Новости конкурса ВУЗы-участники О конкурсе Итоги конкурса Тесты конкурса Библиотека конкурса В.П. Безобразов Г.С. Беккер А.И. Буковецкий Л. Вальрас Е.С. Варга А.И. Васильев К.С. Веселовский В.П. Воронцов А.Г. Гранберг С.М. Гуриев Н.Я. Данилевский В.К. Дмитриев В.К. Дмитриев Ф.В. Езерский А.А. Исаев А.А. Исаев Е.Ф. Канкрин Л.В. Канторович Л.В. Канторович Д.Н. Кейнс В.А. Ключарёв Н.Д. Кондратьев Н.Д. Кондратьев Н.Д. Кондратьев Н.Д. Кондратьев Ф. Котлер Г.М. Кржижановский И.М Кулишер Е.И. Ламанский В.В. Леонтьев И.А. Майбуров В.А. Мау Д.И. Менделеев П.Р. Милгром В.С. Немчинов А.Д. Нечволодов М.Ф. Орлов В.Парето В.Д. Патрушев Г.Б. Поляк Г.Б. Поляк П.И. Попов И.Т. Посошков С.Н. Прокопович Е.Е. Слуцкий Е.Е. Слуцкий Д.Д. Стиглер Д.Ю. Стиглиц С.Г. Струмилин В.А. Татаринов Д. Тобин И.А. Трахтенберг М.И. Туган-Барановский М.И. Туган - Барановский И. Фишер А.Ф. Фортунатов Ж. Фреско А.В.Чаянов А.В. Чаянов Ф.В. Чижов С.Ф. Шарапов Л. Шепли А.Л. Штиглиц Т.У. Шульц Доклады 1-го этапа Доклады 2-го этапа Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Андрей Алексеевич Исаев (1851 - 1924)

Автор: Колесниченко Марианна Сергеевна,

Студентка 3 курса,

 ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

E-mail: marianna.kolesnichenko.2014@mail.ru

 

Научный руководитель: Конорев Александр Михайлович

к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита

ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»

 

 

АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ИСАЕВ 

И ЕГО НАУЧНЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВО - ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Аннотация: Доклад посвящен научному вкладу Андрея Алексеевича Исаева (1851—1924), российского статистика и экономиста, в творческом наследии которого особое место занимают работы по описательной экономике, финансовой науке и налогообложению. Изучаются основные положения различных работ ученого в  сфере фабричного быта, государственного долга иналоговой политики.  Также освещается фундаментальное исследование российских финансов на основе статистических данных 1875 – 1885 гг. Акцентируется внимание на сущности денег, их функции, ценности и возможности обращения.

Ключевые слова: А.А. Исаев, финансовая наука, налоговая политика, государственный кредит, налогообложение, финансы.


 Author: Kolesnichenko Marianna Sergeevna,

3rd year student

Of the "Kursk state University»

 E-mail: marianna.kolesnichenko.2014@mail.ru

 

Scientific adviser: Konorev Alexander Mikhailovich

Ph. D., associate Professor of the Department of Finance and credit

Of the "Kursk state University»

Konorev Alexander Mikhailovich

 

ANDREY ALEKSEEVICH ISAEV AND HIS SCIENTIFIC CONTRIBUTION TO THE DEVELOPMENT OF FINANCIAL AND ECONOMIC THOUGHT

Resume: The report is dedicated to the scientific contribution of Andrei AlekseevichIsaev (1851-1924), a Russian statistician and economist, in whose creative heritage a special place is occupied by works on descriptive economics, financial science and taxation. The main provisions of various works of the scientist in the field of factory life, public debt and tax policy are studied. It also highlights the fundamental research of Russian finance based on statistical data from 1875-1885. Attention is focused on the essence of money, its function, value and circulation.

Key words: A.A. Isaev, financial science, tax policy, government credit, taxation, finance.


1. Введение в научную деятельность

Исаев Андрей Алексеевич (1851—1924) — российский статистик и экономист, в творческом наследии которого особое место занимают работы по описательной экономике, финансовой науке и налогообложению.

Научная карьера Андрея Алексеевича началась в 1874 г. с публикации собственных экономических статей в газете «Русский вестник».

Спустя 2 года ученый разрабатывает труд «Промыслы Московской губернии», в котором поднимает проблемы фабричного быта, их причины и особенности. Так, А.А.Исаев считал, что в России самой распространенной системой оплаты труда рабочих является truck-system, которая, в свою очередь, базируется не на денежной форме, а на натуральной (за счет продукции хозяина).

