Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Практика внедрения и применения онлайн-касс в РФ и за рубежом

Автор: Сидорина Т. Н.Бакалавр, 4-й курс, Брянский государственный университет им. ак. И. Г. Петровского

Аннотация: В данной статье рассматривается применение контрольно-кассовой техники с целью большего контроля со стороны государства деятельности торговых компаний. Определены нормативно-правовые требования по установлению касс, а также сроки перехода на онлайн-кассы и принцип их работы. Уделено внимание изучению предложений на рынке услуг онлайн-касс и вопросов по их приобретению.

Ключевые слова: онлайн-касса, контрольно-кассовая техника, фискальные данные, розничная торговля.


Повышение эффективности и упрощение действующих порядков реализации контрольных функций в сфере применения контрольно-кассовой техники в последние несколько лет заняливедущие позиции проблем в налоговой политике. «Политика государства ведется к тому чтобы бизнес и рынок выходил из тени, былофициальный и более прозрачный. Для этого внедряются нововведения и высокиетехнологии, чтобы регулировать, контролировать и отслеживать предпринимательскуюдеятельность и другие сферы жизни общества» [13, с. 111]. В целях совершенствования затратного и трудоемкого действующего порядка возникла идея его реформирования на основе применения современных информационных технологий [2, с 184].

В связи с принятием Федерального закона ?290, вносящего изменения в 54-ФЗ «О применении ККТ» июль 2016 г. стал значащим для владельцев малого бизнеса и самого бизнеса, так как эта дата запомнилась как наиболее крупная реформа в сфере продаж за прошлое десятилетие. Следуя установленным правилам, предприниматель обязан предоставлять электронную версию чеков с помощью кассового аппарата в налоговую службу [1].

Россия – не единственная страна, в которой внедрена система автоматической передачи в налоговые органы информации о продажах. Мировой опыт показал, что обмен данными происходит в режиме онлайн в виде Z-отчета. В Южной Корее данные с касс отправляются в налоговую службу через интернет с 2005 г. В 2010 г. электронные фискальные регистраторы появились в Швеции. Сначала они работали в режиме офлайн, а затем были подключены к облаку государственной налоговой службы. По данным экспертов, введение в 2012 г. онлайн-касс в Грузии увеличило объем задекларированной выручки магазинов на 65% [4, с. 109].

Данное нововведение затронуло не только тех, кто пользовался кассовыми аппаратами ранее, но и предпринимателей, работающих на системеЕНВД и ПСН. Единственное отличие заключалось в сроке обязательной установки онлайн-касс, а именно с 1 июля 2018 года [3, с. 128].

«Онлайн-кассы – это контрольно-кассовая техника (ККТ), которая печатает и хранит чеки, и наряду с этими функциями, отправляет их электронные копии в ИФНС. Ее работа обеспечивается наличием интернета, но при кратковременной потере связи функционировать она не перестает, продолжит выбивать чеки, а информацию о продажах накопит и, при восстановлении телекоммуникаций, отправит в инспекцию. Таким образом, от обычного аппарата онлайн-касса отличается наличием фискального накопителя (ФН), которым заменено традиционное устройство ЭКЛЗ» [15, с. 256].

Принцип работы онлайн-кассы наглядно представлен на рис. 1.

 

Рис. 1 – Принцип работы онлайн-кассы

Исходя из данной схемы видно, что при произведении продажи будет осуществляться ее фиксация путем формирования фискального признака и отправления его на проверку оператору фискальных данных. В обмен на это продавец получит уникальный номер чека. Затем продавец имеет необходимость выслать электронный чек покупателю. Также в обязанности продавца будет входить предоставление покупателю бумажного чека с QRкодом [6, с. 180].

Переход на онлайн-кассы законом предусматривает несколько этапов, представленных в табл. 1.

