Новости УМКО-2020 Итоги УМКО-2020 Доклады УМКО О Конференции УМКО-2020 Конкурсы УМКО-2020 Библиотека УМКО-2020 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Банковские "концентраты"

Автор: Курушина Дарья Евгеньевнастудентка 5 курса Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск,

Научный руководитель: Романова Анна Валерьевнак. э. н., доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского государственного университета, г. Ульяновск

Аннотация: На современном этапе становится очевидным противостояние крупнейших банков, занимающих доминирующее положение и получающих поддержку от государства, и остальной части банковского сектора. Негативными последствиями сформировавшейся тенденции является ограничительная конкуренция, повышение издержек и изменения качества представляемых услуг для аутсайдеров рынка. В настоящий период регулятор совместно с правительством нацелен на решение вопросов поддержания банковской ликвидности, обеспечения финансовой стабильности, поддержку регионов и населения. Однако в условиях современных кризисных и непреодолимых факторов со стороны контролирующих и надзорных органов потребуются более решительные меры.

Ключевые слова: банк, монополия, регулирование, конкуренция, кризис


Несмотря на интенсивное развитие банковского сектора на современном этапе, невозможно отрицать наличие ряда коренных проблем, наиболее острой среди которых можно обозначить монополизацию банковского рынка. Становится очевидным противостояние крупнейших банков, занимающих доминирующее положение и получающих поддержку от государства, и остальной части банковского сектора. Монополизация банковского сектора влечет за собой негативные последствия, поскольку конкуренция выгодна для субъектов рынка, ведь она стимулирует повышение качества услуг, снижение издержек, повышение качества.

Основным фактором, способствующим монополизации банковского рынка, является устойчивая тенденция к сокращению числа кредитных организаций, в частности банков. Это связано в первую очередь с очищением банковской системы от неустойчивых и неплатежеспособных банков, а также с ростом требований к капиталу банков и действиями регулятора по отзыву лицензий у организаций, нарушающих требования банковского законодательства. Так, по состоянию на 1 сентября 2020 года Банком России зарегистрировано 417 кредитных организаций, что на 27.6 % меньше, чем в 2017 году [1]. Кроме того, значительно сокращается количество региональных банков, отмечается сосредоточение кредитных организаций в центральных регионах, как по количеству, так и по концентрации капитала.

Подобное устойчивое сокращение банковских институтов получает неоднозначную оценку. Безусловно, очевидна необходимость снижения числа проблемных и нестабильных банков, осуществляющих сомнительные операции и не способных в полной мере выполнять свои платежные обязательства.

Однако с другой стороны, массовое закрытие малых банков снижает уровень конкуренции и способствует развитию риска монополизации банковского сектора. В большей степени рыночная власть в банковской системе зависит от концентрации капитала и активов. В связи с этим, оценивая конкурентную среду, целесообразно определить доли, которые занимают кредитные организации на рынке, используя коэффициенты концентрации.

Коэффициент концентрации показывает долю нескольких крупнейших банков в общем объеме активов банковского сектора. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле[5]:

Где n – анализируемое количество крупнейших банков в отрасли,  – доля i-го участника рынка в общем значении.

Таким образом, можно рассчитать коэффициент концентрации по активам [4] для 5, 20 и 50 крупнейших банков:

CR5=31,72 %+15,66 %+7,39 %+4,71 %+4,01 %= 63,49%.

Используя аналогичные расчеты, получаем CR20 = 85,05%;  CR50= 93,23%. Исходя из данных значений, можно сделать вывод, что 93,23% активов сосредоточено у 50 крупнейших банков, при общем числе банков 378. Причем, на 6-20 банки приходится 21,56% активов, а на 21-50 банки – 8,18%.

Особое внимание заслуживает тот факт, что ведущие банки имеют долю государственного участия, что дает им определенные преференции и поддержку, соответственно существенно улучшает их положение в отрасли по сравнению с остальными кредитными организациями.

Поскольку индекс концентрации представляет собой арифметическую сумму, он фактическиигнорирует структуру распределения рыночных долей между компаниями, которые вошли в расчет индекса. Таким образом, индекс концентрации можно использовать для общей оценки ситуации на рынке, а также как некое дополнение к другим экономическим показателям, например индексу Херфиндаля-Хиршмана.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI) также позволяет определить уровень монополизации рынка, определяется как сумма квадратов процентных долей рынка, занимаемых каждым его участником, то есть считается по рынку в целом [5].

Где n – анализируемое количество крупнейших банков в отрасли,  – доля i-го участника рынка в общем значении.

С учетом долей всех банков в общем объеме активов, для российского банковского сектора индекс Херфиндаля-Хиршмана составляет 1390,5.

На основе значений коэффициента концентрации и индекса Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынков:

  • высококонцентрированные рынки: CR > 70%, HHI>  1800;
  • умеренно концентрированные рынки: 45 % < СR < 70 %, 1000 < HHI < 1800;
  • низко концентрированные рынки: CR < 45 %, HHI < 1000.

Следовательно, банковский сектор РФ можно считать умеренно концентрированным, близким к структуре олигополии, однако наблюдается риск высокой концентрации в связи со значениями коэффициента концентрации, близкими к пограничным. Кроме того, отмечается, что при значении HHI более 1000 требуется регулирование слияний и поглощений на рынке со стороны контролирующих органов.

