Новости конкурса Итоги 1 этапа О конкурсе Тесты конкурса Библиотека конкурса Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Леонид Иванович Абалкин и его вклад в развитие экономической науки

Автор: Чувак Андрей Владимирович, 
 4 курс, направление подготовки: экономика,
Институт экономики и права,
Петрозаводский государственный университет 

Научный руководитель: Ларченко Ольга Викторовна,
ст. преподаватель

г.Петрозаводск, 2020

Аннотация:доклад посвящён вкладу в развитие мировой и отечественной экономической науки советского и российского экономиста, доктора экономических наук, профессора, академика Леонида Ивановича Абалкина (1930-2011). Рассматриваются его основные работы, вклад в развитие российской школы экономической мысли, а также науки и экономики нашей страны.

1. Введение

Экономика – обширная наука, изучающая одну из основных сфер жизни человека. Учёные-экономисты, а также политики и активные граждане занимаются решением проблем экономических кризисов, улучшением качества жизни и развитием международных и межрегиональных экономических связей. Важной основой для развития современного мирового и российского хозяйства являются труды учёных-предшественников. Таких, как Л. И. Абалкин, Л. В. Канторович, Н. Д. Кондратьев, Г. В. Плеханов.

Одним из выдающихся учёных XX века является советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор, академик РАН ­– Леонид Иванович Абалкин, который внёс большой вклад в развитие отечественной и мировой науки, в особенности, экономической теории и практических вопросов экономики, издал более 800 печатных работ, в том числе 24 индивидуальные монографии [5]. Наиболее яркими и важными для современной отечественной экономики являются те, которые приходятся на постсоветский период и на первое десятилетие XXI в.

Более 15 лет Леонид Иванович Абалкин проработал в Институте экономики РАН и почти четверть века в университете имени Г. В. Плеханова, где многие годы был заведующим кафедрой политической экономии.

Поэтому изучение его научных трудов, вклада в развитие экономики имеет большое значение для современного народного хозяйства, экономической науки, а также для студентов образовательных организаций. В данной статье рассмотрены основные направления научных публикаций Л. И. Абалкина, связанные с экономической наукой.

2. Деятельность и научные труды Л. И. Абалкина

Л. И. Абалкин считал, что для выхода экономики из кризиса необходимо радикальное обновление экономических отношений. Л. И. Абалкин готовил концепцию перестройки всей системы общественных отношений еще с начала 1980-х. Под его руководством была сформирована Государственная комиссия, контролирующая ход реализации реформ. За полтора года в правительстве Л. И. Абалкину удалось разработать основы реформ для создания смешанной экономики.

Он отмечал, что при реализации реформ следует уделять внимание национальным особенностям, присущим нашей стране. В авторском предисловии к "Заметкам о российском предпринимательстве" ученый раскрывает роль и значение исходных отечественных начал в любых реформаторских шагах в экономических преобразованиях.  Помимо этого, стоит уделять внимание повышению качества жизни населения. Л. И. Абалкин говорит: "Повышение качества жизни было и остаётся … критерием успеха России, её возрождения… Именно через системные критерии на этом пути следует оценивать деятельность власти, предпринимательского сектора, институтов гражданского общества" [3].

Большой вопрос в рыночной экономике вызывает необходимость и степень государственного регулирования отношений. По мнению автора статьи, значительная степень рыночных механизмов и рациональное государственное регулирование самых необходимых областей создаёт эффективную основу функционирования экономики. Рыночные отношения являются источником общественного богатства и трансформируется в дополнительные финансовые ресурсы.

Академик Л. И. Абалкин интересовался реальным сектором экономики, государственным регулированием. Он писал, что именно "…государство было и остаётся …единственным легитимным представителем народа, выразителем его воли и исторического выбора" [1]. То есть государство через свою политику выражает национальные интересы страны и населения.

Л. И. Абалкин отмечает, что "в современных условиях регулирующая роль в развитии общества отводится не только рыночному механизму, но и более широкой системе воздействий. Здесь сказывается участие государства с более или менее развитой системой регулирования…" [1]. Таким образом, академик отмечает значительное влияние государства через антимонопольную политику, регулирование Центральным Банком прогнозирование и определение приоритетов развития.

