Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Авторы: Самойлова Н.С., студентка 3 курса, Лунева Е.С., студентка 3 курса, Миляев А.А., студент 3 курса,

Научный руководитель: Салахова Э. К., к.э.н., доцент кафедры ?Финансы и учёт? ФГБОУ ВО ?Астраханский государственный технический университет?

Аннотация. Рассмотрены проблемы развития цифровой экономики России, в добывающих и обрабатывающих отраслях общественного производства.

Ключевые слова: цифровая экономика, инновационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, компоненты робототехники и сенсорики, распределенный реестр, технология беспроводной связи.

Digital economy: problems and solutions

Abstract. The problems of the development of the digital economy of Russia in the extractive and manufacturing sectors of social production are considered.

Keywords: digital economy, innovative technologies, information and communication technologies, components of robotics and sensors, distributed register, wireless communication technologies.


 

Цифровая экономика сегодня позиционируется в качестве одного из главных драйверов роста мировой экономики, ей уделяют особое внимание на государственном уровне и коммерческие структуры тоже.

Цифровую экономику можно понимать как экономическую деятельность, ускоряющую экономическое развитие, повышение эффективности производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг. Она обеспечивает рост количества взаимосвязанных через Интернет людей, организаций и техники, использование цифровых компьютерных производственных технологий (робототехника и автоматизация) и новых источников информации (мобильные и Интернет-соединения, облачные вычисления, аналитику большого объема данных), искусственного интеллекта.

Таблица 1 - Показатели использования ИКТ за 2013 г. и 2017 г.

Сравнение отдельных показателей использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целом по РФ и, в том числе, по Астраханской и Свердловской областям в 2013г. и в 2017г. представлено в таблице 1. [13] 

По данным таблицы 1 следует, что в 2017 году в России сократились доля используемых в организациях персональных компьютеров на 2 процентных пункта (п.п.) и локальных вычислительных сетей ? на 12 п.п. За тот же период в РФ возросли показатели создания и использования организациями собственных Web-сайтов ? на 6п.п., применения электронного документооборота ? на 4 п.п., также быстрыми темпами внедряется интернет и персональные компьютеры в жизнь населения страны.

Из сравнения показателей использования ИКТ в Астраханской области в 2017 г. по сравнению с аналогичными показателями по России и Свердловской области наблюдаются высокий удельный вес использования в организациях электронного документооборота (86% против 66% по РФ и 68% по Свердловской области), персональных компьютеров в домашних хозяйствах (78% против 74% и 70% соответственно). Одновременно можно отметить низкий уровень количества персональных компьютеров с доступом к сети в Интернет в организациях Астраханской области (28% против 33% и 315 соответственно). По оценкам специалистов, причиной сдерживания процесса внедрения ИКТ в деятельность организаций и населения Астраханской области является недостаток финансовых ресурсов и отсутствие профильного органа власти в сфере цифрового развития и информатизации [11].

Свердловская область является регионом со средним уровнем развития информационного общества, где создан Департамент информатизации и связи Свердловской области и разработана отдельная государственная программа ?Информационное общество? [12].

В таблице 2 приведена динамика затрат на информационно-коммуникационные технологии по РФ в целом и по отдельным регионам За 2013-2015-2017гг..

Таблица 2 - Затраты на ИКТ за 2013-2015-2017гг., млн. руб.

 

2013 г.

2015 г.

2017 г.

РФ

1245,7

1153,1

1487,6

Астраханская область

1,9

2,3

3,3

Свердловская область

26,7

31,9

29,1

 

Согласно таблице 2 затраты на ИКТ в РФ за 5лет в среднем росли на 4 процента ежегодно. Расходы организаций на ИКТ в Астраханской области ничтожно малы по объёму (чуть больше 3 млн.руб. в год в 2017г.), хотя и выросли за 5 лет на 74%. В Свердловской области затраты на ИКТ в 2015г. против 2013г. возросли на 19,5%, но в 2017г. ? на 9%. Удельный вес Астраханской области в затратах на ИКТ составляет 0,15-0,22%, а Свердловской области ? 2,1 ? 2% от аналогичных расходов в целом по России. Также интересно изучить структуру расходов на внедрение цифровых технологий в экономику РФ 2017г.(рис.1)

