Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Как стать компетентным экономистом-менеджером: от студента до профессионала

Автор: Шабазова Р.А. / ShabazovaR.A.

How to become a competent economist-Manager: from student to professional

Аннотация. В статье проведен анализ требований работодателей к выпускникам вузов по экономическим специальностям, систематизированы их требования к профессиональным компетенциям, личностным качествам выпускников, проведена сравнительная характеристика поля возможностей, предоставляемых вузами обучающимся по подготовке их востребованными специалистами. Путем анкетирования выявлены мотивы и значимость для обучающихся существующих способов формирования профессиональной компетентности.

Abstract. The article analysis performed the requirements of employers for university graduates in economic specialties, systematizes their requirements for professional competencies, personal qualities of graduates, comparative translated the characteristics of the field of opportunities provided by universities to students training them in demand by specialists. Using a survey, the motives and significance for students of existing ways of building professional competence are identified.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная деятельность, экономист-менеджер, работодатель, вузы, трудоустройство.

Keywords:  competence, professional activity, economist-manager, employer, universities, employment


В современных условиях работодатель желает видеть на рабочих местах компетентного профессионала. Основная проблема заключается в отсутствии практических навыков у выпускников и слишком общего представления о функционале специалиста.

С целью изучения проблем трудоустройства молодежи был проведен анализ современных исследований по вопросам состояния рынка труда, предъявляемых требований работодателей к выпускникам вузов,  ожиданий самих молодых специалистов в отношении трудоустройства, а также предлагаемых программ содействия эффективному трудоустройству.

Экономист - это финансовый доктор, который должен знать сильные и слабые стороны организации и предлагает решения по правильной расстановке приоритетов и целей по ликвидации финансовых проблем, убытков, оптимизации расходов и доходов и получения максимальной прибыли, минимальных затрат [1]. Профессия экономиста связана с обработкой больших объемов информации, поэтому важнейшей профессиональной компетенцией экономиста является умение собирать необходимую информацию и затем анализировать её. Он должен обладать хорошей памятью, высокой концентрацией внимания, сообразительностью. Уметь координировать деятельность свою, коллег и коммуникации с представителями других организаций и подразделений. Для этого требуется наличие организаторских способностей, коммуникабельности и стрессоустойчивости.

Работодатели отмечают [3], что диплом о высшем образовании не гарантирует выпускнику соответствующей специальности успешного трудоустройства. Согласно исследованиям рекрутинговых агентств около 30% работодателей отмечают несоответствие между полученной специализацией выпускника и его ожиданиями и трудовыми обязанностями и заработной платой. Также эксперты рынка по поиску и трудоустройству персонала констатируют факт, что молодые специалисты после окончания вуза устраиваются работать не по специальности. По некоторым источникам их 80%, то есть большая часть выпускников не востребована на российском рынке труда. Малая часть выпускников выражает стремление и готовность работать именно по той специальности, по которой они учились.

Несмотря на введение вузами учебных дисциплин, направленных на успешное позиционирование выпускников на рынке труда, молодые специалисты сталкиваются с невысокой заинтересованностью со стороны работодателей, обусловленной рядом причин [2,5]:

? молодые специалисты не готовы к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей по причине отсутствия опыта работы;

? неумение самопрезентовать и демонстрировать свои профессиональные качества на собеседовании;

? недостаточный уровень теоретической, практической и психологической подготовленности;

На основе результатов проведенного анализа по исследованиям требований работодателей [4] были выявлены компетенции, предъявляемые к молодым специалистам. К ним относятся: клиентоориентированность; приверженность к работе; умение работать в команде; склонность к обучению; умение и желание учиться; способность брать на себя ответственность; самостоятельность; умение решать нестандартные задачи; работоспособность; аналитическое мышление; предприимчивость; дисциплинированность; коммуникативность; умение работать в условиях многозадачности и с большим объемом информации.

В связи с внедрением ФГОС 3++, ориентированных на профессиональные стандарты, образовательные программы учебных дисциплин позволяют учесть требования работодателей к выпускникам специалистам.

С целью выявления необходимых профессиональных компетенций выпускников многие вузы проводят опросы среди работодателей, на основе этой информации рассказывают будущим специалистам, что следует ожидать  и как им готовиться к встрече, а также корректируют учебный процесс, чтобы выпускники соответствовали требованиям рынка труда.

ВУЗы города Челябинска стремятся внедрять систему обучения практико-ориентированные программы обучения.

   

Рисунок 1 ? Поле возможностей для обучающихся ЮУРГУ и МИДиС

Таким образом, сравнительная характеристика поля возможностей обучающихся показывает, что в рассматриваемых учебных заведениях есть схожие направления по повышению компетентности будущих выпускников, но ЧОУВО МИДиС предоставляет больше возможностей.

Нами было проведено анкетирование студентов в социальной сети, целью которого было узнать их готовность становится профессионалами своего дела и выявления значимости для них предлагаемых активностей вуза.

Результаты анкетирования 100 обучающихся показали, что большинство опрошенных (85%) считают очное обучение самым эффективным форматом становления профессионалом и саморазвития. 65% опрошенных готовы во внеучебное время посещать дополнительные занятия для повышения профессионализма. 56% респондентов считают, что наиболее необходимым качеством будущего выпускника экономиста-менеджера является развитое логическое мышление и аналитический склад ума.  Из возможностей развития и повышения профессионализма, представленных в МИДиС, обучающиеся считают наиболее эффективными элективные курсы (69%) и встречи с представителями работодателей на мастер-классах (68%) (рисунок 2).

 

Рисунок 2 ? Возможности саморазвития в МИДиС

Таким образом, по мнению работодателей, студентам необходимо начиная с первого курса меняться в процессе обучения, а вузам по семестрам проводить оценку уровня необходимых изменений в части профессиональных компетенций, контролировать динамику уровня самооценки, осуществлять тестирование уровня освоения профессиональных компетенций, проводить регулярное тестирование личностных качеств с выделением как позитивных, так и негативных. Формирование профессиональной компетентности будущих экономистов требует постоянного усовершенствования и соответствия требованиям цифровой экономики.

 

Список литературы

1. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. ? 5-е изд., перераб. и доп. ? М.: Дело, 2003. ? 520 с. 

2. Зарубина, О.А. Саморазвитие личности: обзор содержания проблемы // Педагогические науки. 2008, ? 3. - 0,3 п.л.

3. Оноприенко, А. В. Анализ требований работодателей к экономистам ? выпускникам вузов. ? Электронный ресурс: режим доступа // https://docplayer.ru/31641198-Onoprienko-a-v-analiz-trebovaniy-rabotodateley-k-ekonomistam-vypusknikam-vuzov.html

 4. Опфер, Е.А. Мониторинг требований работодателей как средство управления качеством образовательного процесса в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08.

5. Зарубина, О.А. Формирование профессиональной самостоятельности: обзор проблемы // Вопросы гуманитарных наук. 2008, ? 3. - 0,35 п.л.

 

© Шабазова Раяна Аликовна (2019), студентка 2 курса специальности Экономика и бухгалтерский учёт, Международный Институт Дизайна и Сервиса (Челябинск, Россия), shabazova2002@mail.ru

© Полушина Ирина Сергеевна (2019), кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой Экономики и управления, Международный Институт Дизайна и Сервиса (Челябинск, Россия), irmap1977@mail.ru


Реклама