Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Особенности реализации проекта «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД»

Автор: Медовщиков И.А., аспирант каф. «Экономика транспорта» Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), электроник Екатеринбургского информационно-вычислительного центра структурного подразделения Главного вычислительного центра – филиала ОАО «РЖД» (ЕИВЦ СП ГВЦ филиала ОАО «РЖД»). 

Аннотация. В июле 2017 г. Правительством РФ была принята Программа «Цифровая экономика РФ», которая, с февраля 2019 г. была приостановлена, так как не обеспечивала технологического, цифрового суверенитета и информационной безопасности России. Несмотря на это, крупнейший оператор российской сети железных дорог ОАО «РЖД» в декабре 2017 г. утвердило Концепцию реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». В работе раскрываются особенности реализации проекта «Цифровая железная дорога» ОАО «РЖД» до 2025 г. Ключевыми технологиями цифровой железной дороги ОАО «РЖД» станут: интернет вещей, высокоскоростные сети передачи данных, технологии обработки больших данных, интеллектуальные системы и мобильные приложения.

Ключевые слова: цифровая экономика, интеллектуальные системы, критическая информационная инфраструктура, импортозамещение

Project Implementation Features Digital Railway Joint Stock Company «Russian Railways»

Annotation. In July 2017, the Government of the Russian Federation adopted the Digital Economy of the Russian Federation Program, which, which, since February 2019, has been suspended since it did not ensure Russia's technological, digital sovereignty and information security. Despite this, the largest operator of the Russian railway network of JSC «Russian Railways» in December 2017 approved the Concept for the implementation of the comprehensive scientific and technical project Digital Railway. The paper reveals the features of the implementation of the Digital Railroad project of JSC «Russian Railways» until 2025. The key technologies of the digital railway of JSC «Russian Railways» will include: Internet of Things, high-speed data networks, big data processing technologies, smart systems and mobile applications.

Keywords: digital economy, intelligent systems, critical information infrastructure, import substitution


Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) в феврале 2018 г. в разделе «Политические документы» опубликовал работу «Измерение цифровой экономики», в которой констатировал: «Отсутствие общепринятого определения «цифровой экономики» или «цифрового сектора» и отсутствие отраслевой классификации и классификации продуктов для интернет-платформ и связанных с ними услуг являются препятствиями для измерения цифровой экономик» [9]. 

В данном документе МВФ проводит различия между «цифровым сектором» и «цифровой экономикой», которая базируется на цифровом секторе. По данным МВФ «Цифровой сектор охватывает основные виды деятельности в области цифровизации, товаров и услуг в области ИКТ, онлайн-платформ и таких видов деятельности на основе платформ, как экономика совместного использования» [9]. В заключении специалисты МВФ формулируют вывод, что «вместо того, чтобы пытаться охватить широкую, неясную концепцию «цифровой экономики» корректней использовать терминологию «цифровой сектор, в состав которого входят производители цифровых технологий: онлайн-платформы, сервисы с платформой и поставщики товаров и услуг ИКТ» [9].

Термин «цифровая экономика» (англ. digital economy) впервые в научный оборот ввели:

  • канадский ученый Д. Тапскотт в 1995 г. в работе, переведенной на русский язык под названием «Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта» [12];
  • американский архитектор Н. Негропонте в 1995 г. в работе «Быть цифровым [10]», в которой автор доказывает в ближайшем будущем объединение интерактивного мира, мира информации и мира развлечений.

Цифровая экономика, согласно Д. Тапскотту включает 12 характеристик:

  1. знания (англ. Knowledge);
  2. оцифровка (англ. digitization);
  3. виртуализация (англ. virtualization);
  4. молекулярность (англ. molecularization);
  5. интеграция/межсетевое взаимодействия (англ. Integration/Internetworking);
  6. дезинтермедитация (англ. Disintermediation);
  7. конвергенция (англ. Convergence);
  8. инновации (англ. Innovation);
  9. проактивное потребление (англ. Prosumption);
  10. незамедлительность, в режиме реального времени (англ. Immediacy);
  11. глобализация (англ. Globalization);
  12. разногласия (англ. Discordance).

Д. Тапскотт выделяет «два важных аспекта в цифровой экономике: первый – конфиденциальность и безопасность; второй – компьютерный разрыв между имущими и неимущими» [11].

В июле 2017 г. в России были приняты два документа:

  • Программа «Цифровая экономика РФ» (распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 ? 1632-р [2]);
  • О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ (Федеральный закон от 26.07.2017 ? 187-ФЗ) [1].

