Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Особенности подготовки кадров в условиях цифровой экономики

Автор: Сабанова Людмила Николаевна, аспирантка направление подготовки Экономика и управление народным хозяйством, Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк, Россия)
Научный руководитель: Затепякин Олег Аркадьевич, доктор экономических наук, доцент, член-корреспондент РАЕ, Сибирский государственный индустриальный университет (Новокузнецк, Россия)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности и требования новых условий цифровой экономики к квалифицированным кадрам. Автором выделены особенности подготовки специалистов, а также возможности реформирования системы образования согласно требованиям нового информационного общества.

Ключевые слова: цифровая экономика, трудовые ресурсы, реформа образования.

Features of training in the digital economy

Annotation. The article discusses the features and requirements of the new conditions of the digital economy to qualified personnel. The author highlights the features of training, as well as the possibility of reforming the education system in accordance with the requirements of the new information society.

Key words: digital economy, labor resources, education reform.


Активное использование информационных технологий во всех областях жизни, производства и оказания услуг послужило развитием области цифровой экономики. Данное понятие было введено в обращение еще в 1995 году американским информатиком Массачусетского университета Николасам Негропонте. Исследованием понятия цифровая экономика занимались как зарубежные ученные Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Ф. Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу., так и российские − Карпунина Е.К., Горчев Й, Стромова М.А., Бабкин А.В., Буркальцева Д.Д., Костень Д.Г., Воробьев Ю.Н.

Согласно Указу Президента РФ от 09.05.2017 N 203 ?О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы?, цифровая экономика рассматривается, как хозяйственная деятельность, где ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

По отчету Internetional Data Corporation (IDC) объем цифровой информации в мире вырастет более чем в два раза с 33 зеттабайт в 2018 году до 175 зеттабайт в 2025 (рисунок 1).

Рисунок 1 ? Объем цифровой информации в мире [The Digitization of the World ? From Edge to Core November 2018 Doc# US44413318]

Сегодня темп поступления информации огромен. Современное информационное общество перерабатывает только 1 % всей имеющейся информации в мире. Чтобы жить и работать в эпоху цифровой экономики необходимо обладать культурой потребления информации и умением сделать выбор нужной и отсеять то, что не представляет интерес в данный момент.

Развитые страны в полной мере использую возможности цифровых технологий для экономического роста, повышения производительности различных отраслей, расширения торговли и создания новых услуг. Цифровая экономика быстро меняет методы ведения бизнеса, проникая во все сферы жизни (рисунок 2).

Рисунок 2 ? Ранжирование бизнес-приоритетов цифровой трансформации по отраслям [Доклад о развитии цифровой экономики в России. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для России]

В ближайшее время конкурентоспособность основных предприятий, отраслей и стран будет определяться степенью цифровизации. Цифровые технологии позволяют оптимизировать издержки, повысить эффективность бизнес-процессов, увеличить прибыльность и доходность активов. Промышленность, финансовая сфера, торговля, экономика приходят к автоматизации большинства рутинных, механических работ. Специалисты ?Сколково? разработали ?Атлас новых профессий? согласно которому до 2030 года исчезнуть более 50 профессий. Уйдут в историю такие профессии как сметчик, копирайтер, турагент, лектор, библиотекарь, испытатель, юрист, нотариус, бухгалтер, статистик, аналитик, секретарь, журналист, бурильщик, системный администратор. По данным статистики в 2017 г. этими специальностями заняты более 24 млн. человек, при этом численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет составила 75,9 млн. человек. Это значит, что если более 20 млн. человек останется без работы, т.е. ожидается рост безработицы в период с 2020 по 2030 годы до 31 процента.

Развитие цифровой экономики требует нового взгляда на трудовые ресурсы. Одним из основных факторов конкурентоспособности российской цифровой экономики, так же как и традиционной будут являться квалифицированные трудовые ресурсы. Большинство образовательных программ в настоящее время не предусматривают развитие ключевых компетенций в области цифровой экономики. Внедрение новых информационно-коммуникационных технологий, автоматизация процессов и возникновение новых технологий требуют от трудовых ресурсов развития новых компетенций и навыков. Эксперты уверены, что цифровая экономика требует от трудовых ресурсов развития новых навыков. Для каждой специальности набор будет свой. Однако современные работодатели выделяют так называемые надпрофессиональные навыки, которые будут востребованы в любой отрасли и позволят сделать работу эффективнее. К ним относят:

  • системное мышление: умение воспринимать элемент как часть системы, видеть закономерности и объединять элементы по признакам, отделять главное от частного;
  • навыки межотраслевой коммуникации: понимание технологий и процессов в смежных и несмежных отраслях, знание особенностей рынка для различных сфер;
  • навыки менеджмента: умение управлять процессами и проектами, знание принципов планирования;
  • программирование и умение работать с цифровыми технологиями: создание ИТ-решений, управление автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом;
  • клиентоориентированность: понимание потребностей клиента, умение работать с запросами и находить нужные решения;
  • мультикультурность и мультиязычность: свободное владение английским языком, знание другого иностранного языка, понимание культурного контекста и национальных особенностей других стран;
  • коммуникабельность: умение налаживать контакт с другими людьми, сильные навыки работы в команде, понимание принципов работы как с большими коллективами, так и с отдельными специалистами;
  • мультифункциональность: умение работать в режиме высокой неопределенности и быстрой смены задач, способность верно расставить приоритеты, принять решение в условиях нехватки информации, спрогнозировать ситуацию;
  • творческое начало: способность к творчеству, развитый эстетический вкус.

