Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Вопросы использования синдицированного кредита как  инструмента социально-ориентированного финансирования.

Автор: Новикова Н.Ю., старший преподаватель, кафедра «Финансов, денежного обращения и кредита», Уральский государственный экономический  университет (Екатеринбург, Россия)

Аннотация. Статья посвящена обзору и последним изменениям на рынке синдицированного кредитования в РФ. Показаны особенности и причины его неразвитости в России, отмечены направления и перспективы его использования. Проанализирована возможность применения механизма финансирования социальных проектов с использованием синдицированного кредита по государственной программе «Фабрика проектного финансирования».

Ключевые слова: синдицированный кредит, социально-ориентированное финансирование, инвестиции, «Фабрика проектного финансирования».

Issues of using syndicated credit as a tool of socially-oriented financing

Abstract. The article is devoted to the review and recent changes in the syndicated lending market in the Russian Federation. The features and causes of its underdevelopment in Russia are shown, the directions and prospects of its use are noted. The possibility of using the mechanism of financing social projects with the use of syndicated credit under the state program "Factory of project financing» is analyzed
Keywords: syndicated credit, socially-oriented financing, investments, "project financing Factory".


В настоящее время для России остается злободневной проблема низкого уровня социально-экономического развития страны и регионов. Одним из главных направлений здесь является необходимость поиска методов финансирования социально-ориентированных проектов, особенно, в области здравоохранении и медицины.

В связи с принятием в 2018 г. ряда государственных решений по совершенствованию правового и финансового механизма синдиката, использование его механизма представляется как один из путей решения вопроса. Вспомним, что при синдицированном кредитовании в сделке принимают участие от двух и более банков, причем каждый из них финансирует определенную часть кредита, используя при этом общие для всех участников синдицированного кредита формы документов. [1, c.6].

Главными преимуществами привлечения синдикатов для заемщиков являются такие, как уменьшение расходов по обслуживанию кредита; укрупнение публичной кредитной истории; финансирование в большем объеме, рост числа банков-партнеров.

Синдицированное кредитование как институт давно используется во многих странах. Известно, что в Европе и Азии первенство здесь за Англией и английским правом. Синдицированные кредиты по английскому праву были востребованы и на российском рынке и среди иностранных, и российских банков, которые применяют этот механизм с 2000-х годов. Но, такие кредиты были доступны только проектам, где заемщик или кредитор - иностранные лица, а также, если проект не связан с Россией. В этой связи рынок быстро нашел выход и разработал типовую форму синдиката по российскому праву. Именно на этой стадии появилась идея проработки законодательного акта, который закрепит синдикат в российском праве. [2, с.23].

Доля российского участия на этом рынке совсем незначительна. А за последние пять лет рынок еще больше снизился. В 2017 г. объем мирового рынка составлял порядка 4 трлн. долл. США, доля же синдикатов в России составляла менее 1% мирового рынка. В соответствии с рейтингом организаторов, общий объем синдицированных кредитов с российским участием в 2016 составлял 12,2 млрд. долл. США, в 2017- 13,8 – млрд. долл. США, в 2017- 9,4 – млрд. долл. США , в 1 полугодии 2019-4,9 млрд. долл. США [5].

Основными банками-кредиторами являются в настоящее время: UniCredit, ING, Bank of China, Райффайзенбанк, Societe Generale, Deutsche Bank, ПАО Сбербанк. Основные заемщики- Nordgold, Сибирская угольная энергетическая компания, Лукойл , Уралкалий, Металлоинвест, ЕвроХи́м» [5]. В целом, наблюдается преобладание сырьевых компаний в синдикатах заемщиков и их проектов.

Обозначим особенности российского рынка синдицированного кредитования:

  1. малое число инвесторов – в основном, это государственные банки- Сбербанк, ВТБ и др.
  2. основные заемщики - компании-экспортеры; 
  3. «клубный» характер основной части сделок [4, с.18].

 

Какие же преграды развития синдицированного кредитования в России?