Причиной же основания данной системы в России является расширение производства за счет неразумного использования финансов завода: выделяя большую часть финансов на приобретение сырья, материалов и оборудования, фабрикант не имеет денежных средств для полной оплаты труда рабочих, и поэтому он использует все незаконные методы с целью улучшения собственного положения. Для разрешения представленной проблемы фабриканту необходимо подразделять капитал на основной и оборотный, выделив долю средств для заработной платы [5, с.186].

2. Политика государственного кредита

Особое внимание заслуживает работа по финансовой науке «Государственный кредит» 1886 г., в которой автор определяет природу, виды государственного долга, ее организацию и источники погашения.

По мнению А.А. Исаева, государственный долг – один из важнейших способов покрытия государственных расходов. Причем государство, выступая источником правового порядка, может приостановить уплату долга, ссылаясь на собственную политику в сфере финансов.

Ученый определил особые типы государственного кредита, среди которых:

(а) краткосрочный кредит, который покрывается за счет государственных, земских и городских доходов;

(б) долгосрочный кредит, который используется в целях удовлетворения чрезвычайных потребностей и покрывается текущими доходами;

(в) бумажно - денежные долги, возникающие из - за излишков бумажных денег в обороте. Главный источник быстрого погашения данного долга – извлечение излишней суммы бумажных денег [1, с. 105].

Андрей Алексеевич считал, что погашение государственного кредита за счет налогов  и займов является устаревшей моделью финансовой политики. Причем ученый писал о том, что увеличение государственного долга возможно исключительно с целью удовлетворения определенных потребностей, среди которых:

(а) чрезвычайные потребности;

(б) потребности всеобщего назначения;

(в) потребности, которые могут быть удовлетворены только государственными органами власти;

(г) потребности с высокой степенью полезности [1, с. 107].

При организации государственного долга важное место занимает процесс управления, который включает выбор процента по кредиту, валюты займа, ее формы и срока уплаты.

А.А. Исаев также исследует главные источники погашения государственного долга, среди которых продажа имущества государства и налогообложение. Однако на данном этапе развития России существует только один правильный источник уплаты – бюджетные остатки, которые возможно сформировать при высокоэффективной налоговой системе [1, с. 108]. Погашение бумажно-денежного долга осуществляется путем использования иных способов:

(а) ликвидация бумажных денег, потерявших свою ценность;

(б) девальвация, то есть понижение нарицательной стоимости денег;

(в) извлечение из оборота и уничтожение части бумажных денег посредством займов;

(г) совокупность финансово-экономических мероприятий [1, с. 110].

3. Теория налогообложения

В 1887 г. А.А. Исаев в работе «Очерк теории и политики налогов» подробно исследует теоретические аспекты налогов, их проблемы и процесс совершенствования налоговой системы России.

Андрей Алексеевич определял налоги как обязательные платежи домашних хозяйств с целью покрытия общих государственных расходов. Он считал, что уплачивать налоги обязаны все физические лица, которые пользуются государственными благами, и юридические лица, которые занимаются обогащением общества или удовлетворением их потребностей. При этом А.А. Исаев один из самых первых определил основные элементы налогов:

(а) податное лицо – лицо, у которого возникает обязанность по уплате налога;

(б) податный предмет – объект налогообложения;

(в) податный источник – совокупность ценностей, из которых уплачивается налог (имущество и доход);

(г) податная единица – предмет налога, выраженный конкретным числом, мерой и весом;

(д) оклад – сумма налога с податной единицы;

(е) податные тарифы - перечень налоговых ставок, выраженных в определенных суммах или процентах[4, с. 58].

Проанализировав процесс управления налогами, ученый выделил и раскрыл содержание главных принципов налогового права:

(а) определенность податей, то есть налоги устанавливаются законодательной ветвью власти, а законы оказывают воздействие на все элементы налога;

(б) удобство взимания податей, то есть комфортная форма, место и время уплаты, а также предоставление рассрочки оклада для несостоятельных слоев населения;

(в) дешевизна взимания податей, которая определяется высокоэффективной деятельностью работников финансового управления [4, с. 60].

А.А. Исаев выдвигал идею исключительного развития прямых налогов и ликвидации косвенных, объяснив это тем, что только прямые налоги могут продемонстрировать степень тяжести налогового бремени. При этом процесс взимания прямых налогов характеризуется относительной дешевизной, и они оказывают меньшее давление на малоимущие слои населения и мелкие организации.

