Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ LIFELONG LEARNING ПО СТАНДАРТАМ WORLDSKILLS

Автор: Летягина А.С.Студентка 4 курса, направление подготовки ?Управление персоналом? Международный институт Дизайна и Сервиса, г. Челябинск,

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы мотивации к обучению лиц предпенсионного возраста по стандартам WorldSkills. Что или кто движет данную категорию людей идти обучаться? Проведён опрос, из которого можно увидеть ответы предпенсионеров на эти вопросы. Какие компетенции востребованы для предпенсионеров, а какие нет и почему. Как концепция Lifelong Learning связана с обучением людей предпенсионного возраста.

Ключевые слова: Lifelong Learning, мотивация, обучение, предпенсионер. 

Abstract. The article discusses the issues of motivation for training people of pre-retirement age according to WorldSkills standards. What or who drives this category of people to go to study? A survey was conducted from which one can see the answers of pre-pensioners to these questions. Which competencies are in demand for retirees, and which are not, and why. How the concept of Lifelong Learning is related to the training of people near retirement age.

Keywords: Lifelong Learning, motivation, training, pre-pensioner.


Lifelong Learning, обучение на протяжении всей жизни ? это непрекращающееся получение и развитие знаний и умений, которое длится всю жизнь человека. Концепция непрерывного обучения предполагает, что оно должно охватывать людей независимо от их возраста и сферы деятельности, и при этом предоставлять им возможности для реализации и развития абсолютно любых учебных интересов и предпочтений. Выделяют основные стадии Lifelong Learning непрерывного обучения, основанные на возрасте обучающихся.

Первая группа ? обучающиеся возрастом от 6 до 24 лет. Они, как правило, обучаются в специальных образовательных учреждениях, от начальной школы до высших учебных заведений. Вторая группа ? это взрослые возрастом от 25 до 60 лет. Хотя формальное образование к этому времени, как правило, закончено, люди все же не прекращают обучаться. Они могут заниматься профессиональным развитием, как формально, так и неформально, получать дополнительное образование, заниматься научной работой, а кроме того, они обучаются, решая задачи своей рабочей и повседневной жизни, расширяя круг знакомств и кругозор, путешествуя, осваивая новые умения и заводя новые увлечения. Третья группа ? это обучающиеся старше 60 лет. В этот период жизни люди обычно получают прекрасную возможность посвятить себя своим интересам и увлечениям ? это может быть социальная работа, путешествия, изделия ручной работы и многое другое [1].

В 2018 году Правительством Российской Федерации был принят закон о постепенном увеличении возраста выхода на пенсию по старости для мужчин от 60 до 65 лет, для женщин соответственно с 55 до 60 лет. В связи с этим позднее вышло Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. ?3025-р ?Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года? [3]. Цель данной программы ? это содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации дополнительного профессионального образования и профессионального обучения, для приобретения или развития имеющихся знаний, навыков и компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Один из трех механизмов реализации программы ? обучение по международным профессиональным стандартам (компетенциям Ворлдскиллс) с использованием инфраструктуры Союза ?Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)?, включая проведение чемпионатов профессионального мастерства для людей старше 50-ти лет ?НАВЫКИ МУДРЫХ?.

Ежегодно за счет средств федерального бюджета планируется обучать 25 тысяч предпенсионеров по компетенциям Ворлдскиллс в более чем в 250 центрах обучения России по 7 областям профессиональной деятельности. Основной возраст для обучения ? это женщины с 51 по 55 лет и мужчины с 56 по 60 лет, но также могут обучиться люди предпенсионного возраста, которые имеют особые условия [2].

С начало этого года по конец сентября по данной программе приступило к обучению более 7000 предпенсионеров, а закончило обучение на конец сентября более 2000 человек, сдав демонстрационный экзамен по выбранной компетенции. Это свидетельствует о том, что интерес к данной программе у данной категории людей есть. Хотелось бы более углубленно разобраться с вопросом, а что мотивирует людей идти и получать новую компетенцию, по каким компетенциям большой спрос, есть ли изменения в профессиональной сфере после обучения?

Ниже представлена диаграмма на сегодняшний день по ТОП-10 востребованным компетенциям по обучению лиц предпенсионного возраста из более 120 [4] рис.1:

Рисунок 1 ? ТОП-10 компетенций по обучению предпенсионеров

Разберем основные мотивы у предпенсионеров по первым ТОП пять компетенций, которые были представлены на рисунке 1.

Первое место занимает компетенция ?веб-дизайн и разработка?, скорее всего мотивация идти на обучение у предпенсионеров обусловлена в получении знаний в области программирования и создания сайтов. Также современная молодежь является мощным мотиватором для предпенсионеров в том, чтобы идти в ногу со временем и не отставать от подрастающего поколения.

Второе место ? компетенция ?электромонтаж?, в основном спрос на обучение у мужчин. Мотивацией служит расширение уже имеющихся знаний в данной области, повышение своей квалификации и желание выполнять электромонтажные работы дома, без найма работников с вне.

Третье место занимает компетенция ?парикмахерское искусство?, большой спрос у женщин-предпенсионеров, но и мужчины-предпенсионеры интересуются данным направлением. Мотивация получить навыки по данной компетенции обусловлена как минимум быть в курсе современных модных тенденций, а максимум повысить свою квалификацию. Также данная компетенция служит отличной самозанятостью на пенсии.

