Новости УМКО-2020 Итоги УМКО-2020 Доклады УМКО О Конференции УМКО-2020 Конкурсы УМКО-2020 Библиотека УМКО-2020 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Современное состояние и перспективы развития банковской системы

Автор: Гревцева Алена Константиновна, cтудентка 2 курса Среднерусского института управления - филиала ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации" Банковского колледжа

Научный руководительХарламова Елена Николаевна, преподаватель, кандидат юридических наук

Аннотация: В нынешних условиях нестабильности на финансовых рынках и возрастающей неопределенности в экономической сфере требования к надежности российской банковской системы значительно возрастают. На развитие финансовой системы Российской Федерации влияют типичные мировые тенденции современного банковского сектора. В данной статье представлен анализ современной линейной системы в России и дан обзор эпидемиологии существующих коммерческих банков и кредитных организаций золотого банка в Российской Федерации.

Ключевые слова: Структура банковской системы РФ, отзыв лицензии.


Банковская система является неотъемлемой частью экономической системы любой современной страны.

Что касается банковской системы России, то можно сказать, что она представлена двумя уровнями. В целом банковская система включает Центральный банк, кредитные учреждения в форме коммерческих банков, а также другие расчетные и финансовые компании. На основе представленной схемы мы можем увидеть структуру банковской системы Российской Федерации.






Схема 1 - "Структура банковской системы РФ"

Понимание финансового сектора страны важно на сегодняшний момент, поскольку именно банки являются финансовыми посредниками, аккумулирующими денежные ресурсы, которые затем распределяются, вкладываются в рост экономики бизнеса.

Начало 2020 года ознаменовалось несколькими событиями, которые проверят устойчивость российской банковской системы к кризисным явлениям. Пандемия коронавируса COVID-19 представляет значительный риск для роста мировой экономики и оказывает давление на стоимость основных экспортных товаров России. [2]

Исходя из данных отчета, которые предоставлены нам о количественных характеристик действующих кредитных организаций за 2020 год. [1]

 

на 01.01

на 01.02

на 01.03

на 01.04

на 01.05

на 01.06

на 01.07

на 01.08

на 01.09

на 01.10

На 01.11

Действующие КО:

442

436

436

434

433

428

427

420

417

417

412

в том числе:

                     

- банки

402

396

396

394

394

389

388

381

378

378

372

из них

                     

- с универсальной лицензией

266

263

263

261

261

258

257

255

252

252

249

- с базовой лицензией

136

133

133

133

133

131

131

126

126

126

123

- НКО

40

40

40

40

39

39

39

39

39

39

40

Таблица 1 - "Количественные характеристики действующих КО (2020 год)"

С конца 2019 и на протяжении первого полугодия 2020 года число банков неуклонно сокращается. В среднем, за этот период с рынка уходило по четыре кредитные организации в месяц - схожая динамика наблюдалась в банковском секторе год назад. У многих финансовых учреждений регулятор отозвал лицензию, но чаще причиной закрытия банков в 2020 году становится их ликвидация - например, присоединение к более крупной группе или объединение с другим, тоже небольшим, банком. Среди небанковских кредитных организаций потери пока минимальны: с начала года перестала существовать всего одно учреждение.

За первые три квартала 2020 года в России стало меньше действующих банков. Если в январе их насчитывалось 402, то к октябрю продолжает работать 372. Но в целом статистика остается благоприятной: за аналогичный период в предыдущие годы кредитные организации закрывались чаще. Основная причина, по которой банки покидают рынок в 2020 году, - это ликвидация. Как правило такая процедура инициируется, когда учреждение крупнее выкупает (поглощает) банк помельче. Другая причина для закрытия кредитных организаций - выявленные нарушения. В этом случае регулятор отзывает лицензию, и банк вынужден прекратить свою деятельность. Обращает внимание тот факт, что все закрывшиеся банки - это небольшие, регионального уровня учреждения. Их слияние с более крупными игроками или просто уход с рынка связаны с высокой конкуренцией, попыткой удержать клиентуру и сохранить прибыль. В долгосрочной перспективе с этими проблемами столкнется большинство небольших банков. Текущие же вызовы отрасли - пандемия и снижение ставок - пока мало сказались на числе закрывающихся банков. В 2020 году можно говорить только об ухудшении финансового результата и серьезной нагрузке на банки, вызванной коронавирусом. [3]

