса. Теперь главная задача заключается в систематизации и правильном выборе информации в ее огромном потоке. Цель государства - построение процесса формирования и развития цифровой грамотности, умений, навыков, компетенций - цифровой культуры специалистов, которые выпускаются из российских вузов [3, с. 224]. Создание конкурентоспособной рабочей силы, повышение качества и уровня образования человеческого капитала являются важными факторами развития экономики.

Цифровое образование как основа цифровой экономики предполагает:

  1. Создание цифровых школ: формирование навыков для развития в цифровом мире.
  2. Обеспечение ключевыми кадрами: особенности подготовки ИТ-специалистов в новых условиях.
  3. Содействие вузов цифровой переподготовке: повышение квалификации для работы в цифровой экономике.
  4. Внедрение новых технологий учебного процесса.

Но на региональном уровне возникает ряд проблем, таких как: недостаточная информированность об образовательных площадках, программах цифрового развития, устаревшая техническая база образовательных учреждений, низкая активность самих студентов, а также высокий отток молодежи, которые замедляют процессы внедрения цифровой экономики. Для стимулирования и развития на территории Курганской области государственной программы, направленной на подготовку высококвалифицированных кадров, предлагаем рассмотреть проект, направленный на создание образовательной валюты ("Умный рубль" в каждый дом).

"Умный рубль" - это образовательный процесс, направленный на мобилизацию интересов потенциальных абитуриентов и школьников инвестировать в свое будущее прямо сейчас, с помощью криптовалюты SmartRuble ("Умный рубль"), оценивающей знания и навыки абитуриентов, поступающих в ВУЗы. Чтобы получить свой умный рубль школьнику, студенту необходимо участвовать в олимпиадах, квестах, семинарах, дополнительных профориентационных мероприятиях и накапливать эти smart бонусы.

Таким образом, молодежь осознанно будут копить свою валюту в виде знаний, чтобы в дальнейшем инвестировать в собственное образование. То есть они смогут, например, частично оплачивать обучение, или дополнительные профориентационные программы, курсы повышения квалификации и др. Смогут повышать свой интеллектуальный потенциал = человеческий капитал.

В качестве примера возможностей для заработка умных рублей можно привести ежегодные экономические диктанты, конференции, олимпиады по выбранным направлениям подготовки. Мы считаем, что перечень возможностей в случае введения образовательной валюты может и должен быть расширен. Такими возможностями могут быть, к примеру, мероприятия регионального уровня: проведение олимпиады "Экономика - точная наука" для всех категорий граждан; дополнительные образовательные курсы на базе КГУ и ДОД; проведение онлайн марафонов, вебинаров "Промышленные предприятия - перспективы и развитие", ознакомление людей с промышленной составляющей региона.

Немного поподробнее хотелось бы остановиться на возможности проведения Форсайт-сессий как одного из актуальных направлений стратегического развития регионов. Именно данный метод является инновационным инструментом стратегического управления и работы проектных команд. Конкретная идея проведения Форсайт-сессии "Чем ты можешь помочь региону?" будет направлена как на школьников и студентов, так и на рабочую молодежь, желающую участвовать в развитии и модернизации своего региона. Данное мероприятие возможно провести в рамках марафона "Промышленность - наука - молодежь" на базе конкретного института КГУ. Формат сессий будет зависеть от договоренности со спикерами и предприятиями, выразившими заинтересованность в сотрудничестве. Данный марофонный бум поможет активизировать современное поколение для участия в решении конкретных, насущных и требующих своевременного решения проблем региона. Многие регионы внедряют такую практику, что положительно влияет на инфраструктуру и снижает отток кадров, что на данный момент является огромной проблемой.

Также очень интересной представляется практика внедрения "Методики повышения эффективности деятельности практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников", предложенная Тверским государственным университетом. Она требует отдельного внимания и внедрения во все ВУЗы страны, для всестороннего развития молодежи.

Обобщая вышесказанное, можем сказать, что "УМНЫЙ РУБЛЬ", как денежный эквивалент может котироваться в каждом ВУЗе исходя из рейтинга и регионального коэффициента, но это еще и стимул для того, чтобы студенты и молодые специалисты, стремились, прежде всего, к самообразованию. Внедрение ?Умного рубля? поможет решить некоторые проблемы в сфере образования на пути становления мобильного цифрового общества.

Таким образом, в современных условиях перехода к цифровой экономике основным капиталом для успешного будущего является качество образования, т.е. экономике нужны высококвалифицированные, заинтересованные в собственной профессии специалисты.

 

Список литературы:

Наумов С.Н. Цифровой вектор развития вузов экономических направленностей / С.Н. Наумов, И.П. Волошин, Т.В. Муравлева. Текст: непосредственный // Вестник СГСЭУ. 2019. ?1 (75). С. 13 - 18. 

Капкаев Ю.Ш. Анализ качества человеческого капитала в условиях развития цифровой экономики / Ю.Ш. Капкаев, А.С. Исаева, В.В. Лешинина // Вестник Челябинского государственного университета. Экономические науки. 2019. ?3 (425). Вып. 64. С. 158 - 167.

Богословский В. И. Концептуальные основы высшего образования в условиях цифровой экономики / В.И. Богословский, А.Л. Бусыгина, В.Н. Аниськин // Самарский научный вестник. 2019. Т. 8. ?1 (26). С. 223 - 228.

Дятлов С.А. Особенности трансформации в системы воспроизводства человеческого капитала в цифровой экономике / С.А. Дятлов, А. Ю. Ханхунова // Теория и философия хозяйства. 2019. ?1. С. 14 - 17.

 

List of references:

  1. Naumov S. N. Digital vector of development of universities of economic directions / S. N. Naumov, I. P. Voloshin, T. V. Muravleva. Text: immediate / / Vestnik SGSEU. 2019. No. 1 (75). P. 13 - 18. 
  2. Trap Y. S. analysis of the quality of human capital in the development of the digital economy / Y. S. Trap, A. S. Isaev, V. V. Luchinina // Bulletin of the Chelyabinsk state University. Economics. 2019. No. 3 (425). Vol. 64. P. 158 - 167.
  3. Bogoslovsky V. I. Conceptual foundations of higher education in the digital economy / V. I. Bogoslovsky, A. L. Busygina, V. N. Aniskin / / Samara scientific Bulletin. 2019. Vol. 8. No. 1 (26). P. 223 - 228.
  4. Features of transformation in systems of reproduction of human capital in digital economy / S. A. Dyatlov, A. Yu. Khankhunova / / Theory and philosophy of economy. 2019. No. 1. P. 14 - 17.

 

© Студентова Екатерина Александровна (2019), старший преподаватель, кафедра учета и внешнеэкономической деятельности, ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет", Институт экономики и права (Курган, Россия), studentovaea@mail.ru
© Курылева Анастасия Владимировна (2019), студентка 4 курса ЭП-40116 Б, ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет", Институт экономики и права (Курган, Россия), kurylevaanastasya@yandex.ru

© Studentova Ekaterina A. (2019), senior lecturer, Department of accounting and foreign economic activity, KURGAN state University, Institute of Economics and law (Kurgan, Russia), studentovaea@mail.ru
© Kuryleva Anastasia V. (2019), 4th year student EP-40116 B, KURGAN state University, Institute of Economics and law (Kurgan, Russia), kurylevaanastasya@yandex.ru


Реклама