Особый интерес вызывает механизм совершенствования налоговой системы, определенные положения которой актуальны и в современном мире. Так, ученый понимал, что с целью обеспечения экономического роста в России необходимо сделать следующее:

(а) выделять достаточно средств для организации статистических исследований;

(б)выработать у населения тенденции своевременной уплаты налогов;

(в) заимствовать западный опыт (участие податных комиссий, состоящих из основных социальных групп);

(г) индивидуализировать процесс взыскания недоимков, то есть определять истинные причины денежных недоборов (кризис, неурожай или нежелание населения нести финансовую обязанность);

(д) совершенствовать налоговый контроль, подразделив его на основной (налоговый учет имущества и доходов) и текущий (налоговые проверки);

(е) установить ответственность за неуплату налогов: гражданско-правовую (денежные пени) и уголовную (лишение свободы) [4, с. 61].

Использовав экономические и правовые основы государственного хозяйства, А.А.Исаев преследовал цель построения идеальной налоговой модели, которая представляла собой двухкомпонентную податную систему: подоходный налог в сфере производства и покапитальный налог на имущество.

Автор не отрицал принципа всеобщности налогов. Однако считал необходимым введения налоговых льгот с целью обеспечения всеобщего блага. В этой связи он выделил конкретных плательщиков, которые могут быть освобождены от уплаты податей:

(а) юридические лица, которые содействуют общественному развитию;

(б) физические лица с низким уровнем дохода [4, с. 64].

С точки же зрения государственного благосостояния, было бы целесообразно ввести прогрессивную систему налогообложения. Особенно это важно, когда государственная политика направляет налоги на совершенствование современного экономического быта. При этом ученый разработал черты налогоспособного государства:

(а) большая часть взимаемых налогов направляется на удовлетворение общественных интересов;

(б) общественный доход растет быстрее, чемчисленность населения;

(в) равномерное распределение общественных доходов;

(г) повышение производительности труда [4, с. 66].

4. Положение финансов России в 1875 – 1885 гг.

А.А. Исаев, являясь статистиком, активно занимался анализом российских финансов в 1875 – 1885 гг., и на основе данного опыта в 1887 г. ученый издал труд «Наши финансы и подоходный налог».

В таблице 1 автором выявлено, что за анализируемый период только в 1878 и 1879 гг. государственный бюджет характеризовался профицитом. Максимальный же дефицит российского бюджета был зафиксирован в 1881 г., составив примерно 1/8 всей суммы поступивших доходов.

Таблица 1 – Доходы и расходы России в 1876-1885 гг.

 

Года

Поступившие доходы, млн. руб.

Произведенные расходы, млн. руб.

Остаток

млн. руб.

%

1876

559,262

574,392 

- 15,129

- 2,7

1877

548,830

587,777

- 38,946

- 7,1

1878

625,972

601,633

24,339

4,5

1879

661,954

644,882

17,072

2,6

1880

651,016

695,549

- 44,532

- 6,8

1881

651,754

734,255

- 82,501

- 12,6

1882

703,711

709,052

- 53,410

- 0,7

1883

698,980

723,673

- 24,692

- 3,5

1884

704,527

727,902

- 23,374

- 3,3

1885

762,282

806,614

- 44,331

- 5,9

Итого

6 568,288

6 805,729

- 237,441

- 3,6


Источник: составлено на основе литературного материала [3, с. 373]

В таблице 2 ученый выяснил, что основными признаками неблагоприятного состояния финансов было увеличение расходов на государственный долг, войско и флот. При этом абсолютная сумма по обеим статьям почти за 10 лет возрастает на 135 млн. руб., то есть на 40 %. Данная сумма также увеличивается относительно общего итога сметных расходов с 56,9 % до 60,8 %.

Таблица 2 – Расходы России в 1876-1885 гг.

 

Года

Расходы на государственный долг

Расходы на войско и флот

Расходы на государственный долг, войско и флот

млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

1876

108,745

18,9

218,416

36,0

327,207

56,9

1877

113,756

19,3

219,255

37,3

333,011

56,6

1878

139,738

23,2

213,662

35,5

353,4

58,7

1879

171,283

26,6

215,987

33,5

387,27

60,1

1880

172,975

24,9

239,254

34,4

412,239

59,3

1881

194,581

26,5

257,708

35,1

452,289

61,6

1882

199,870

28,2

233,631

32,9

433,501

61,1

1883

200,701

27,7

232,952

32,8

433,653

60,5

1884

209,875

28,8

234,809

32,2

444,684

61,0

1885

216,986

28,5

245,523

32,3

462,509

60,8

 

Источник: составлено на основе литературного материала [3, с. 374]

Чрезвычайные расходы России в 1876-1885 гг. составили 1 683 838 000 руб. (66 % на военные надобности и 34 % - на сооружение железных дорог и портов). Государственный же долг страны увеличился на 2,57 млрд. руб. или на 95,5 %.

