Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Цифровизация экономики России: современное состояние и особенности

Авторы: Старкова А.Ю., Шойкина С.А., студенты Волжского института экономики, педагогики и права

Научный руководитель: Евдокимова С.С.к. э. н., доцент


Введение

Цифровая экономика ? это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и интернет-торговля, и краудфандинг и прочее. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры.

Цифровая экономика в России представляет собой систему экономических, социальных и культурных отношений, основанных на использовании цифровых информационно-коммуникационных технологий. У России есть все необходимые предпосылки для дальнейшей реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации экономики. Новые технологии окажут существенное воздействие на развитие бизнеса и государственного управления, рост качества жизни, появление новых форм социализации людей и их коммуникации. Россия располагает необходимой интеллектуальной и научной базой; имеются оригинальные организационно-технологические решения по созданию эффективной инфраструктуры цифровой экономики. 

Актуальность данной темы определяется объективной неизбежностью трансформации всей мировой экономики, включая экономику России, её новое состояние, которое получило название ?Цифровая экономика?. Для нашей страны актуальность темы нашла подтверждение в выступлениях Президента России и утвержденной Правительством Программы ?Цифровая экономика Российской Федерации?.

Целью работы является комплексное исследование состояния цифровой экономики в России, анализ программы ?Цифровая экономика? в качестве приоритетного направления в экономическом развитии страны, определение особенностей развития цифровизации экономики. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотреть национальный проект Российской Федерации в области цифровизации экономики;
  • Выделить особенности цифровизации экономики России;
  • Изучить проекты цифровой экономики России.

Методом исследования в данном докладе послужил теоретический анализ источников и литературы. Для решения вышеуказанных задач была изучена литература таких авторов, как Бабанов, Безверхий и Петров.


1. Национальный проект ?Цифровая экономика?

На заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и национальным проектам, которое прошло 24 декабря 2018 г., были утверждены паспорта целого ряда национальных проектов. В том числе и проекта ?Цифровая экономика?, по понятным причинам напрямую затрагивающего интересы отечественного ИТ-рынка [1, 7].

Сроки реализации национального проекта ?Цифровая экономика? установлены с первого октября прошлого года по тридцать первое декабря 2024-го. Целевых показателей здесь заявлено всего три:

  • увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики за счет всех источников (по доле в ВВП) не менее чем в три раза по сравнению с 2017 г.,
  • создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объёмов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств,
  • использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями [1, 7].

?Цифровая экономика? как национальный проект складывается из шести федеральных, крупнейшим среди которых по выделенному финансированию (772,4 млрд руб.) стал проект ?Информационная инфраструктура?. На втором месте по объёму средств располагается федеральный проект ?Цифровые технологии? (451,8 млрд руб.), затем ?Цифровое государственное управление? (235,7 млрд руб.), ?Кадры для цифровой экономики? (143,1 млрд руб.), ?Информационная безопасность? (30,2 млрд руб.) и ?Нормативное регулирование цифровой среды? (1,7 млрд руб.) [1, 7].

Если в 2017 г. внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счёт всех источников составляли лишь 1,7% ВВП, то по итогам нынешнего года они должны достигнуть 2,2%, а в 2024 г. выйти на уровень 5,1% ВВП. В текущем году предполагается обучить 30 тыс. специалистов по компетенции цифровой экономики и 5 тыс. ? по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов, тогда как в 2024-м таких специалистов должно быть обучено 270 тыс. и 1 млн. человек соответственно (нарастающим итогом).

Основными чертами цифровой экономики определяют следующие:

  • экономическая деятельность сосредотачивается на платформах ?цифровой? экономики;
  • персонифицированные сервисные модели; 
  • непосредственное взаимодействие производителей и потребителей; 
  • распространение экономики совместного пользования; 
  • значительная роль вклада индивидуальных участников [6, 7].

Совместно с ИТ-компаниями ? и это особенно важно для рынка ? государство планирует в 2020 г. открыть 5 центров ускоренной подготовки специалистов, год спустя ? уже 15, по итогам 2023 г. ? 150. Предусмотрена грантовая поддержка сотен наиболее выдающихся образовательных организаций и десятков тысяч учащихся по специальностям, имеющим отношение к цифровой экономике; прежде всего ? ?Математика?, ?Информатика? и ?Технология?.

2. Проекты цифровой экономики России.

Российские частные и даже государственные компании осознали необходимость внедрения цифровых технологий. Поэтому уже сегодня планируются и реализуются множество проектов по цифровизации в различных отраслях.

Так, в 2018 году Сбербанк запустил блокчейн-лабораторию для исследования новых технологий в области блокчейна и развития инновационных решений на их базе, а также планирует интеграцию технологии распределенного реестра в свою электронную систему [5, 7].

