Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Качурина Е.П. Банковская система России в условиях цифровой трансформации

Автор: Качурина Е.П., Финансовый университет при Правительстве РФ, Челябинский филиал

Источник: Цифровые технологии: их роль в экономике и управлении сборник статей и тезисов докладов XXII международной научно-практической конференции (19 июня 2018 г.) Челябинский филиал Финуниверситета. - М.: Изд-во "Перо", 2018. С.164-167

Современной тенденцией экономического развития является глобализация процессов, что несет серьезные вызовы существующим бизнес-моделям и влечет изменения в экономике и менеджменте. Не исключением является и банковская сфера. В 1960-70 года банковская сфера была изменена появлением банкоматов и системы SWIFT, а в 1990 годах получил распространение онлайн-банкинг. Сегодня в банкинге наблюдается рост объемов рынка бесконтактных платежей, P2P сервисов, цифровых валют и др. Банковская система рассматривает возможность применения блокчейн технологий.

Сложившаяся ситуация в банковском секторе неоднозначна. С одной стороны цифровая трансформация повлияла на возникновение новых более современных и удобных в использовании продуктов и услуг:

1) применение чат-ботов и виртуальных помощников;
2) пластиковые карты, являющиеся платежным средством, но и носителем информации не только об операциях по счету, но и персональных данных его владельца;
3) интегрированные выписки по счетам нескольких банков в одном личном кабинете;
4) возможность осуществления бесконтактных платежей;
5) в сферу обслуживания клиентов внедряется искусственный интеллект;
6) активно используются возможности биометрии. Многие лидеры банковского сектора активно внедряют использование физических характеристик (отпечатки пальцев, голос, лицо, способ нажатия на клавиши) для автоматического распознавания;
и многое другое.

Цифровой банк предлагает большую часть своих продуктов и услуг в цифровом виде с использованием цифровых каналов. Инфраструктура такого банка оптимизирована для цифровых коммуникаций и готова (вместе с корпоративной культурой) к быстрой смене технологий.

Количество цифровых банков в мире растет - и наибольшую динамику показывают организации, у которых вообще нет собственных офисов и банкоматов. Им лучше удается учитывать привычки клиентов, предлагая особые условия, необычные для банковского рынка, а также дополнительные нефинансовые услуги [1].

Анализ теории и практики показал, что при наличии положительных сторон, нельзя недооценивать риски использования цифровых технологий в банковском секторе.

Одним из основных рисков является низкая защищенность информации и имущества клиентов банка от мошенничества и кибератак, что требует обеспечения банками высокого уровня информационной безопасности.

Отсутствие офисов и ведение банковского онлайн бизнеса предполагает сокращение бумажного документооборота, но отсутствие хорошо защищенной от сбоев в работе системы вызывает невозможность восстановить цепочку событий в противовес бумажному документообороту.

Несмотря на растущие темпы цифровизации, полностью цифровых банков на российском рынке пока единицы. Причина некоторого торможения - специфика каждого конкретного банка, а также ограничение жесткими регламентами. Сформированные ранее ИТ-инфраструктуры отличаются малой гибкостью и сложностью интеграции с новыми решениями [2].

Однако традиционные банки создают в своей структуре или вне ее блоки цифрового бизнеса и стремятся быть в тренде, внедряя отдельные цифровые решения.

Кроме того, причиной медленного развития цифровых банков является недоверие населения (особенного более зрелого) к банкам, использующим результаты цифровизации в полной мере.

Таким образом, классический банкинг в условиях цифровой экономики становится неактуальным, современный банк для того чтобы быть востребованным должен соответствовать требованиям процессов цифровой трансформации, с другой стороны, обеспечивать безопасность использования продуктов и услуг для всех слоев населения страны.

Список литературы:

1. Электронный ресурс: http://www.tadviser.ru/index.php/. Дата обращения 15.06.2018г.
2. Электронный ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/3421283. Дата обращения 15.06.2018г.


Реклама