Рисунок 1 ? Структура внутренних затрат на развитие цифровой экономики в 2017 г., %

Согласно рисунку 1, наибольший удельный вес во внутренних затратах на развитие цифровой экономики занимает оплата услуг электросвязи (38%) и приобретение вычислительных машин и оргтехники. Низкий удельный вес затрат на исследования и разработки (2%) свидетельствует о внедрении в отечественном бизнесе в основном зарубежных информационных технологий, что может привести к технологической зависимости и к сильному снижению конкурентоспособности на международном рынке. Затраты на обучение сотрудников в сфере ИКТ составили 3%, что также не является положительным фактором и приводит к снижению темпов внедрения передовых цифровых технологий. [5]

Цифровизация экономики благоприятствует появлению усовершенствованных бизнес-моделей, ресурсов и рынков сбыта, инвестированию в научно-исследовательскую деятельность и созданию инноваций. Цифровизация также способствует поиску сотрудников, их обучению, обмену знаниями и осуществлению новаторских идей.

Добывающая и обрабатывающая отрасли экономики России являются основными потребителями инновационных технологий, результатов научных исследований, поэтому снижение их доли в ВВП страны и замедление темпов их роста является тревожными факторами, затрудняющими процесс цифровизации экономики РФ.

По мнению отдельных учёных-экономистов, в России наблюдается индустриальный уклад доэлектронной экономики, подтверждающееся результатами мониторинга состояния промышленности РФ за первое полугодие 2019 года: сокращение добычи нефти (на 140 тыс. барр./ сутки, относительно октября 2018 г.); сокращение производства текстильной промышленности (на 5%, к июлю 2018 г.); падение спроса на цветные металлы как на внешнем рынке (на 9%, относительно августа 2018 г.), так и на внутреннем (на 13%, к августу 2018г.)..[3, с. 2; 9]

Таблица 3 ? Доля добывающей обрабатывающей промышленности в ВВП России в 2013,2015 и 2017 гг., %

 

2013 г.

2015 г.

2017 г.

ВВП в целом

100

100

100

Добыча полезных ископаемых

9,4

9,7

10,7

Обрабатывающие производства

13,4

13,7

13,1

 

Согласно таблице 3 за последние 5 лет доля добывающей промышленности возросла на 1,3 п.п. в ВВП страны, удельный вес обрабатывающей промышленности в 2017г. снизился на 0,3п.п. по сравнению с 2013г. и на 0,6п.п. против 2015г. [7] 

По статистическим данным в 2019 году по сравнению с 2018 годом также наблюдается дальнейшее снижение объёмов ВВП страны - на 0,4%, объёмов промышленного производства - на 2,1%, обрабатывающей промышленности ? на 1%. [13]

В таблице 4 приведена динамика индекса промышленного производства (ИПП) по добывающей и обрабатывающей промышленности в целом по России и отдельно по двум регионам (Астраханской и Свердловской областям) за 5 лет.

Таблица 4 ? Индекс промышленного производства добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности в 2013 и 2017 гг. в РФ и регионах, %

  Добывающая Обрабатывающая
2013 2017 2013 2017
РФ

101,1

102,1 100,5 102,5
Астраханская область 132,0 165,5 103,0 88,4
Свердловская область 102,5 86,6 104,3 101,8

 

Темп роста ИПП в целом по России имеет положительную динамику ? увеличение на 1 п.п. по добывающей и на 2п.п. ? по обрабатывающей промышленности. Однако, если рассматривать динамику ИПП по регионам, то можно наблюдать неоднозначную картину. Так в Астраханской области ИПП добывающей отрасли вырос в 2017г. по сравнению с 2013г. на 33,5 п.п., а ИПП в обрабатывающем секторе снизился на 14,6 п.п. В Свердловской области за тот же период происходит снижение ИПП в добывающем секторе на 16п.п., в обрабатывающем ? на 2,5 п.п.

В качестве основных проблем замедления роста промышленного производства можно отметить: растущая конкуренция на мировом рынке и недостаточное финансирование технической модернизации, автоматизации производственного оборудования, научно-исследовательской деятельности и т.д.