В сентябре 2017 г. была отменена разработка и мониторинг реализации плана мероприятий («дорожной карты») Программы «Цифровая экономика РФ», в том числе анализа ее влияния на реализацию Стратегии научно-технологического развития РФ [2]. С 12.02.2019 г. Программа «Цифровая экономика РФ» была приостановлена в связи с изданием распоряжения Правительства РФ от 12.02.2019 ? 195-р.

Основная причина приостановки программы «Цифровой экономики РФ»: «ее реализация больше напоминает пожелания к развитию цифровых технологий, без вообще какой-либо привязки к развитию экономики и тем более общества» [5].

Среди противников программы «Цифровая экономика РФ» высказывалось много предложений, в числе которых предлагалось сконцентрироваться на главном направлении: «Осуществить импортозамещение в ИКТ-секторе, производстве компьютерной техники и программного обеспечения (для обеспечения технологического и цифрового суверенитета РФ и информационной безопасности). Создать программу поэтапного импортозамещения» [7].

По мнению многих специалистов: «Цифровая экономика» – это попытка ответить на вызовы времени, российский вариант государственных программ перехода к четвертой промышленной революции, которые активно реализуются в развитых странах» [8].

Таким образом, в настоящее время на уровне страны действующим документом является федеральный закон «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» (далее по тексту 187-ФЗ).

Согласно ст.2, п.8 187-ФЗ: «субъекты критической информационной инфраструктуры - госорганы, госучреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей» [1].

Требования к программному обеспечению по федеральному закону «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ» представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Требования к программному обеспечению по ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ»

Наименование статьи

Характеристика

Статья 8. Реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры

 

Сведения о программных и программно-аппаратных средствах, используемых на значимом объекте критической информационной инфраструктуры

Статья 9. Права и обязанности субъектов критической информационной инфраструктуры

 

Субъекты критической информационной инфраструктуры имеют право получать информацию о уязвимости программного обеспечения, оборудования и технологий, используемых на таких объектах

Статья 11. Требования по обеспечению безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры

 

Установление параметров и характеристик программных и программно-аппаратных средств, применяемых для обеспечения безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры

 

В конце 2017 г. ОАО «РЖД» была утверждена Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога» [3].

ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») – российская государственная вертикально-интегрированная компания, владелец инфраструктуры общего пользования, значительной части подвижного состава и важнейший оператор российской сети железных дорог. ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 г. постановлением Правительства Российской Федерации ?585 [4]. Учредителем и единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация. От имени РФ полномочия акционера осуществляет Правительство Росси. С 2008 г. ОАО «РЖД» трансформируется в вертикально-интегрированный Холдинг «РЖД».

Для обеспечения непрерывности бизнеса ОАО «РЖД» эксплуатируется один из самых в крупных в стране информационных комплексов: «64 мейнфремов, более чем 300 кооперативных серверов (объем памяти хранилища составляет более 2 ПБ), около 4000 информационных систем и используется больше 200 000 персональных компьютеров» [6]. Данный информационный комплекс обеспечивает продажу билетов, управление парками вагонов и другими информационными системами.

ОАО «РЖД» является крупным российским владельцем и оператором центров обработки данных, вычислительных мощностей, инфраструктуры хранения и обработки данных.

В структуре холдинга «РЖД» функционирует 18 Центров обработки данных, которые распределены по всей территории России и присутствуют в каждом Федеральном округе.

ОАО «РЖД» является не только крупнейшим в РФ заказчиком инновационных решений, но и обладателем развитого отраслевого инжинирингового и научного комплекса, обеспечивающего стратегическое развитие и глобальную конкурентоспособность ОАО «РЖД», а также лидирующие позиции в разработке и внедрении перспективных цифровых технологий в транспортной отрасли. В настоящее время структура отраслевого инжинирингового и научного комплекса холдинга "РЖД" включает:

  • четыре научно-исследовательских института: АО «ВНИИЖТ», АО «НИИАС», АО «ВНИКТИ», АО «ИЭРТ»;
  • шесть профильных проектно-конструкторских бюро и проектно-конструкторско-технологических бюро: ПКБ ЦТ, ПКБ И, ПКБ ЦВ, ПКТБ Л, ПКТБ - ЦЦТ, ПКТБ Н;
  • испытательный центр элементов инфраструктуры;
  • шестнадцать пилотных полигонов для отработки перспективных цифровых технологий.

Кроме того, в научно-технической экосистеме холдинга «РЖД» функционирует 9 отраслевых высших учебных заведения: РУТ (МИИТ), ПГУПС, СГУПС, РГУПС, УРГУПС, Сам ГУПС, ИРГУПС, ОМГУПС, ДВГУПС.

На рисунке 1 отражены базовые положения ОАО «РЖД» реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога».