Так же одними из важнейших навыков называются навыки самоорганизации, самомотивации, планирования и умения выстраивать свою собственную траекторию развития.

В настоящее время современная российская система образования только начала готовить специалистов способных работать в условиях цифровой экономики. Традиционная система экономического образования не достаточно внимания уделяет практическим навыкам, требуемых цифровой экономике. Поэтому необходимо менять сам подход чему и как учить. Образование в условиях цифровой экономики должно быть более практико-ориентированным с применением проектного подхода, позволяющего развивать необходимые надпрофесиональные навыки. В настоящее время процесс базового обучения большинства людей прекращается к 25 годам, а повышение квалификации часто носит недостаточный уровень. Современные трудовые ресурсы необучены самостоятельному планированию своего развития. Все это приводит к снижению качества рабочей силы в современных условиях цифровизации.

Уже сейчас необходимо пересмотреть систему образования и выстроить единую цепочку образовательного процесса с применением проектного подхода, позволяющую человеку получать индивидуальное образование в течение всей жизни с учетом изменяющихся профессиональных требований. Основой образовательного процесса становится, прежде всего, воспитание нового поколения, готового обучаться всю жизнь и генерировать инновации. Цифровые технологии меняют способы обучения. Современное обучение так же становится цифровым. Обучение уходит в интернет, проходит на специальных онлайн-платформах (видео-лекции, вебинары, презентации и т.д.). Поэтому главной функцией обучения становится ?научить учиться?. Одна из основных функций педагога-преподавателя в этих условиях становится консультация. Современная система образования должна привить обучающемуся навыки умения самостоятельно учиться, навыки самомотивации к обучению и построению собственной траектории развития. Система проектного непрерывного цифрового образования позволит выстраивать индивидуальный план обучения и развития, что позволит в течение всей жизни получать необходимые навыки для жизни и работы, а также при необходимости получать дополнительные навыки для переподготовки.

В связи с этим авторы видят необходимость реформирования системы образования в условиях цифровой экономики:

  1. развитие системы непрерывного индивидуального образования ? позволит человеку расширять свой образовательный потенциал, надстраивать к базовому уровню образования необходимые навыки и умения в процессе всей жизни;
  2. применение проектного подхода в образовании ? позволит развить познавательные и творческие навыки обучающихся, умение ориентироваться в информационном пространстве, развить критическое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания создавая личностный проект по развитию своей компетентности с учетом социально-экономических и технологических перемен;
  3. цифровая грамотность ? развитие навыков работы, обработки и анализа больших объемов информации, понимание культуры интернет-среды, умение коммуницировать в онлайн пространстве, умение использовать цифровые технологии для саморазвития.

Все это позволит подготовить высококвалифицированных специалистов способных работать в новых условиях цифровой экономики.

Список литературы:

Иванова Е.В., Ефремкова Т.И., Шипунова В.В., Сабанова Л.Н. Проблемы и перспективы цифровизации экономики Кемеровской области// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999-2645. ? N1 (57). Номер статьи: 5706. Дата публикации: 2019-02-26 . Режим доступа: https://eee-region.ru/article/5706/

Указа Президента РФ от 09.02.2017 г. ? 203 ?О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017?2030 годы? (Справочно-правовая система ?Консультант Плюс?. ? URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/

David Reinsel , John Gantz, John Rydning The Digitization of the World ? From Edge to Core November 2018 Doc# US44413318 ? Режим доступа: https://www.seagate.com/files/www-content/our-story/trends/files/idc-seagate-dataage-whitepaper.pdf

Доклад о развитии цифровой экономики в России. Конкуренция в цифровую эпоху: стратегические вызовы для России ? Режим доступа: https://roscongress.org/materials/doklad-o-razvitii-tsifrovoy-ekonomiki-v-rossii-konkurentsiya-v-tsifrovuyu-epokhu-strategicheskie-vyz/

Атлас новых профессий ? Режим доступа: http://atlas100.ru/future/

Мостовщиков А. Российское образование в эпоху ?цифровой экономики? требует реформы - Режим доступа: https://www.pnp.ru/social/rossiyskoe-obrazovanie-v-epokhu-cifrovoy-ekonomiki-trebuet-reformy.html

Нельзя просто взять и оцифровать ? Режим доступа: https://newtonew.com/tech/nelzya-prosto-vzyat-i-ocifrovat

Исследование BCG Review ? Режим доступа: https://roscongress.org/materials/bcg-review/

Попова О.И. Трансформация высшего образования в условиях цифровой экономики // Вопросы управления. 2018. ?5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-vysshego-obrazovaniya-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki

Затепякин О.А., Ясинский Д.Ю. Оценка волатильности качества рабочей силы // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. ? 2019. ? Т. 8. ? N2 (46). ? С. 43-48

 


Реклама