По мнению академика, одним из направлений реформирования экономики является создание долгосрочной социально-экономической концепции на основе разработок ведущих учёных-экономистов, научных школ России. "Концепция должна содержать цели, приоритеты и очерёдность решения задач, систему институциональных преобразований, качественно новые явления в развитии общества (внутри страны и общества в целом)" [7]. Только на основе долгосрочной стратегии могут быть реализованы национальные интересы. При этом академик писал, что при разработке концепции необходимо учитывать особенности экономического развития страны. Л. И. Абалкин отмечает, что во многих развитых странах мира спрогнозированы параметры социально-экономического развития до 2025 года.

Следует отметить, что в России такие программы появились, и во многом благодаря Л. И. Абалкину. Так, в 2013 г. Министерством экономического развития был сделан "Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года». В 2008 г. была создана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года", которая по большей части, к сожалению, оказалась невыполненной [3]. Наступление финансового кризиса 2008 г. сделало «Стратегию-2020» практически нереализуемой.

Можно сказать, что такие концепции дали толчок развитию экономики, в том числе за счёт прогнозирования на более долгий срок, однако проявили себя не в полной мере.

В своих работах Л. И. Абалкин также изучал проблемы эволюции российской экономической науки, этапы её развития [4]. Особое внимание академик уделял научным школам. Во времена "перестройки" в России авторитет науки непременно снижался. Это, безусловно, беспокоило академика Л. И. Абалкина. Он подчеркивал, что для формирования научной школы важна не столько общность ответов на поставленные жизнью вопросы, сколько единство проблем, ставших центром ведущихся дискуссий.

Окончательно как отдельная школа, она сформировалась только в конце XIX – начале XX веков [9]. Именно в это время складываются отличительные от Запада отношения государства и общества. Выделяются специфичные черты российской школы экономической мысли: стремление к глобальному мышлению, чёткое и верное определение особенностей России, как с положительной, так и с отрицательной стороны, построение долгосрочных прогнозов.

По мнению Л. И. Абалкина, значительным признаком российской школы является чёткое выделение наряду с вещественным богатством морально-нравственных факторов, образования и культуры как элементов нации и качества жизни.

Л. И. Абалкин изучал и глубоко анализировал научное и публицистическое наследие лучших представителей российской школы экономической мысли XVIII–XX вв., среди которых И. В. Вернадский, Н. Х. Бунге, А. И. Чупров, М. И. Туган-Барановский и многие другие [2]. В ряду работ этих великих ученых Л. И. Абалкин уделял особое внимание трудам Николая Дмитриевича Кондратьева.

В 1992 г. создан Международный фонд Н. Д. Кондратьева, президентом которого стал Л. И. Абалкин. Работа фонда направлена на поддержание и развитие российской экономической науки. Фонд проводит конференции, симпозиумы, Кондратьевские чтения, научные исследования и конкурсы, издаёт монографии и материалы конференций и пр.

Одной из важных проблем, на которую часто обращал внимание Л. И. Абалкин, было преподавание экономических дисциплин в вузах. Во время реформ 90-х годов прошлого века Министерством образования были пересмотрены учебные программы вузов, исчезла специальность «политическая экономия» и связанные с нею кафедры. Всё это негативно отразилось на качестве экономического образования.

Как писал академик, качество преподавания важных дисциплин, в числе которых политическая экономия, история экономики России, история российской экономической мысли, остаётся на невысоком уровне, либо не ведётся вообще. Как заведующий кафедрой, Л. И. Абалкин понимал важность введения в образовательную программу политической экономии, как основы теоретических знаний по экономике.

Л. И. Абалкин писал о необходимости содействия Министерства образования Российской Федерации, Российской академии наук для введения данных направлений в Университетах через Учёные советы. Он обращал внимание на повышение качества подготовки преподавателей вузов, которые, по его мнению, должны воспитывать новые кадры для России.

В конце 2002 г. ученые обратилась к министру образования Российской Федерации с письмом, где говорилось о необходимости "в государственных стандартах восстановить политическую экономию как общетеоретическую дисциплину и как науку в российской классификации наук". Среди подписавших это письмо был и Л. И. Абалкин.