Во-первых, это разная стоимость фондирования. Сложно составить договор, предусматривающий единую ставку, когда весь мир применяет плавающую ставку. В России подобный подход только начал распространение. Ранее заключались сделки, при структурировании которых использовалась так называемая «псевдоплавающая» ставка: ключевая ставка ЦБ + маржа. [3, с. 195].

Во-вторых – волатильность процентных ставок и отсутствие доверия между российскими банками.

В-третьих, нехватка специалистов, способных структурировать сделки в России.

Кроме того, хочется отметить необходимость формировать систему государственной поддержки банковского синдицированного кредитования. Здесь можно говорить о применении таких механизмов, как субсидирование процентов по кредиту, государственные гарантии, инструменты рефинансирования кредита, особенно в социальной сфере.

В-четвертых - отсутствие в российском правовом регулировании выдачи займов термина «синдицированный кредит», в связи с чем указанные сделки заключались по зарубежным нормативным актам.

Решением этой проблемы стало принятие в начале 2018 г. в России одного из обсуждаемых на финансовом рынке законов — «О синдицированном кредите (займе)…».

Зафиксируем основные нововведения закона.

  1. Закон вводит обязательность для сторон договора синдицированного кредита решений, принятых большинством голосов (кредиторов). Это принципиально - до вступления закона в силу здесь не было определенности.
  2. Принципом синдиката является независимость обязательств банков друг от друга. Никто из участников синдиката не отвечает за неисполнение другими участниками их обязательств по предоставлению кредита.
  3. Закон включает понятие кредитного управляющего и закрепляет его функции, которые основываются на международных подходах [7]. 

Бесспорно, принятие закона – большой шаг по пути развития рынка синдицированного кредитования в России. Все же для его нормального функционирования необходимо дальнейшее совершенствование законодательства и наработка практики его применения в нужном направлении.

Одним из разрешений этой проблемы, возможно, станет принятый государственный проект «Фабрика проектного финансирования» далее –Фабрика), который начал действие на основании Постановления Правительства от 15.02.2018 г. N158, с учетом текущих изменений и дополнений[6].

Каков же механизм Фабрики?

Основа- это использование механизма синдицированного кредитования. Оператором и организатором проекта выступает государственная корпорация развития «Внешэкономбанк» («ВЭБ.РФ»)[9].

На финансирование могут претендовать налоговые резиденты России, не имеющие задолженностей по налогам, штрафам и страховым взносам. Производственная площадка должна находиться в России, затраты на проект должны составлять от 3 млрд. рублей.

Проекты изначально отбирались по шести отраслям:

  • инновации,
  • оборонно-промышленный комплекс,
  • несырьевой экспорт, 
  • промышленность высоких пределов, 
  • инфраструктура,
  • охрана окружающей среды. 

Схема работы Фабрики заключается в нескольких этапах: центр компетенции производит маркетинговый анализ и содействует в создании бизнес-модели, центр структурирования составляет оптимальную структуру сделки и механизм синдикации, центр мониторинга контролирует исполнение кредитного соглашения, а также ситуацию на рынке, помогает в актуализации финансовой модели и бизнес-плана. 

Структура финансирования следующая - 20% средств должен вложить в капитал инициатор проекта, остальное – привлечение заемных средств. Финансирование разделено на 3 транша. Транш А – ценные бумаги Фабрики, гарантированные государством. Дочернее общество Внешэкономбанка (Специализированное общество проектного финансирования) выкупает у него кредит и  секьюритизирует долг через выпуск облигаций. Ставка не может превышать стоимость фондирования для Фабрики и маржу, покрывающую административные расходы и надбавку за риск. Также, ставка привязана к инфляции, которая, если выше определенного значения, то включается механизм субсидии ставки государством. Транш Б – деньги банков-кредиторов, транш В – средства ВЭБа, который должен защитить первые два выпуска.