Принципы цифрового бизнеса имеют следующее значение:

  • «Полная согласованность» означает наличие необходимой, достоверной и своевременной информации о событиях и намерениях у одновременно всех субъектов, участвующих в предоставлении услуг, включая сотрудников, клиентов и партнеров.
  • «Бизнес в режиме онлайн» означает принятие правильных решений и осуществление действий без критичных (повышающих риски или дополнительные затраты, снижающих конкурентоспособность услуг) задержек;
  • «Управление сервисами» означает планирование и контроль деятельности в контексте показателей услуг для клиентов, которые, в свою очередь, складываются из показателей внутренних сервисов.

 

Рисунок 1 – Базовые положения цифровой железной дороги ОАО «РЖД»

В целях разработки модели цифровой железной дороги, выделено пять взаимосвязанных функциональных областей деятельности холдинге «РЖД»:

  • грузовые перевозки;
  • пассажирские перевозки;
  • управление движением;
  • управление инфраструктурой;
  • управление холдингом.

Создавать Цифровую железную дорогу (включая выбор архитектуры решений, классов автоматизированных решений, платформ и компонентов) необходимо как защищенную технологию, с учетом требований информационной безопасности на всех этапах ее создания.

По каждому классу автоматизированных решений и технологий, приведенных в Концепции цифровой железной дороги ОАО «РЖД», в политике необходимо определить возможные направления защиты информации и обеспечения доверия к компонентам Цифровой железной дороги.

При этом доверие к компонентам Цифровой железной дороги, прежде всего должно быть достигнуто за счет:

  • приоритетного использования отечественных технологий (в рамках импортозамещения и требований к взаимодействию с поставщиками программного обеспечения, технических средств и услуг);
  • различных видов испытаний (функциональных, контроля отсутствия недекларированных возможностей, отсутствия влияния на средства защиты информации, отсутствия внешнего управления со стороны разработчика, поставщика и иных третьих лиц);
  • контроля (анализа) уязвимостей, обновлений, конфигураций.

Защита информации в автоматизированной системе управления достигается путем принятия в рамках системы защиты автоматизированной системы управления совокупности организационных и технических мер защиты информации, направленных на блокирование (нейтрализацию) угроз безопасности информации, реализация которых может привести к нарушению штатного режима функционирования автоматизированной системы управления и управляемого (контролируемого) объекта и (или) процесса, на локализацию и минимизацию последствий от возможной реализации угроз безопасности информации, восстановление штатного режима функционирования автоматизированной системы управления в случае реализации угроз безопасности информации.

Библиографический список

  1. О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ: федеральный закон от 26.07.2017 ? 187-ФЗ
  2. Программа «Цифровая экономика РФ» (распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 ? 1632-р (приостановлена с 12.02.2019 г.). – 88 с. – С. 69 //URL: https://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf
  3. Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога»: распоряжение ОАО «РЖД» от 05.12.2017 ? 1285
  4. О создании открытого акционерного общества «Российские железные дороги»: постановление Правительства РФ от 18 сентября 2003 г. N 585 с изм. 12 апреля 2019 г. 
  5. Декларация о месте цифровой экономики в развитии общества знаний (по итогам 4-го международного конгресса SMART Russia 2017). – 5 с. – С. 1 // URL: https://www.smartcongress.ru/declaration
  6. Тимошенко, А. Б. Безопасность интеллектуальных транспортных систем. XVIII Международная конференция и выставка «Информационные технологии на транспорте». М., 5-8 ноября 2013 г. – 9 с. // URL: https://www.myshared.ru/slide/478865/
  7. Цифровая экономика; под редакцией Н.Д. Разумовской и др. – М.: ООО «Графика». – 2018. – 60 с. // URL: https://narodosnova.ru/wp-content/uploads/2018/03/TSifrovaya-ekonomika.pdf
  8. Юдина, М. А. Социальные перспективы проекта цифровая экономика РФ 2017-2030 гг. // Уровень жизни населения регионов. 2018. ? 1 (207). – С. 60-65. 
  9. Measuring the digital economy. International Monetary Fund. February 28, 2018. – 48 р. // Electronic copies of IMF Policy Papers are available to the public from URL: https://www.imf.org/external/pp/ppindex.aspx
  10. Negroponte, N. Being Digital. N. Y.: Knopf, 1995. – 243 р.
  11. Rupali, Babu. The Digital Economy: Promise and Peril in the Age of Networked Intelligence By Don Tapscott. – 5 р. // URL: https://pdfs.semanticscholar.org/a832/0ab8d4a6c0a1d0578c6e01288b03cb00de4a.pdf
  12. Tapscott, D. The digital economy : rethinking promise and peril in the age of networked intelligenceNew York : McGraw-Hill Education, cop. 2015. – 413 р.

 


Реклама