Таблица 1 – Сроки перехода на онлайн-кассы

Срок

Содержание

1 февраля 2017 года

Владельцы вновь регистрируемых ККТ

Начало перехода на онлайн-кассы и прекращение замены ЭКЛЗ и регистрации касс по старому порядку

31 марта 2017 года

Все организации и ИП, продающие алкоголь (кроме ИП на ЕНВД и ПСН, торгующих слабоалкогольными напитками)

1 июля 2017 года

Организации и ИП на ОСН, УСН и ЕСХН

С этого срока запрет на использование касс с ЭКЛЗ

1 июля 2018 года

Организации и ИП на ЕНВД, ИП на ПСН, торгующие в розницу и оказывающие услуги общественного питания

ИП на ЕНВД, имеющие наемных работников

1 июля 2019 года

Организации и ИП на ЕНВД, ИП на ПСН (исключение розничная торговля и общественное питание)

ИП на ЕНВД без наемных работников, торгующие в розницу и оказывающие услуги общественного питания

Организации и ИП, которые оказывают услуги или выполняют работы при условии выдачи покупателю БСО

В настоящее время в России зарегистрировано уже более 2,8 млн онлайн-касс, из них около 400 тыс. - с начала 2019 года. По данным ФНС России, не подготовили онлайн-кассы к 1 июля порядка 80 тыс. налогоплательщиков из 400 тыс. [9, с. 190].

В случае несоблюдения данных требований по срокам в законодательстве предусмотрена система штрафов, рассмотренная в табл. 2.

Таблица 2 – Система штрафов за нарушения по поводу онлайн-касс

Основание

Штраф

Применение ККТ, не соответствующей требованиям

Для ИП: 3000 рублей

Для ООО: 10000 рублей

Работа без онлайн-касс

Для ИП: 25-50% от продаж, не менее 10000 рублей

Для ООО: 75-100% от продаж, не менее 30000 рублей

Если покупателю не отправили чек по требованию

От 10000 рублей

Помимо штрафов, представленных в табл. 2, предусмотрено наказание в виде предупреждения для владельцев малого и среднего бизнеса, если нарушение выявлено впервые. Также выговор возможен и при повторном несоблюдении законодательных норм, но только в том случае, когда от момента первого предупреждения прошло не менее 1 года.

Специалисты налоговой инспекции вправе организовать плановую проверку или внепланово посетить точку продажи, если на то имеются основания, например, заявление от потребителя [7, с. 215].

Усманова Р. Ш. отмечает, что есть вероятность, что если добровольно рассказать инспекции о нарушении, то не оштрафуют. Только должны быть условия — есть документальное подтверждение нарушения и налоговая не знала о нем до того, как вы оповестили ее сами [14, с. 423].

Общий приблизительный объем нового рынка за три квартала 2018 г. составил 18,084 млрд (при том на долю вендоров, указавших данные о продажах, приходится 12,417 млрд, а на долю других участников рынка – 5,667 млрд). Для расчетов брались данные по объему рынка исходя из потребности в 948 тысячах устройств, товарообороту вендоров (число проданных единиц) и средняя стоимость единицы продукта, взятая из открытых источников). Полученные суммы округлялись в сторону увеличения.

Наибольшую совокупную выручку за этот период принесли смарт-терминалы (7,917 млрд), на втором месте оказались фискальные регистраторы (3,233 млрд).

В 2018 году в реестр ФНС было внесено 50 устройств, из них не менее 10 заявлены как устройства с встроенной банковской частью. Сегодня онлайн-кассы - не просто кнопки, а набор сервисов. Трудно определить скорость, с которой аппараты совершенствуются и умнеют. Данный фактор является решающим для предпринимателей, которые должны преуспевать в этом развивающемся обществе.

В связи с нововведениями появилось множество предложений на рынке от различных компаний по продаже и установке онлайн-касс, а вместе с этим можно встретить и аренду онлайн-касс. Эти услуги стали предлагать и банковские организации, и компании, предоставляющие услуги сотовой связи.

На рынке онлайн-касс наибольший объем предложений связан с продуктами ПАО «Сбербанк», который предлагает кассы своего производства под брендом Эвотор. Для удобства предпринимателя онлайн-кассы разделены на 7 сегментов в зависимости от набора приложений: продукты, товары, услуги, кафе, доставка, ремонт, транспорт. Вместе с этим в каждом сегменте есть 3 тарифа: S, M, L, - которые различны по возможностям, связанным с учетом и работой с заказами, привлечением клиентов, контролем за бизнесом. На данный момент цена онлайн-касс Эвотор варьируется от 13700 до 23300 рублей [5, с. 212].

Онлайн-кассы компании МТС отличаются друг от друга в основном только размерами экрана, скоростью печати чека, наличием фискального накопителя и эквайринга. Цена онлайн-касс МТС варьируется от 12900 до 34990 рублей [10, с. 64].