Однако в процессе подготовки проектов прояснилось, что некоторые положения Фабрики и синдиката требуют доработки. Для расширения числа проектов важно было учесть пожелания инициаторов проектов и банков. В 2019 году были внесены и одобрены изменения в вышеуказанное постановление РФ. Так, был расширен список отраслей– на займы теперь могут претендовать проекты в сфере образования, здравоохранения. Кроме того, дополнены и частично изменены правила работы Фабрики – ее участникам предложено заложить имущество с поручительством третьих лиц или без него либо менее 100% акций в капитале. Кроме этого, предусмотрено право рефинансировать долг (не более 15% стоимости проекта), доработаны правила предоставления субсидий из федерального бюджета, а именно - установлены лимиты бюджетных ассигнований на период действия программы, они будут выделяться по мере необходимости. Максимальная субсидия привязана к ключевой ставке ЦБ с индивидуальным расчетом для заемщика.

В 2018 г. на финансирование было предусмотрено 90 млрд. руб., также в федеральном бюджете на 2018 - 2020 гг. запланировано предоставление государственной гарантии СОПФ ФПФ в размере 294 млрд. руб. Общая стоимость первых проектов Фабрики в 2018 г. составила порядка 180 млрд. руб.

Отметим, что Альфа-Банк второй год подряд стал победителем в номинации "Лучший российский банк на рынке синдикаций СНГ, получив престижную награду Loans Cbonds Awards – 2019. Это профессиональная премия для оценки наиболее ярких достижений на рынке синдицированного кредитования. Победитель выбирался путем открытого голосования участников рынка на сайте информационного агентства Cbonds. Банк остается активным участником рынка синдицированного кредитования уже в течение двух лет. Он выступил организатором и кредитным управляющим, а также документарным агентом нескольких крупных сделок, в частности, для "Беларусбанка" на 151 млн. евро и ГК "Альфа-Лизинг" – на 7 млрд. рублей. Кроме этого, Альфа-банк стал уполномоченным организатором и букраннером кредита для "Уралкалия" на сумму 725 млн. долларов и 650 млн. евро [8].

На сегодняшний день на Фабрике заключены еще три соглашения: строительство установки по производству серной кислоты и олеума «Куйбышевазота», строительство третьей очереди производства метанола «Щекиноазота» и строительство горно- металлургического комбината на базе Удоканского месторождения.

По прогнозам, введенные изменения позволят охватить с помощью Фабрики более широкий спектр отраслей, снизить порог для новых потенциальных участников и по-новому заработать сложному механизму проектного финансирования. Однако даже если расширить пул возможных проектов для финансирования Фабрики действительно удастся, последние нововведения скорей всего не упростят процесс. Синдикация - сложная процедура, а вместе с проектным финансированием ее сложность еще многократно вырастает.

Таким образом, ожидаем, что использование синдиката на фоне дальнейшего «раскручивания» Фабрики получит дальнейшее развитие и будет способствовать выработке инициатив и финансированию новых высокотехнологичных производств на территории страны, с приоритетом на отечественные инновационной технологии в здравоохранении и медицине.

Список литературы

  1. Довгялло М.В. Синдицированное кредитование. Москва.: Фонд “Институт экономики города”, 2000. - 86 с.
  2. Уткин В.С. Концептуальные основы развития синдицированного кредитования в России: монография / В. С. Уткин. - Москва : Дашков и Кº, 2011. - 178 с.
  3. Тихомирова Е.В. Банковский рынок корпоративного кредита в России. СПб.: СПбГУЭФ, 2011.- 259 с.
  4. Рыкова И.Н. Синдицированное кредитование и перспективы его развития//Финансы и кредит. 2010. N4. С 11-20 
  5. Рэнкинг организаторов синдицированных кредитов [Электронный ресурс] // CBONDS. — 2018. — Режим доступа:  http://loans.cbonds.info
  6. О программе "Фабрика проектного финансирования: Постановление Правительства РФ от 15.02.2018 N 158 (ред. от 13.06.2019) URL: http://www.con­sul­tant.ru. Текст: элек­трон­ный.
  7. О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 31.12.2017 N 486-ФЗ (ред. от 28.11.2018) URL: http://www.con­sul­tant.ru. Текст: элек­трон­ный.
  8. Офи­ци­аль­ный сайт АО «АЛЬФА-БАНК» URL: https://alfabank.ru Текст: элек­трон­ный.
  9. Офи­ци­аль­ный сайт ВЭБ.РФ - государственная корпорация развития URL: https://Вэб.рф Текст: элек­трон­ный.

 


Реклама