Правительство нашей страны понимает преимущества цифровой экономики и в настоящее время активно реализует программу её развития и принимает меры для информации нашего общества. В целях усовершенствования промышленного сектора экономики страны, в 2014 г. государством был основан Фонд развития промышленности (вследствие трансформации Фонда технологического развития России). Фонд предоставляет льготные условия путем совместного финансирования проектов в сфере цифрового совершенствования промышленных предприятий (разработка новой технологически усовершенствованной продукции, реализация станкостроительных проектов и т.д.). Льготные условия заключаются в предоставлении займов (по ставкам 1%, 3% и 5% годовых, в объеме от 5млн.руб. до 750млн.руб. и со сроком до 7 лет), которые непосредственно направлены на реализацию новых промышленных проектов. Следует отметить и то, что по программе ?Цифровизация промышленности?, которая направлена на внедрение цифровых и технологических решений для оптимизации производственных процессов на промышленных предприятиях, данный фонд предоставляет займы от 20млн.руб. до 500млн.руб. со сроком до 60 месяцев и процентными ставками 1% и 5% [10].

Согласно российскому интернет-порталу и аналитическому агенству ТАdviser на реализацию программы ?Цифровая экономика? в 2019-2021 гг. выделено около 403 млрд. руб.: 108 млрд. руб. планируется потратить в 2019 году, 123 млрд. руб. ? в 2020 году, 172 млрд. руб., соответственно ? в 2021 году. [14]

В Астраханской области также планируется активное развитие цифровизации ? к 2024 году планируется увеличение внутренних затрат в 3 раза (по отношению к 2017 г.), общий объем финансирования составит более 4,5 млрд. руб. Национальный проект ?Цифровая экономика? включает нормативное регулирование цифровой среды, информационную инфраструктуру, кадры для цифровой экономики, информационную безопасность и цифровые технологии. [4]

Региональная программа ?Цифровая экономика? Свердловской области аналогична Астраханской программе и включает информационную инфраструктуру, кадры для цифровой экономики, информационную безопасность и цифровые технологии. Общий объем финансирования составляет 4,7 млрд. руб. [6]

Внедрение производственных технологий подразумевает под собой создание промышленно-технологической цифровой платформы полного цикла сложных инженерных объектов, которая включает в себя создание изделий в цифровом формате, цифровое производство, единое информационное пространство, обеспечение информационной безопасности цифровых платформ. Следовательно, будут обеспечены поддержка в эксплуатации изделий, управление требованиями и качеством, управление логистикой и кооперацией, и, непосредственно, улучшение качества самого управления промышленными предприятиями [8].

Внедрение компонентов робототехники и сенсорики предполагает разработку: технологий для аддитивного производства; материалов для аддитивного производства; аддитивных машин различного назначения (в том числе машин и оборудования для нанесения высокотехнологичных покрытий, материалов); сенсорных систем безопасности; промышленных систем контроля и соответствия цифровому двойнику, монтажа оборудования на базе трехмерного сканирования; роботизированных систем обходчиков сложных инженерных объектов и т.д.

Ещё один инструмент цифровой экономики ? распределенный реестр, который представляет собой децентрализованную базу данных для хранения и обновления независимыми участниками большой сети, с зашифрованными надежными криптографическими способами записями. Для изменения данных реестра необходимо, чтобы каждый участник сети подтвердил данное изменение, и только тогда распределенные реестр обновляется, и все участники сохраняют свою идентичную копию реестра.

В качестве главного преимущества распределенного реестра, является полный отказ от посредников, а также то, что он в теории обеспечивает полную защиту от взлома и изменений, так как преступникам придется вносить изменения на всех компьютерах система.

Еще одним инструментом цифровизации является активное использование технологий беспроводной связи. Это применение автоматизированных систем управления технологическим процессом, где радиодоступ позволяет оператору или технологу непрерывно контролировать производственный процесс из любого места в организации. Используя специальные мобильные приложения, оператор, кроме контроля производственных процессов, имеет связь с обслуживающим персоналом. Сам персонал сможет получать информацию о неисправностях оборудования, предупреждения об опасности, и вообще осуществлять мониторинг производственного процесса с полным доступом к сетевой инфраструктуре предприятия. Основными преимуществами беспроводных систем в автоматизации являются: эффективность их использования в отдаленных производственных областях, прямой доступ к информации в любой момент времени, высокая мобильность и гибкость систем, упрощенные условия обслуживания оборудования, сокращение простоев оборудования, сокращение затрат на эксплуатацию и выполнение сервисных работ, более совершенное использование персонала, а также диагностика оборудования из одного сервисного центра, и т.д. [1, c. 70-71].