Однако наибольшее значение данных показателей наблюдается относительно вкладов физических лиц [4]. Так, коэффициент концентрации по 5 крупнейшим банкам составил 71.56 % (при этом, 45.05% вкладов размещены в Сбербанке), а индекс Херфиндаля-Хиршмана достигает 2307. Таким образом, величина вышеперечисленных значений свидетельствует о достаточно высоком уровне монополизации банковского сектора касаемо вкладов физических лиц.

Кроме того, фактически монопольное положение наблюдается и на рынке p2p-переводов (переводов с карты на карту). Из года в год переводы с карты на карту являются одним из самых популярных направлений безналичных операций, при этом их объем активно увеличивается. За 2019 год таких переводов было осуществлено на сумму 35.6 трлн рублей, в то время как оплата товаров и услуг картой составила 24.8 трлн рублей, а операции по снятию наличных – 28.7 трлн рублей [6].  В настоящий момент наибольшая часть всех p2p-переводов приходится на Сбербанк России (более 60%). Такие данные свидетельствуют о том, что Сбербанк имеет существенную долю на рынке переводов и фактически занимает монопольное положение.

28 января 2019 года начала действовать Система быстрых платежей (СБП), позволяющая физическим лицам делать мгновенные переводы друг другу в круглосуточном режиме по номеру мобильного телефона независимо от того, в каких банках открыты счета отправителя и получателя средств. Одной из предпосылок внедрения Системы быстрых платежей является снижение стоимости межбанковских переводов, а также борьба с монополией на рынке p2p-переводов. Переводы в СБП выполняются напрямую между счетами клиентов и не зависят от международных платежных систем, оператором и расчетным центром является Банк России [2].

Изначально к системе подключено 12 крупнейших банков, за исключением Сбербанка. Неудивительно, что данный банк не сразу поддержал идею присоединения к СБП, в связи с риском потери ведущей позиции на рынке и доходности от таких операций. Сначала подключение к системе планировалось быть добровольным, но регулятор увидел проблему в монополизации этого рынка у «отдельных игроков» и посчитал, что СБП должна стать обязательной для всех. В связи с этим, были внесены изменения в Положение «О платежной системе Банка России».

Руководство Сбербанка полагало, что путем внедрения данной системы, ЦБ создает искусственную монополию и способствует развитию неконкурентной модели. Отчасти создание СБП действительно ограничивает конкуренцию на рынке платежей физических лиц. Несмотря на большую долю Сбербанка, конкуренция на рынке платежей все же присутствует. Однако после введения Центробанком своей системы, присутствует риск усиления монополизации рынка. Но все же Центральный Банк добился подключения Сбербанка к Системе быстрых платежей с 27 мая 2020 года. Все системообразующие банки должны были стать участниками СБП до 1 октября 2019 года. Сбербанк единственный из этих банков нарушил условия подключения, за что был оштрафован ЦБ.

Таким образом, постепенно идет процесс монополизации российского банковского сектора. За последние 3 года доля пяти крупнейших банков в активах всей банковской системы выросла с 56,51% до 63,49%. Данная тенденция по большей части обусловлена массовым закрытием кредитных организаций. На фоне сокращения числа малых банков становится более выраженным доминирующее положение крупнейших банков, в основном получающих поддержку от  государства.

Кроме того, с целью предотвращения развития монополии на рынке p2p-переводов была запущена Система быстрых платежей, оператором и расчетным центром которой является банк России. Но с другой стороны, фактически одна монополия будет заменена на другую, отчасти ограничивая конкуренцию на рынке межбанковских переводов.

На основе анализа показателей концентрации банковского сектора был сделан вывод о том, что российская банковская система на данный момент пока является умеренно концентрированной, однако присутствует риск высокой концентрации, особенно касаемо вкладов физических лиц. При подобных завышениях значений индексов концентрации требуется пристальное внимание и регулирование рынка со стороны контролирующих органов.

Список источников:

  1. Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации // Статистические материалы Центрального Банка РФ. – Режим доступа:https://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ (дата обращения: 18.09.2020)
  2. Курушина Д.Е., Романова А.В. Система быстрых платежей РФ как профилактика монополизации p2p-переводов.// Сборник научных работ Всероссийской научно практической конференции «Современная антимонопольная политика: правоприменительная практика в Брянской области». – с.99-101.
  3. Пояснительная записка к проекту указания Банка России «О внесении изменений в Положение Банка России от 6 июля 2017 года N 595-П «О платежной системе Банка России»// Информационные материалы Центрального Банка РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.cbr.ru/Queries/XsltBlock/File/50891/2857/note (дата обращения: 19.09.2020)
  4. Рейтинг российских банков по ключевым показателям деятельности.// Информационное агентство Банки.ру [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 18.09.2020)
  5. Руденко Л.Г., Караулов В.М., Вандышева М.Н. Анализ динамики развития банковской системы // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2017. - N3 (22), – с.38-43.
  6. Статистика национальной платежной системы: статистические материалы ЦБ РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/statistics/?PrtId=psrf (дата обращения: 19.09.2020)

Реклама