Онлайн-кассы компании Мегафон представлены  4 продуктами, два из которых – это кассы Эвотор. Таким образом, стоит обратить внимание, что Мегафон не выпускает онлайн-кассы под своим брендом, а предлагает услуги других компаний. Самая дешевая онлайн-касса Атол 90Ф с фискальным накопителем на 15 месяцев предпринимателю обойдется в 14990 рублей, а самой дорогой является Эвотор с фискальным накопителем на 36 месяцев за 25990 рублей [12, с. 28].

Некоторые фирмы принимают решение арендовать онлайн-кассу, предложений по которой также достаточно на современном рынке. Но данное предложение по большей части будет актуально для тех, кто не планирует долгое время заниматься бизнесом. Так, у МТС можно приобрести кассу в аренду тарифа эконом за 1700-2650 рублей в месяц в зависимости от типа кассы. Онлайн-касса банка ДелоБанк обойдется предпринимателю в 1700 рублей в месяц, вместе с этим предлагается касса с эквайрингом.

Таким образом, рынок услуг по онлайн-кассам широк и разнообразен, каждый предприниматель может найти свою кассу, с которой ему будет удобно работать, и оптимальную в цене [8, с. 134].

Попова С. С. утверждает: «разработчики проекта считают, что новые ККТ должны упростить жизнь розничному бизнесу и сократить расходы» [11, с. 261]. С помощью новых ККТ возможно снижение количества налоговых проверок благодаря автоматизированному риск-анализу. Таким образом, организации, платящие налоги в полном размере, могут оказаться в полезной для них ситуации, а именно в участии в здоровой конкурентной среде, предпосылки для которой создают ФСН России и Минфин России. Внесенные изменения ориентированы на высокую ответственность предпринимателей рынка товаров, услуг, и в том числе на уменьшение административной нагрузки и непроизводственных расходов бизнеса.

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесенииизменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техникипри осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованиемплатежных карт" (с изм. от 27.11.2017г.).

2. Беданокова Т. В., Карпенко С. В. Анализ практики применения онлайн-касс  России // Проблемы и перспективы социально-экономического развития регионов юга России. - 2018. - С. 183-186.

3. Буньковский Д. В. Методы минимизации рисков предприятия / Д.В. Буньковский // Вопросы управления. - 2018. - ? 5 (35). - С. 125-129.

4. Буньковский Д. В. Теневая экономика: анализ развития // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. - 2015. - ? 4 (75). - С. 107-116.

5. Бочкарева В. А., Данильчук К. В., Карепанова Д. О. Введение онлайн-касс в систему учета // Проблемы финансов, кредита и бухгалтерского учета в условиях реформирования экономики. - 2018. - С. 209-214.

6. Зверев А. В., Ковалерова Л. А., Обложко Е. А. Анализ устойчивости развития системы кредитования банковского сектора в России // Вестник Брянского государственного университета. – 2018. - ?4 (38). –С. 177-184.

7. Зверев А. В., Мандрон В. В., Мишина М. Ю. Развитие цифровых технологий на финансовых рынках // Экономика и предпринимательство. – 2018. - ?11 (100). – С. 212-217.

8. Зверев А. В., Мишина М. Ю. Управление кредитными рисками банка и их оценка в условиях экономического кризиса // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2017. - ?3. – С. 131-136.

9. Искандарян Л. А., Петрова В. В. Онлайн-кассы: проблемы переходного периода и пути их решения // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита. - 2019. - С. 186-191.

10. Петроченкова О. А. Основные принципы внедрения онлайн-касс // Развитие аудита, бухгалтерского учета, государственного финансового контроля и надзоры в Российской Федерации. - 2018. - С. 62-64.

11. Попова С. С. Внедрение онлайн-касс: новый порядок и проблемы // Научная дискуссия современной молодёжи: экономика и право. - 2016. - С. 259-261.

12. Прохода И. А., Никонец О. Е., Елисеева Е. В. Совершенствование системы технического регулирования качества и безопасности товаров в Брянской области // Лизинг. - 2019. - ?3. - С. 24-30.

13. Сиротина О. Н., Ковалёва А. М. Необходимость внедрения онлайн-касс // Актуальные направления развития учёта, анализа и аудита в управлении экономическими субъектами в условиях неопределённости. - 2018. - С. 111-113.

14. Усманова Р. Ш. Перспективы развития онлайн-касс // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - ?16-1. - С. 420-423.

15. Федотова С. В., Кулешова Т. В. Онлайн-кассы и аспекты их учета для предприятий малого бизнеса в современных условиях // Вестник белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2018. - ?2 (69). - С. 255-261.

 


Реклама