График 1 - "Изменение количества кредитных организаций в РФ"

К сентябрю 2020 года число отделений российских банков уменьшилось с 30,5 до 28,8 тыс. Речь идет о представительствах разного уровня - филиалах, операционных офисах и кассах. Во многом необходимость физического присутствия клиентов отменила пандемия: в разгар коронавирусных ограничений банки стали оказывать еще больше онлайн услуг, а часть их офисов оказалась маловостребованной. Также на статистику по числу представительств влияют банки нового поколения. Такие кредитные организации вообще не открывают офисов - их обслуживание полностью построено на дистанционной модели. [3]

График 2 - "Количество филиалов и график изменений внутренней структуры кредитной организации"

На фоне прогрессирующей монополизации рынка и грядущего экономического кризиса эксперты прогнозируют, что в ближайшие пять лет количество банков уменьшится. К 2025 году на рынке должно быть не более 250 игроков, что составляет примерно половину их текущего числа.

Стоит отметить, что на сегодняшний момент, банковская деятельность устремилась в создание экосистем вокруг собственных брендов. Банковские экосистемы станут важным аспектом взаимодействия с клиентами в будущем. Сочетание финансовых и нефинансовых услуг в экосистемах становится предпосылкой конкуренции со стороны клиентов. Банки, предлагающие интегрированные услуги, будут выходить за рамки предоставления традиционных финансовых услуг и обслуживають более широкие потребности клиентов.

Обеспечение открытых экосистем предлагает множество решений, но также и значительные угрозы для банковского сектора. Банки, которые не управляют своей деятельностью и не участвуют в таких экосистемах, должны потерять больше всего. В то же время банки, которые играют роль в таких экосистемах, будут сильно зависеть от положения, которого банк будет играть в экосистеме.

В последние годы все больше и больше цифровых процессов внедряется на единой платформе или наборе сервисов. В практике цифровой трансформации одним из важнейших проектов банковского дела является комплексная трансформация интегрированной системы цифрового взаимодействия. Для сделок, продажа финансовых инструментов предполагает наличие большого количества документов, с собственными бизнес-пользователями и составлением необходимых регламентов, хранением и обменом. Информация часто теряется, и по запросу регулятора скорость отчетности была очень низкой. Некоторые документы существуют на бумаге, другие - на файловом сервере хранился только рабочий компьютер сотрудника банка.

Этот проект включает следующие задачи:

  • Создать единый корпоративный электронный архив;

  • Автоматизация бизнес-процессов;

  • Умная реализация поиска;

  • Создавать электронный архив финансовых документов и автоматически связывать их с транзакциями в системе бухгалтерского учета;

  • Организация удаленного веб-доступа к документам и данным с любого стационарного и мобильного устройства.

Реализация проекта аудита представляет собой единую систему в рамках основных процессов, функций и документов, которая централизованно объединяет программную платформу на основе единого цифрового бизнес-пространства, которое получает банк. Документирование поддержки безопасности банковского персонала и улучшений в хранении информации, повышение производительности и скорости бизнес-поиска, необходимой информации для поиска и принятия решений позволило сократить время продажи банковских продуктов и услуг.

Результатом является прозрачная система для мониторинга, обмена и управления информацией, а также качественные внутренние и внешние бизнес-процессы, отслеживающие ключевые действия, а также хранение и это есть регулятор требований по информации пользователя.

Подводя, итоги данной статьи мы можем выделить основные задачи, стоящие перед банковской системой.

Итак, первоочередными задачами банковской системы являются:

- Обеспечить экономический рост страны;

- Контроль уровня инфляции;

- Баланс выплат.

Финансовая система представляет собой сложную структуру, состоящую из следующих элементов - кредитных и финансовых учреждений. Наиболее важные институты (коммерческие и профессиональные) эмиссионные и не эмиссионные банки.

Список литературы:

  1. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации // Интернет ресурс: https://www.cbr.ru // дата обращения: 21.12.2019

  2. Официальный сайт Эксперт | PA // Интернет ресурс: https://raexpert.ru/releases/2020/mar16/

  3. Официальный сайт BANKIROS // Интернет ресурс: https://bankiros.ru/analytics/bank


Реклама