Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

ВОВЛЕЧЕНИЕ ЛИЦ ПРЕДПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕСС ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Автор: Летягина Анна Сергеевна, студентка 4 курса направление подготовки Управление персоналом, Международный Институт Дизайна и Сервиса

Научный руководитель: Полушина Ирина Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Экономики и управления, Международный Институт Дизайна и Сервиса

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации вовлечения лиц предпенсионного возраста в процесс освоения новых компетенций, востребованных в условиях цифровой экономики. Проведен анализ востребованных ИТ-компетенций по обучению лиц предпенсионного возраста.

Ключевые слова: цифровая экономика, обучение, предпенсионер. 

INVOLVEMENT OF PERSONS CLOSE TO RETIREMENT AGE IN THE PROCESS OF DEVELOPING COMPETENCE FOR THE DIGITAL ECONOMY

Abstract. The article deals with the issues of organization of involvement of persons of pre-retirement age in the process of mastering new competencies in demand in the digital economy. The analysis ofdemanded it competences on training of persons of pre-retirement age is carried ``out``.

Keywords: digital economy, training, pre-pensioner


Не так давно в России начали употреблять понятие ?цифровая экономика?. Профессор РАН, проректор по научной работе и инновациям Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, доктор технических наук даёт данному понятию следующее определение ? это экономика, основанная на цифровых технологиях и при этом правильнее характеризовать исключительно область электронных товаров и услуг [4]. На сайте ?Рейтинг крупнейших ИТ-компаний в России? дается следующее определение цифровой экономики ? это система экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использование цифровых информационно-коммуникационных технологиях [2]. По данному направлению даже создали автономную некоммерческую организацию (АНО) ? организация создана лидирующими высокотехнологичными компаниями, чтобы обеспечить продуктивный диалог государства и бизнеса при реализации одноименной национальной программы при поддержке Администрации Президента РФ и Правительства РФ [1].

Россия к 2024 году должна осуществить комплексную цифровую трансформацию экономики и социальной сферы по 6 направлениям:

  1. Кадры для цифровой экономики;
  2. Информационная инфраструктура;
  3. Информационная безопасность;
  4. Цифровые технологии;
  5. Нормативное регулирование;
  6. Цифровое государственное управление

Основные показатели для достижения по первому направлению ? кадры для цифровой экономики: 120 тыс. человек в год - выпускники образовательных организаций высшего образования по направлениям подготовки, связанным с информационно-телекоммуникационными технологиями, 800 тыс. человек в год - количество выпускников высшего и среднего профессионального образования, обладающих компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне, 40% доля населения, обладающего цифровыми навыками [1]. В рамках АНО ?Цифровая экономика? работа ведется рабочими группами и центрами компетенций, руководитель центра компетенций является Дмитрий Песков, который по совместительству глава Совета Союза ?Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров ?Ворлдскиллс Россия?.

Так, в прошлом году Правительство Российской Федерации приняло закон о постепенном увеличении возраста выхода на пенсию по старости для мужчин с 60 до 65 лет, а для женщин с 55 до 60 лет. В связи с этим от 30 декабря 2018 г. вышло Распоряжение Правительства РФ ?3025-р ?Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года? [3]. Основная цель программы ? это содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, для приобретения или развития имеющихся знаний, навыков и компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Один из трех механизмов реализации программы ? обучение по международным профессиональным стандартам (компетенциям Ворлдскиллс) с использованием инфраструктуры Союза ?Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров ?Ворлдскиллс Россия?, включая проведение чемпионатов профессионального мастерства для людей старше 50-ти лет ?НАВЫКИ МУДРЫХ?.
Ежегодно за счет средств федерального бюджета планируется обучать по компетенциям Ворлдскиллс 25 тысяч предпенсионеров более чем в 250 центрах обучения России по 7 областям профессиональной деятельности, одной из которых является ?Информационные и коммуникационные технологии?. Основной возраст для обучения ? это женщины с 51 по 55 лет и мужчины с 56 по 60 лет, но также могут обучиться люди предпенсионного возраста, которые имеют особые условия.

С марта по сентябрь 2019 года по данной программе приступило к обучению более 7000 предпенсионеров, а закончило обучение на конец сентября более 2000 человек, сдав демонстрационный экзамен по выбранной компетенции и получив сертификат. Данные по демонстрационному экзамену отражаются в единой электронной системе интернет мониторинга (eSim). Данная система предназначена для сбора информации о проведении мероприятия по оценке профессионального мастерства. Все это свидетельствует о том, что интерес есть к программе обучения у данной категории людей.

Одним из главных направлений цифровой трансформации является формирование кадров для цифровой экономики. В Союзе ?Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)? есть возможность обучиться предпенсионерам по направлению Информационные и коммуникационные технологии по 15 компетенциям: анализ защищённости информационных систем от внешних угроз (Кибер-безопастность), веб-дизайн и разработка, информационные кабельные сети, ИТ-решения для бизнеса на платформе ?1С: Предприятие 8?, корпоративная защита от внутренних угроз информационной безопасности, магистральные линии связи. Строительство и эксплуатация ВОЛП, машинное обучение и большие данные, полиграфические технологии, программные решения для бизнеса, разработка виртуальной и дополненной реальности, разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений, разработка мобильных приложений, разработка решений с использованием блокчейн технологий, сетевое и системное администрирование, эксплуатация кабельных линий электропередачи [5]. С марта 2019 года по сегодняшний день по этим компетенциям обучилось более 1100 предпенсионеров.

Среди лиц предпенсионного возраста уже сформировались ТОП востребованных ИТ-компетенций по обучению (рисунок 1).

Рисунок 1 ? Динамика обучающихся предпенсионеров по ИТ-компетенциям 

Большинство предпенсионеров идет обучаться по компетенции ?Веб-дизайн и разработка?, это означает, что в России большой спрос у данной категории в познании программирования и разработке сайтов. Самый минимальный спрос на компетенцию ?Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений?, что обусловлено возрастными предпочтениями.

Таким образом, более 1100 предпенсионеров в условиях цифровой экономики смогут успешно реализовать себя проявляя огромный интерес в получении знаний по новой компетенций.

Список литературы

  1. Автономная некоммерческая организация ?Цифровая экономика? [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://data-economy.ru/#rec38557658
  2. Российский интернет-портал и аналитическое агентство TAdviser [Электронный ресурс] ? Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Цифровая_экономика_России
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. ?3025-р ?Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года? [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://base.garant.ru/72141820/
  4. Сетевое издание РИА Новости [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://ria.ru/20170616/1496663946.html
  5. Список компетенций Worldskills для обучения [Электронный ресурс]? Режим доступа: https://50plus.worldskills.ru/#competencies

Реклама