Новости конкурса Итоги 1 этапа Участники и доклады О конкурсе Тесты конкурса Библиотека конкурса Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Теоретик и пропагандист марксизма, философ - Плеханов Георгий Валентинович

Авторы: Солодовская Ангелина Игоревна
Хлебникова Татьяна Алексеевна

Академия маркетинга и социально- информационных технологий (ИМСИТ)

Научный руководитель: Бондаренко Ирина Алексеевна,
доктор экономических наук, профессор

г.Краснодар, 2020 

Аннотация. В статье анализируются аспекты теоретической и просветительской деятельности Г.В. Плеханова, не получившие должного освещения в отечественной научной литературе. Особое внимание уделено просветительской деятельности первого русского марксиста. Обозначен вклад Плеханова в дело распространения марксизма в России; освещена его роль в формировании меньшевистских и ревизионистских аспектов деятельности; проанализирована актуальность некоторых идей Плеханова для понимания современной ситуации в России.

Введение

Марксистская философия в России с первых шагов своего существования заявляла приверженность основным догматам философских построений К. Маркса и Ф. Энгельса, т. е. свою ортодоксальность.

И вместе с темс той же неизменностью нарушала их, стремилась дополнить, критически переработать, предложить свое оригинальное их решение. Эту тенденцию в философии первым, наиболее показательно выразил Г. В. Плеханов.О нем сегодня и пойдет речь.

Основная часть

Говоритьо выдающемся теоретике и пропагандисте марксизма, философе, видном деятеле российского и международного социалистическогодвижения Плеханове Георгии  Валентиновиче, можно бесконечно. С раннего возраста в нём проявлялись черты неординарной личности. Он всегда имел своё собственное мнение, не боялся его высказывать, если даже оно не вписывалось в общепринятые нормы. Георгий Плеханов родился в Тамбове 29 ноября 1856 года. Будучи студентом Горного института, он присоединился к тайному революционному обществу "Земля и Воля". В 1876 году Георгий представлял свою партию на демонстрации в Петербурге, где произвел на всех неизгладимое впечатление своей пламенной речью. После раскола «Земли и воли» на съезде в Воронеже в августе 1879 г. Плеханов и его соратники — П. Аксельрод, О. Аптекман, Л. Дейч, В. Засулич — создают новую народническую организацию, «Черный передел», выпускают журнал с тем же названием.

В скором времени этой организацией заинтересовалась полиция, и в 1880 году Плеханов бежал за границу. Вернулся он в Россию лишь спустя 37 лет. в Париже Георгий Валентинович основную часть своего времени посвящает теоретическим занятиям, много читает, в основном работы К. Маркса и Ф. Энгельса, труды по истории, социологии, экономике. Тогда же он переводит на русский язык «Манифест Коммунистической партии». В 1883 г. Г. В. Плеханов и его соратники создают первую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда», поставившую своей задачей пропаганду марксизма и разработку «важнейших вопросов русской общественной жизни с точки зрения научного социализма и интересов трудящегося населения России»*. Г. В. Плеханов становится видным пропагандистом марксистской философии. Широкую известность в России и за границей приобретают его философские работы «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» (1895) и «К вопросу о роли личности в истории» .

В своих книгах Георгий Валентинович утверждал, что успешная марксистская революция может произойти только после развития капитализма. По его мнению, именно промышленный пролетариат должен привести к социалистической революции.

Плеханов был категорически против политических взглядов таких людей, как Сергей Нечаев и Петр Ткачев, которые утверждали, что небольшая группа преданных революционеров может захватить власть у царя. Плеханов предупреждал, что если это произойдет, то просто один авторитарный режим сменится другим, потому что "социалистическая каста" возьмет под контроль тех, кто навязывает систему "патриархального авторитарного коммунизма".

В 1900—1903 гг. Плеханов вместе с В. И. Лениным участвует в создании общероссийской социал-демократической газеты «Искра» и журнала «Заря», пишет текст программы Российской Социал-Демократической Рабочей Партит (РСДРП), принятой на II съезде партии. Но вместе с тем в это время обнаруживаются теоретические расхождения Плеханова с Лениным по ряду принципиальных вопросов революционной борьбы: об отношении к либералам, к крестьянству, о характере диктатуры пролетариата. Однако на II съезде РСДРП, на котором была создана марксистская партия России, Плеханов и Ленин выступали единым фронтом, по всем принципиальным вопросам Георгий Валентинович поддержал выступления большевиков.

«На II съезде РСДРП, — констатирует В. Ф. Пустарнаков, — окончательно определилось особое положение Плеханова в российском социал-демократическом движении, расколовшемся на большевиков и меньшевиков. Это особое положение осознавалось Плехановым как своего рода политическое одиночество, «вне фракционности», в соответствии с которым он, оставаясь верным своим взглядам эпохи группы «Освобождение труда», не хотел примыкать ни к меньшевикам, ни к большевикам во главе с Лениным, то поддерживал, то критиковал тех и других, хотя чаще оказывался на стороне меньшевиков. Собственной трибуной Плеханова был, в частности, периодический журнал “Дневник социал-демократа” (1905), возобновленный в 1910 г.»

