Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Искусственный интеллект в финансовом секторе

Автор: О.И. Рубанова (O. I. Rubanova) - Студентка группы Б101А11 Банковского колледжа Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Artificial Intelligence in the Financial Sector

Краткая аннотация: К сожалению, Россия существенно отстает в области информационных технологий от целого ряда стран – это тяжелое наследие 90-х годов прошлого столетия. Но, несмотря на это, сегодня появилась уникальная возможность внедрения и распространения новых технологий, таких как искусственный интеллект (далее ИИ), интернет вещейробототехника, квантовые вычисления, нано- и биотехнологии, которые  повлекут за собой системные изменения в обществе – социальные, культурные, технологические и другие.

Brief annotation: Unfortunately, Russia is significantly behind in the field of information technology from a number of countries – this is a heavy legacy of the 90s of the last century. But, despite this, today there is a unique opportunity for the introduction and spread of new technologies, such as artificial intelligence (hereinafter AI), the Internet of things, robotics, quantum computing, nano - and biotechnology, which will entail systemic changes in society – social, cultural, technological and others.

Ключевые слова: Искусственный интеллект; финансовый сектор; дигитализация; кибернетика; автоматизация.

Key words: Artificial Intelligence; financial sector; digitalization; cybernetics; automation.


Неслучайно Правительством, во главе с Президентом России, уделяется огромное внимание технологии искусственного интеллекта. Ее повсеместное внедрение позволит коренным образом изменить все ключевые отрасли экономики. Примерно через 10-15 лет эта технология станет неотъемлемой и привычной во всех сферах человеческой жизни. В искусственный интеллект в России на ежегодной основе инвестируется более 150 миллиардов долларов, и это очень внушительный объем. Не существует такой отрасли экономики, где искусственный интеллект не нашел бы применения [4]. 

Президент России, Владимир Путин, утвердил национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года [1]. Президент также поручил Правительству Российской Федерации до 15 декабря 2019 года разработать федеральный проект «Искусственный интеллект», который будет включен в национальную программу «Цифровая экономика». Стратегия развития искусственного интеллекта определяет цели и основные задачи развития ИИ в Российской Федерации, а также меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития.

Искусственный интеллект позволяет решить ряд проблем, с которыми сталкиваются финансовые специалисты:

  1. Количество данных: объемы данных растут ускоренными темпами с ростом популярности Интернета вещей и Big Data. Для эффективной обработки большого объема данных компаниям требуется автоматизация.
  2. Сложность обработки: из-за увеличения объема данных, числа каналов рынка, разнообразия способов оплаты, компаниям становится все труднее анализировать данные вручную.
  3. Доступность информации: искусственный интеллект решает проблему доступности данных двумя способами: упрощает поиск и использование информации и делает информацию гораздо более доступной для широкого круга сотрудников

Искусственный интеллект позволяет обрабатывать больше информации, специалисты могут получать всю необходимую информацию в режиме 24/7, при этом снижаются издержки процессов. Системы, использующие Data as a Service (DaaS) Cloud, позволяют внедрить адаптивный интеллект в облачные приложения и, используя алгоритмы, анализировать поведение клиентов.

По мнению специалистов Банка России, основными барьерами внедрения в финансовых институтах искусственного интеллекта, являются: высокая стоимость; поддержка руководства организаций; соответствии политикам безопасности; наличие компетенций на рынке.

Искусственный интеллект повышает безопасность данных. Когда компании рассматривают ИИ, как правило, возникают две проблемы: безопасность информации и потенциальная потребность в специализированной подготовке для работы с ИИ. В сфере безопасности, ИИ позволяет убрать одну из самых уязвимых точек в управлении корпоративными данными: участие человека. В случае возникновения какой-либо проблемы, процесс ее устранения человеком может занять несколько дней. Искусственный интеллект позволяет значительно сократить данное время. Еще один способ повышения безопасности – уменьшение объема нерелевантных для сотрудника данных, поскольку ИИ предоставляет больше целевой информации. К примеру, сотруднику не нужно просматривать все данные, поскольку он получает только результат запроса, и ему придется обработать гораздо меньший набор данных. И, наконец, ИИ помогает сотрудникам финансового отдела эффективно обрабатывать быстрорастущие объемы информации по сложным сделкам. ИИ позволяет избавить сотрудников от рутинных, ручных задач по сделкам и помогает работникам с принятием правильных решений. В результате сотрудник может сфокусироваться на более важных задачах и использовать свой творческий потенциал и знания для создания бизнес-стратегии компании.

Исследование «Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует ИИ», проведенное РАЭК и НИУ ВШЭ при поддержке Microsoft, показало, что наиболее часто используемым типом решений на базе ИИ в России являются виртуальные помощники: их применяют 38% руководителей и ведущих специалистов. На втором месте оказались прогнозный анализ (35%) и машинное обучение (35%). Российские эксперты в качестве секторов-лидеров по внедрению и использованию ИИ называют маркетинг и рекламу, ритейл,  банкинг, телекоммуникации и промышленный комплекс. В банках ИИ используют для формирования индивидуальных предложений, повышения эффективности таргетингов.

В качестве основных преимуществ применения ИИ, более половины (58%) опрошенных российских экспертов назвали оптимизацию бизнес-процессов, чуть меньше — 49% — выделили разработку новых продуктов и услуг, а 41% после внедрения ИИ ожидают увеличения производительности труда. На повышение качества продуктов и услуг в результате внедрения ИИ рассчитывают 33% опрошенных, а 32% — на улучшение взаимодействия с клиентами [2].

ИИ уже давно применяется для выявления мошенничества в  банках,  некоторые банки запускают программы для повсеместного использования ИИ, в том числе для обнаружения аномалий в поведении клиентов и собственных сотрудников. Крупные финансовые организации применяют ИИ для обнаружения недобросовестных практик в торговле на фондовых рынках; активно используется машинное обучение в управлении кредитными рисками. Другой традиционной областью применения искусственного интеллекта в финансовом секторе является трейдинг. Также ИИ развивает применение машинного обучения в интересах розничного клиента, примером которого может служить роботизация контакт-центров или применение робо-эдвайзеров в управлении частным капиталом. Роботизация взаимодействия с клиентом может существенно снизить издержки, что приводит к  коммодитизации услуг, ранее доступных только обеспеченным клиентам [3].

В 2019-2024 годах ИИ повлияет на экономический рост, производительность труда и инновационное развитие. Также ожидается существенное влияние искусственного интеллекта на создание рабочих мест (появление новых профессий, изменение требований к профессиям и др.) - 69%. Основными индустриальными вызовами развития ИИ в России 50% экспертов называют управление данными (сбор, аналитика, интерпретация данных), также в их число входят наличие и квалификация специалистов - 37% и необходимость изменения существующих бизнес-моделей - 27% [2].

Таким образом, искусственный интеллект лежит в основе большинства современных технологических решений, которые составляют базис для цифровой трансформации.

Библиографический список

  1. Указ Президента РФ от 10.10.2019 ?490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации" (вместе с "Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года")
  2. Искусственный интеллект (рынок России) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php
  3. Обзор регулирования финансовых рынков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cbr.ru/Content/Document/File/36014/ai_n.pdf
  4. Черных С. Не существует такой отрасли экономики, где искусственный интеллект не нашел бы применения  [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php

Реклама