Академик утверждал: "современное возвращение к политической экономии — трудный и мучительный процесс. Он требует серьёзных раздумий и переосмысливания многих стереотипов массового сознания" [6].

В научной среде ведутся дискуссии по вопросу возрождения политической экономии как науки. Однако нет чёткого ответа о характере политики экономического исследования.

Многие исследователи до сих пор считают трактовку Л. И. Абалкина одной из лучших, в которой политическая экономия рассматривается как наука, "изучающая систему общественно-производственных (экономических) отношений, т.е. отношений между людьми, складывающимися в процессе производства, распределения и обмена материальных благ, экономические законы функционирования и развития исторически определённых общественно-экономических формаций".

3. Заключение

Вклад Л. И. Абалкина в развитие науки, экономики и в целом страны, рассмотренный в данной статье, лишь небольшая часть его огромной работы, проделанной за долгие годы. Л. И. Абалкин серьёзно и глубоко анализировал поставленные им проблемы, изучал их и выносил вопросы на государственный уровень. Его наработки актуальны и по сей день.

Л. И. Абалкин считал своим долгом сохранение исторической памяти о наших выдающихся ученых, привлечение внимания людей к интересам отечественной науки и решению её проблем для развития страны.

Он предлагал ввести долгосрочную социально-экономическую концепцию. Через несколько лет такие документы были разработаны правительством и продолжают разрабатываться по сей день. Однако вызывает некоторый вопрос их эффективность, в первую очередь зависящая от правильности разработки и реализации концепции.

Можно с уверенностью сказать, что Л. И. Абалкин обладал научным авторитетом. Об этом говорят те факты, что он был главным редактором журнала «Вопросы экономики», а также президентом Международного фонда им. Н. Д. Кондратьева, вице-президентом Вольного экономического общества России и Международного союза экономистов, а также возглавлял другие международные организации.

Л. И. Абалкин первым сделал важный шаг к определению глубинной основы российской школы экономической мысли, которая была практическим примером политической экономии.

Развитие идей академика Л. И. Абалкина позволит решить текущие социально-экономические проблемы России, позволит определить перспективы её развития в условиях глобализации, при этом сохраняя национальные интересы страны.

Библиография:

1. Абалкин Л. И. Стратегия: выбор курса. – М.: Ин-т экономики РАН, 2003. – 210 с.

2. Абалкин Л. И. Российская школа экономической мысли: поиск самоопределения. М.: Институт экономики РАН, 2000. C. 31-32.

3. Абалкин Л. И. Россия: Осмысление судьбы. – М.: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. – 864 с.

4. Абалкин Л. И. Уроки прошлого и будущее России. – М.: Ин-т экономики РАН, 2010. – 169 с.

5. Академик Леонид Иванович Абалкин. — Текст : электронный // Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова : офиц. сайт. – Москва, cop. 2020. – URL: https://www.rea.ru/ru/org/managements/Direkciya-cifrovizacii-i-elektronnih-resursov/biblcentr/Pages/abalkin.aspx. – (дата обращения: 19.04.2020);

6. Журавлёва Галина Петровна, Мунчаев Шамиль Магомедович. Леонид Иванович Абалкин (1930-2011) // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. – 2011. – N3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leonid-ivanovich-abalkin-1930-2011 (дата обращения: 16.04.2020).

7. Добрынин А. И., Журавлёва Г. П. Мир лучших идей России: академик Леонид Иванович Абалкин (1930-2011) // Экономика и управление. – 2015, N8 (118). – С. 57–58.

8. Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. — Текст : электронный // РБК : офиц. сайт. – Москва, cop. 2020. – URL: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68. – (дата обращения: 19.04.2020);

9. Ядгаров Я. С.  Российская школа экономической мысли: сущность и дискуссионные аспекты // Вестник Института экономики РАН. – 2015. – N5. – С. 8-18. URL: http://inecon.org/images/VIE_RAS_5_2015.pdf (дата обращения: 16.04.2020).


Реклама
Образовательные туры в Европу