Новости УМКО-2019 Итоги УМКО-2019 Доклады УМКО-2019 О Конференции УМКО-2019 Участники Подготовка к УМКО-2019 Конкурсы УМКО-2019 Библиотека УМКО-2019 Организаторы и партнёры Рейтинг университетов Тест-сектор Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Создание «инновационного климата» в регионе с помощью модели взаимодействия высших учебных заведений и бизнеса

Автор: Ужегов А.О., Магистрант кафедры экономической теории и регионального развития, экономический факультет, Челябинский государственный университет

Научный руководитель: Егорова А.А., Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и регионального развития, экономический факультет, Челябинский государственный университет

Аннотация. В настоящее время, актуальными становятся мероприятия по стимулированию отечественной экономики, переходу к инновационному типу и развитию инноваций на всех уровнях, от предприятиятий и университетов, заканчивая регионом и страной в целом. Это приводит к идее о взаимодействии высших учебных заведений и представителей бизнеса с целью сформировать «инновационный климат» в регионе. Такое взаимодействие подразумевает для университета наряду с обучением и исследовательской работой, не только подготовку выпускников к вхождению на рынок труда, но и эффективное взаимодействие с бизнесом, используя новые технологии, принципы междисциплинарности, участие в научных проектах и региональном развитии.

Ключевые слова: инновации, инновационный климат, модель, взаимодействие

Creating an “innovative climate” in the region using a model of interaction between higher education institutions and business

Annotation. Currently, measures to stimulate the domestic economy, the transition to an innovative type and the development of innovations at all levels, from enterprises and universities, to the region and the country as a whole, are becoming relevant. This leads to the idea of interaction between higher education institutions and business representatives in order to create an “innovative climate” in the region. Such interaction implies for the university, along with training and research, not only preparing graduates for entering the labor market, but also effective interaction with business, using new technologies, principles of interdisciplinarity, participation in research projects and regional development.

Keywords: innovation, innovation climate, model, interaction


 

Основные показатели экономического развития национальной экономики, в последние годы демонстрируют ощутимое отсутствие роста, а зачастую и негативную динамику спада. В настоящее время отечественная экономика находится на грани рецессии, по итогам первого квартала 2019 года, ВВП вырос всего на 0,5% в годовом выражении, что для развивающейся экономики является существенным отставанием. В свою очередь малые и средние предприятия сократились на 8%, количество работников на таких предприятиях уменьшилось на 1,6%. Между тем, недостаточность темпов экономического и инновационного развития была очевидна еще в предыдущие годы. Главные причины надвигающейся рецессии – это в основном экспортно-сырьевой характер отечественной экономики, а именно зависимость России от мировых цен на нефть, отсутствие сбалансированности и существенное отствавание от стран запада по уровню инновационного и технического развития.

В связи с этим, актуальными являются мероприятия по стимулированию отечественной экономики, переходу к инновационному типу и развитию инноваций на всех уровнях, от предприятиятий и университетов, заканчивая регионом и страной в целом.

Как следствие, все чаще обсуждаются вопросы развития инноваций на предприятиях, повышение квалификаций среди молодых специалистов, переход региональных экономических систем на инновационный путь развития. Выявление наиболее эффективных инновационных инструментов играет решающую роль в развитии экономики страны в целом. Эффективные инновационные инструменты дадут стимул к повышению конкурентоспособности между производителями как крупного так и среднего, малого бизнеса. На современном этапе развития отечественной экономики, достижение высоких темпов экономического роста, можно осуществить с помощью изменения структуры бизнеса, повышения доли высокотехнологичного производства, цифровых технологий.

Взаимодействие вуза и бизнеса в регионе дает возможность для формирования определенных критериев, на которые должен ориентироваться вуз при формировании специальностей, учебного плана, учебных дисциплин и практик. В процессе обучения в вузе, студент должен сформировать в себе такие профессиональные навыки и умения, которые бы отвечали последним требованиям экономики и предприятий в современном мире.

Кооперация с бизнесом поможет правильно сформировать основные компетенции которыми должен обладать выпускник вуза, позволит сформировать правильное направление в ходе всего обучения.

Одним из ключевых моментов во взаимодействии университета и бизнеса является принцип эмерджентности в системе, когда взаимодействие двух структур будет способствовать эффективной подготовке высококвалифицированных кадров, которые будут отвечать всем требованиям работодателя так и оптимизации действий в различных направлениях взаимодействия, например, проектных работ.

В рамках создания «инновационного климата» в регионе мы предлагаем сконцентрировать внимание на взаимодействии представителей бизнеса и высших учебных заведений, которые в рамках сотрудничества могли бы оказать сильное влияние на развитие инноваций в регионе, повышения качества предоставляемых образовательных услуг.