Разработкой криптотехнологий и внедрением блокчейна занимаются и другие банки: Тинькофф, Бинбанк, Qiwi .
В свою очередь, IT компания Яндекс является лидером в распространении интернета вещей. Она успешно реализовала такие проекты, как Яндекс.Такси, Яндекс.Метро, Транспорт, голосовой помощник ?Алиса?, Яндекс.Музыка, Яндекс.Браузер и многое-многое другое. Яндекс собирает биг даты ? огромное количество данных о каждом пользователе. Таким образом компания повышает комфортность нашего пребывания в интернете и, конечно же, увеличивает эффективность таргетированной рекламы. Яндекс не останавливается на достигнутом и проводит разработку новых технологий. Взять, например, прогноз погоды. Технология Яндекса ?Метеум? может строить прогнозы с точностью до отдельных домов! Звучит как фантастика, но это реальность!

Возможна реализация новых цифровых технологий и в секторе электроэнергетики. Так, Qiwi заявила о своих планах на постройку децентрализованной системы распределения электроэнергии на основе блокчейна.

При этом Россия отстает от стран-лидеров цифровизации на 5-8 лет. Если текущие темпы роста цифровой экономики России сохранятся на прежнем уровне, то к 2020 году, в силу высокой скорости глобальных изменений и инноваций, этот разрыв будет составлять уже 15-20 лет. Вместе с тем, в последние годы улучшилось состояние инфраструктуры в России, в первую очередь по уровню проникновения проводного интернета (70,4% от общей численности населения) [4, 7]. Имеются также серьезные достижения в доступности широкополосного и мобильного интернета, в распространении смартфонов. России важно проводить продуманную и обоснованную политику по развитию цифровой экономики, определять перспективные направления ее внедрения и поддержки. Направлениями внедрения цифровой экономики для России является развитие искусственного интеллекта и робототехника. Многие считают, что развитие искусственного интеллекта несет в себе опасность для человечества, но, мы пока еще очень далеки от компьютерного разума, а главными рисками в ближайшем будущем останутся хакерские атаки: ведь все устройства с искусственным интеллектом подключены к интернету и потому уязвимы. Заявленный приоритет развития цифровой экономики - это возможность реализовать множество новых инициатив. Российские компании способны разрабатывать и экспортировать технологии. Главное - это четко понимать, какой продукт и для кого создавать [6, 7].

Заключение

В работе значительное внимание уделено вопросам, связанным с рассмотрением сути цифровой экономики, проекта ?Цифровая экономика?, а также разобраны внедрения технологий частными компаниями.

Создание цифровых платформ управления экономикой ? это стратегически важная задача, решение которой способно не только восстановить материальное производство, заложить основу внедрения будущих инноваций, но и обеспечить опережающее развитие Российской Федерации, которая сейчас лишь догоняет передовые западные страны. Значимым является развитие качественно иного уровня экономики по составу и структуре, поэтому необходимым следует признать создание и развитие новых предприятий, поддержку стартапов, которые будут ориентированы на мировой рынок и жизнеспособны в условиях глобальной цифровой конкуренции, сквозную автоматизацию всех основных производственно-экономических процессов, развитие рынка персонифицированного производства и потребления, увеличение совокупной эффективности субъектов экономической деятельности, мобилизацию знаний через обмен, создание новых рабочих мест в высокотехнологических отраслях.

Учитывая, что в последнее время правительство уделяет особое внимание цифровой трансформации как национальному приоритету, страна имеет все возможности для того, чтобы совершить скачок от группы стран, осуществляющих переход, к группе трансформирующихся стран и присоединиться к мировым лидерам цифровой экономики, пожиная при этом все экономические и социальные выгоды, которые это подразумевает.

Список использованных источников

  1. Распоряжение Правительства РФ ?1632-р от 28 июля 2017 г. "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"". Текст: электронный.
  2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. ? 203 ?О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы?. Текст: электронный.
  3. Бабанов В. Н. Факторы и проблемы развития цифровой экономики в России / В. Н. Бабанов // Известие Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. ? 2017. - ?4-1. ? с. 255-262.
  4. Безверхий А. С. Проблемы налогообложения в цифровой экономике в рамках Евразийского Экономического Союза / А. С. Безверхий // Вестник университета. ? 2019. - ?1. ? с. 82-88.
  5. Капранова Л. Д. Цифровая экономика в России: состояние и перспективы развития / Л. Д. Капранова // Экономика. Налоги. Право. ? 2018. - ?1. ? с. 58-70.
  6. Петров А. А. Цифровизация экономики: проблемы, вызовы и риски / А. А. Петров // Торговая политика. ? 2018. - ?3/15. ? с. 9-30.

 


Реклама