После возвращения Г. В. Плеханова на родину 31 марта 1917г. резче обозначился его разрыв с теорией и практикой большевизма. Он не принял Октябрьскую революцию, поскольку она, как он считал, явилась нарушением исторических законов. Русский мыслитель оказался в полной изоляции. У Плеханова обострился туберкулез, которым он болел уже длительное время. Врачи царскосельской больницы, а затем и санатория в Питкеярви (Финляндия) безуспешно пытались спасти его жизнь, и 30 мая 1918 г. Г. В. Плеханов скончался. Похоронен он был в Петрограде на Литераторских мостках, рядом с В. Г. Белинским.

Огромная заслуга Плеханова-мыслителя заключается в пропаганде марксизма и развитии марксистской философии. В основе философского материализма Плеханова лежит основательный историко-философский анализ. Исследование философской мысли прошлого, по Плеханову, это, с одной стороны, анализ теоретической, содержательной стороны ее развития, с другой — анализ форм и способов ее социального бытия. К примеру, излагая свои взгляды в работе «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», Плеханов в последней (пятой) главе, «Современный материализм», пишет специальное предисловие — «краткий очерк» этого учения: «Чтобы понять исторические взгляды Маркса, нужно припомнить, к каким результатам пришли философия и общественно историческая наука в период, непосредственно предшествовавший его появлению»’. Это, по сути, первый в марксистской литературе опыт историко-философского анализа решения проблемы человека. Для Плеханова он, во-первых, является доказательством того, что марксистское решение проблемы человека возникло не на пустом месте, а явилось продолжением и развитием лучших традиций предшествующей философии, а во-вторых, помогает понять истоки идеалистической трактовки проблемы человека, которую он подвергает критике. Аналогично он поступает при выяснении теоретических и социальных источников марксистской философии.

Раскрывая истоки и смысл философии марксизма, Плеханов по-своему решал многие ее проблемы. Философию он рассматривал как мировоззрение и как науку. С последней она и совпадает, и контрастирует. Другими словами, философия занимается теми задачами, решение которых выполняет наука, но при этом она старается идти вперед, расчищая ей путь своими умозаключениями. Предмет у них один, но разные уровни его освоения: философия изучает мир как целое, наука — в его частных проявлениях*. Для Плеханова философия имеет еще одно определение: она — синтез идей определенной эпохи, «объединяющих совокупность человеческого опыта на достигнутой в данную эпоху ступени интеллектуального и общественного развития. Короче: философия есть синтез познанного бытия данной эпохи».

После смерти  ПлехановаГ.В. В 1924 году имя Плеханова было присвоено Московскому институту народного хозяйства (ныне Российский экономический университет).

В 1925 году в Санкт-Петербурге был установлен памятник Георгию Плеханову.

В 1928 году село Гудаловка было переименовано в село Плеханово. В декабре 2006 года здесь был открыт памятный знак в честь 150-летия со дня рождения Плеханова.

В 1977 году в Липецке был открыт Дом-музей Плеханова.

В 1998 году перед домом-музеем была установлена скульптура революционного деятеля.

Заключение

Плеханов был первым марксистским историком русского освободительного и революционного движения. Он был первым марксистом, который взялся за научную разработку истории русской общественной мысли, собрав и систематизировав по этому вопросу огромный материал. Его трёхтомная работа «История русской общественной мысли» явилась первым сводным обобщающим трудом, который охватывает историю общественной мысли с древнейших времён до конца 18 в. и написан в целом с марксистских позиций (1-й т. вышел в 1914). Плеханов дал глубокий анализ социально-экономических, философских и эстетических взглядов Белинского, Герцена, Чернышевского и Добролюбова, показал, что вся история русской революционной мысли — это попытки найти такую программу действия, которая обеспечила бы революционерам сочувствие и поддержку со стороны народных масс. Плеханов устанавливал связь между русским марксизмом, российской социал-демократией и её предшественниками — революционерами 60—70-х гг. Он положил начало изучению истории русского рабочего движения.

Из всего выше сказанного мы можем сказать о том, что Плеханов Георгий Валентинович сделал очень многое для нашей страны. Он действительно, один из лучших экономистов, о котором хочется знать и о котором хочется рассказать всем. Благодаря, таким людям, хочется двигаться вперёд и добиваться вершин, а также высказывать свои мысли как это делал наш русский экономист Плеханов Г.В.

Список использованной литературы

1. https://avidreaders.ru/book/osnovnye-voprosy-marksizma.html книга Плеханова Г.В. «Основные вопросы марксизма».

2. https://avidreaders.ru/book/socializm-i-politicheskaya-borba.html  книга Плеханова Г.В. «Социализм и политическая борьба».

3. https://ria.ru/20170529/1492503721.html

4. http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/1873/1/1325610.pdf

5. http://www.newlookmedia.ru/?p=15869Плеханов Г.В. как экономист – теоретик.

6. https://bicont.ru/drawing/g-v-plehanov-lider-partii-obrashchenie-k-petrogradskomu-proletariatu.htmlОсновные идеи Плеханова Г.В.


Реклама
Образовательные туры в Европу