В нашей работе мы предлагаем два взаимосвязанных направления, которые по нашему мнению, смогут оказать сильное влияние на создание благоприятного инновационного климата в регионе.

Первое направление, диктуют современные рыночные условия, в которых важнейшую роль играет конкуренция. Во времена СССР была развита система распределения, это практика трудоустройства выпускников высших и средне специальных учебных заведений. Распределение в СССР охватывало всех выпускников учебных заведений и гарантировало занятость и социальные гарантии. На последних курсах, студентов отправляли на практики, в ходе которых они могли проявить себя должным образом, вследствие чего предприятие могло прислать персональную заявку на определенных студентов. Тем самым отбирая себе наиболее подходящие рабочие кадры.

В условиях рыночной экономики, такой инструмент как распределение не эффективен, все решает конкуренция. Но как определить конкурентоспособность студента, его потенциал, знания и компетенции? В нашем понимании, взаимодействие между будущими выпускниками и представителями бизнес структур должно начинаться заранее.

Выпускник после окончания высшего учебного заведения и представитель бизнеса, – который заинтересован в специалисте, сталкиваются с рядом проблем и сложностей.

Для выпускника это проблема оценки своей конкурентоспособности, он еще не понимает насколько его знания и умения востребованы на рынке вакансий, насколько он лучше или хуже других может справиться с работой.
Для представителя бизнеса проблема аналогична, в рамках собеседования или непродолжительного испытательного срока невозможно оценить весь потенциал молодого специалиста, его знания и компетенции, а наличие высокого балла в дипломе не гарантирует высокий уровень квалификации студента. В свою очередь организации вынуждены укомплектовывать штат, чтобы сохранять свою функциональность.

Как итог, предприятия зачастую делают выбор в пользу не самых подходящих для них выпускников, а молодые специалисты зачастую остаются работать в организациях, в которых не могут должным образом раскрыть весь свой потенциал.

Первое направление создания инновационного климата в регионе – это проектная работа.

Данный подход основан на тесном взаимодействии между высшим учебным заведением и бизнесом. Главная цель данного подхода в определении и выявлении наиболее конкурентоспособных и подходящих студентов для конкретного предприятия.

Второе направление представляет собой тесное взаимодействие с региональными властями, с целью формирования инновационного климата в регионе.

Данное направление мы предлагаем реализовывать в виде тендера, в котором заказчиком будет выступать государство в виде региона, а исполнителем связка высшего учебного заведения и представителя бизнеса.

Список использованных источников

  1. Амосенок, Э.П. Интегральная оценка инновационного потенциала регионов России [Текст] / Э.П. Амосенок, В.А. Бажанов // Регион: экономика и социология. 2006. – ? 2. – С. 134-145.
  2. Глазьев, С.Ю. Проблемы реализации интеллектуального потенциала общества в условиях перехода на инновационный путь развития [Электронный ресурс] / С.Ю. Глазьев. – Режим доступа: http://www.imepi-eurasia.ru/baner/Glaziev.doc
  3. Голова, И.М. Инновационный климат региона: проблемы формирования и оценки [Текст] / И.М. Голова. – Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2007. – 178 с.
  4. Ильин, В.А. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития [Текст] / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В. Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2010. – ? 3(11) – С. 14-25.
  5. Конаныхина, О.В. Формирование системы управления инновационным климатом региона [Текст] / О.В. Конаныхина // Вестник АГТУ. – 2010. – ? 2. – С. 184-189.
  6. Государство, бизнес, общество: проблемы оптимизации взаимодействия [Текст] / под ред. Л.Е. Ильичевой. – М.: ИНЭК, 2010. – 296 с.
  7. Осипов, Г.В. Теория и практика экономики и социологии знания [Электронный ресурс] / Г.В. Осипов. – Режим доступа: http://timursim.livejournal.com/257802.html
  8. Теребова, С.В. Активизация инновационного процесса в регионе [Текст] / С.В. Теребова, Е.С. Губанова. – Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН, 2009. – 179 с.
  9. Теребова, С.В. Проблемы инновационного развития Вологодской области [Текст] / С.В. Теребова, И.А. Кондаков // Проблемы инновационного развития и креативная экономическая мысль на рубеже веков: А.К. Шторх, С.Ю. Витте, А.А. Богданов: сб. статьей Междунар. науч.-практ. конф., г. Минск, 25 – 26 марта 2010 г. – Мн.: НАН Беларуси, 2010. – С. 422-429.

 


Реклама