Четвертое место по обучению ? это компетенция ?эстетическая косметология?. Она направлена на предоставление услуг по уходу за лицом и телом, макияж, SPA-процедуры, педикюр, маникюр и прочее. Мотивация очевидная ? это повышенный спрос у населения на данные услуги, получение дополнительных финансовых средств.

Пятое место занимает компетенция ?эксплуатация сельскохозяйственных машин?. Специалист, который владеет данной компетенцией, обеспечивает выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур, эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин, механизмов, установок, приспособлений и другого оборудования. Вероятнее всего спрос на данную компетенцию служит со стороны работодателя, он замотивирован в том, чтобы его работники получили новые знания для сельского хозяйства.

Хотим отметить, что минимальным спросом на обучение служат следующие компетенции: ?полимеханика и автоматизация?, ?мехатроника?, ?агрономия?, ?окраска автомобиля? и другие. Возможно по таким компетенциям нет интереса у данной категории лиц из-за узкой специфики, из-за ?старения? организма и другое.
Чтобы понять, а что смотивировало пойти обучаться новым компетенциям ? мы провели опрос среди 100 приступивших к обучению предпенсионеров на тему ?Что вас замотивировало пойти обучаться??, результаты представлены ниже: на рис.2

Рисунок 2 ? Результаты вопроса ?Что вас замотивировало вас обучаться??

На первом месте мотивацией было то, что предпенсионеры могу бесплатно повысить свою квалификацию и остаться на том же месте работы, где и сейчас. На втором ? получение новой компетенции для самозанятости себя на пенсии. На третьем месте служит получение новых знаний и навыков, чтобы найти новую работу себе. И на последнем, четвертом месте ? это поиск союзников по выбранной компетенции, новые знакомства.

К основным факторам, которые относятся к мотивации идти обучаться у предпенсионеров можно отнести следующее:

  1. Социальные отношения ? предпенсионер приходит на учебу, чтобы познакомиться с наставниками, встретить новых знакомых, которые станят в будущем друзьями, объединиться с единомышленниками;
  2. Внешние ожидание ? предпенсионер приходит поучиться, чтобы выполнить чью-либо наставление, следуя совету от кого-то, например, от работодателя. Когда участник (участница) предпенсионного возраста в начале обучения говорит, что ?пришел посмотреть и послушать?, что он(а) ?здесь ?вместе со своей женой(мужем)?, что ?подружка(друг) тоже ходит?, тогда сам процесс учебы позволит ученику(це) на личном уровне переосмыслить свои ресурсы и понять мотивацию;
  3. Стремление к общему благополучию общества в целом: предпенсионер стремится приобрести знания, которые ему помогут сделать лучше жизнь общества в стране. В основном такой мотив характерен для людей, у который уже есть большой опыт общественной деятельности. В этом случае этот опыт будет очень полезен и другим обучающимся предпенсионерам;
  4. Личная индивидуальная образовательная траектория, когда от учебы зависит дальнейшее продвижение по службе, обеспечение себе лучших позиций по сравнению со своими коллегами. Как правило, в среде предпенсионеров этот мотив не слишком распространен. Тем не менее, определенные амбиции, желание самоутвердиться присутствует и здесь;
  5. Стремление преодолеть скуку, убрать из своей жизни рутину (домашнюю или на работе). В основном, этот мотив не проявляется открыто, часто о нем говорят ?в прошедшем времени?, уже после того, как была создана атмосфера доверия в группе;
  6. Учеба у предпенсионера ради учебы, потому что сам процесс получения нового доставляет радость, они чувствует себя нужными для общества. Это самая ?простая? категория учеников: им не нужны какие-от особенные стимулы к учебе. 

Таким образом, на сегодняшний день более чем 7 тысяч предпенсионеров имеют мотивацию к обучению по более 120 компетенциям Ворлдскиллс [4]. Но приобретение новых знаний не стоит всегда у них в приоритете. Некоторые из них просто вынуждены проходить курсы, чтобы получить или сохранить работу, или следовать намеченному карьерному плану. Все это сильно подрывает мотивацию и не позволяет предпенсионерам активно обучаться. Но программа образования граждан предпенсионного возраста по стандартам WorldSkills обеспечивает полезный и адекватный опыт, основываясь на возрастной категории и интересах обучающихся, а также на актуальных и востребованных компетенциях. Lifelong Learning ? это концепция непрестанного, добровольного поиска новых знаний, который вдохновляется как профессиональными, так и личными причинами. Подобный образ жизни способствует профессиональному росту и конкурентоспособности человека на рынке труда, и при этом является важнейшей частью личностного роста. При этом в масштабах страны массовое принятие этой концепции благотворно сказывается на формировании человеческого и интеллектуального капитала и его качестве, а тем самым помогает развитию экономики.

Список литературы:

  1. Обучение на протяжении всей жизни Lifelong Learning [Электронный ресурс] ? Режим доступа: http://praktiks.com/obuchenie_na_protyazhenii_vsey_zhizni
  2. Особые условия выхода на пенсию [Электронный ресурс] ? Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/pr/booklet/2016/dosrochniki.pdf 
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2018 г. ?3025-р ?Об утверждении специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до 2024 года? [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://base.garant.ru/72141820/
  4. Список компетенций Worldskills для обучения [Электронный ресурс] ? Режим доступа: https://50plus.worldskills.ru/#competencies

 


Реклама