А.А. Исаев активно анализировал косвенные налоги и выявил, что в 1877 г. оплата таможенных пошлин золотом увеличила их на 30 %. Затем с целью возмещения ущерба, полученного из-за отмены налога на соль, таможенные пошлины были повышены еще на 10 % [3, с. 375]. По итогу неустанная деятельность российского финансового законодательства увеличила доходы государства на 24,1 % из-за вновь созданных сборов и более усердного пользования старыми источниками.

Однако, несмотря на такую усиленную, разнообразную и преобразовательную деятельность в финансовом строе, положение государственного хозяйства представляется в высшей степени безрадостным. По мнению А.А. Исаева, причинами финансового упадка России могут выступать:

(а) чрезмерное бремя податей;

(б) изменение финансового законодательства (отмена подушной подати и соляного налога);

(в) сельскохозяйственный кризис;

(г) угнетение промышленности и торговли [3, с. 377].

5. Основы политэкономии

В течение многих лет одним из самых популярных изданий А.А. Исаева был учебник «Начала политической экономии», в котором значительное место занимает вопрос сущности денег и их особенностей.

Так, Андрей Алексеевич определял деньги как всеобщий товар, который в хозяйстве выполняет несколько функций:

(а) метод сравнения ценностей;

(б) орудие, посредством которого имущественная власть одного лица переходит к другим лицам;

(в) общее платежное средство;

(г) средство сбережения, которое позволяет приобрести в будущем то, что наиболее соответствует потребностям хозяйства[2, с. 398].

Ценность же денег зависит от издержки их производства. Однако цена денег может подниматься над их ценностью или опускаться ниже. Показателями изменения цены денег служат изменения цен товаров: если цены всех товаров повысились, то цена денег снизилась, и наоборот. Причем запрос на деньги, как средство платежа, может быть удовлетворено определенными способами:

(а) рост в обороте запаса благородных металлов;

(б)  увеличение скорости обращения денег;

(в) развитие кредита[2, с. 402].

Кроме того, А.А. Исаев высказывал мнение о создании условий для более широкой обращаемости серебра в России, и для достижения поставленной цели ученый предложил меры:

(а) расширение пределов, в которых серебро употребляется, как материал для монет, а именно покрытие серебром значительного количества банковских билетов. Дополнительной мерой являлось извлечение из оборота мелких золотых монет и замена их серебряными, а также чеканка полноценной серебряной монеты вместо низкопробной серебряной разменной;

(б) удержание государством серебряной монеты, которая еще сохранилась в обороте;

(в) обложение золота, которое используется для украшений и предметов роскоши[2, с. 408].

По мнению Андрея Алексеевича, бумажные деньги представляют собой бумажные листки, на которых зафиксировано название монеты и которые наделены принудительным курсом. Их выпуск связан для государства со значительными выгодами: изготовление обходится дешево иэластичность обслуживания товарного оборота (выпуск в любом количестве, любого номинала и в короткие сроки).

Возможность обращения бумажных денег основывается на уверенности каждого, что он получит в обмен на них все нужные товары. Государство вселяет в граждан убеждение о том, что бумажные деньги также могут служить платежным средством, принимая их в уплату податей и иных сборов[2, с. 411].

Сумма бумажных денег не должна вытеснять из страны всю монету, так как масса денег должна точно соответствовать потребности обращения товаров. При значительном запасе металлических денег в стране, часть их может получить иное назначение, если уменьшается ценность обмениваемых товаров или увеличивается скорость обращения денег. Однако наличие только бумажных денег ведет к перенасыщению ими рынка, понижению их цены со всеми невыгодными последствиями для хозяйства [2, с. 426].

Библиография

1. Исаев А. А. Государственный кредит. - Тип. Г. Фальк, 1886.- С. 105-110.

2. Исаев А.А. Начала политической экономии. - С.-Петербург, 1894. - С. 398-426.

3. Исаев А. А. Наши финансы и подоходный налог //М.: Аспект-Пресс. - 2008. - С. 373-377.

4. Исаев А. А. Очерк теории и политики налогов. - Тип. Г. Фальк, 1887.-С. 58-66.

5. Исаев А. А. Промыслы Московской губернии. - Издание Московской губернской земской управы, 1876. -2 т. - С. 186.


Реклама