Таким образом, путем снижения доли человеческого труда и перехода к автономным цифровым производственным циклам, использования новых производственных технологий с применением робототехники и сенсорики, распределенного реестра и технологий беспроводной связи, цифровизация экономической деятельности позволит повысить уровень проектирования и надежности производственного процесса, качества конечного продукта, а также обоснованности принимаемых решений по обеспечению конкурентоспособности отечественного бизнеса на мировом рынке.

Библиографический список

  1. Кия О. Технологии и стандарты, применяемые в современных промышленных беспроводных сетях // ?ControlEngineering Россия?. ? 2013. ? ?5. ?C. 70-72.
  2. Корнилова А. В. Проблемы нормативного регулирования бухгалтерского учета в угледобывающей отрасли // Молодой ученый. ? 2013. ? ?7. ? С. 183-187.
  3. Мельников А. Е. Проблемы технологической модернизации в России. ? 2018. ? Текст: электронный // Развитие теорий. [сайт]. ? 2018. ? URL: https://cyberleninka.ru/article/v/problemy-tehnologicheskoy-modernizatsii-v-rossii
  4. Астраханская область подписала соглашения о реализации нацпроекта ?Цифровая экономика?. ? 2019. ? Текст: электронный. // Министерство экономического развития Астраханской области: официальный сайт. ? 2019. ? URL: https://minec.astrobl.ru/ru/novost/astrahanskaa-oblast-podpisala-soglasenia-o-realizacii-nacproekta-cifrovaa-ekonomika
  5. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики. ? 2019. ? Текст: электронный. // Институт статистических исследований и экономики знаний: [сайт]. ? 2018. ? URL: https://issek.hse.ru/news/281236984.html
  6. Об утверждении государственной программы Свердловской области ?Информационное общество Свердловской области до 2024 года? (с имзенениями на 17 октября 2019 года): постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 г. ?1050-ПП. URL: http://docs.cntd.ru/document/543538119
  7. Информация о социально-экономическом положении России ? 2017 г. ? Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. ? 2017. ? URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/info/oper-12-2017.pdf
  8. Программа ?Цифровая экономика Российской Федерации?. Особенности создания цифровых платформ и разработки плана мероприятий. ? Текст: электронный // Государственная корпорация по атомной энергии ?Росатом?. официальный сайт. ? 2017. ? URL: http://digitalrosatom.ru/wp-content/uploads/2017/09/
  9. Промышленность России: итоги 1-го полугодия 2019 года. ? 2019. ? Текст: электронный // Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). официальный сайт. ? 2019. ? URL: http://www.ipem.ru/news/ipem/1808.html
  10. Программа ?Цифровизация промышленности?. - Текст: электронный // Фонд промышленного развития: официальный сайт. ? 2019. ? URL: https://frprf.ru/zaymy/tsifrovizatsiya-promyshlennosti/
  11. Развитие информационного общества в Астраханской области ? 2019 г. - Текст: электронный // Центр экспертизы и координации информатизации: официальный сайт. ? 2019. ? URL: https://www.xn--h1ad9a2a.xn--p1ai/analytics/61
  12. Развитие информационного общества в Свердловской области ? 2019 г. - Текст: электронный //Центр экспертизы и координации информатизации: официальный сайт. ? 2019. ? URL: https://www.xn--h1ad9a2a.xn--p1ai/analytics/20
  13. Регионы России. Социально-экономические-показатели ? 2018 г. ? Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт. ? 2018. ? URL: https://gks.ru/bgd/regl/b18_14p/Main.htm
  14. Финансирование национального проекта Цифровая экономика. ? 2019. ? Текст: электронный. // Российский интернет-портал и аналитичнеское агентсво TAdviser: [сайт]. ? 2019. ? URL: http://www.tadviser.ru/index.php/

 

 


Реклама