Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

К вопросу взаимодействия правоохранительных органов РФ и банковского сектора РФ: перспективы развития в современных условиях

УДК 336.719

Авторы: Хоменко Ксения Васильевна, Грушева Анастасия Викторовна

Научный руководитель: Емонакова Наталья Анатольевна, старший преподаватель, Сургутский государственный университет.

Аннотация: Данная работа посвящена вопросу интеграции правоохранительных органов РФ и банковских структур РФ с целью обеспечения национальной экономической безопасности, включая защиту интересов населения, стабилизацию банковского сектора и налаживание эффективных межведомственных связей. По итогу проведенного анализа делается вывод о том, что данный вектор развития имеет большой потенциал и приведёт к синергии правоохранительных органов и банковского сектора.

Ключевые слова: банковский сектор, правоохранительные органы, эффективное взаимодействие, экономическая безопасность.

В современных условиях кредитно-финансовая сфера играет исключительно важную роль для обеспечения эффективного функционирования экономики страны. Применение недостаточно эффективных методов защиты от преступных посягательств превратили кредитно-финансовую сферу в одну из наиболее уязвимых сфер со стороны преступных проявлений. В целях сокращения сроков расследования дел о мошенничестве при денежных переводах клиентов кредитных организаций и обеспечения информационного взаимодействия между МВД России и Банком России принят закон, который предусматривает подключение МВД к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, в которой содержится информация об операциях, проведенных без согласия клиентов. Новые правила вступят в силу через год, 21 октября 2023 года.

Банк России ежегодно отмечает активное совершенствование сомнительных схем и неблаговидных методов, направленных на реализацию финансовых махинаций. Финансовые преступления в банковской сфере выделяются особой изощренностью, высоко интеллектуальным характером, активной адаптацией преступников к новым формам и методам финансовой деятельности, а также банковским документам и технологиям. Современная криминальная ситуация в кредитно-финансовой сфере характеризуется ростом числа выявленных преступлений, наличием значительного количества скрытой преступности, распространенностью организованной преступной деятельности, значительным материальным ущербом, причиняемым криминальными посягательствами [3].

Наиболее распространенными способами преступных посягательств в кредитно-финансовой сфере являются хищения денежных средств, которые совершаются путем мошенничества. Специфика финансового мошенничества состоит в той области отношений, в которой совершается обман, а именно в сфере обращения различных платежных карт и других средств платежа, получения и выдачи кредитов, привлечения инвестиций и иных денежных отношений. В наши дни мошенничество приобрело интеллектуальный характер. Мошенники применяют не только новые технологии, но и самые современные психологические методики, такие как нейролингвистическое программирование.

Для иллюстрации современного состояния, существующего в данный момент, уровня преступности в банковской сфере, обратимся к официальной статистике Банка России, отраженной в представленной таблице.

Табл. 1. Динамика операций, проводимых без согласия клиентов за 1-ое полугодие 2020-2022 гг. [1].

Анализируя таблицу, можем отметить, что с каждым годом опережающими темпами растет объем операций без согласия клиентов. По результатам за три года ОБС вырос на 53,27%, то есть в 1,5 раза. При этом доля возвращенных средств с каждым годом становится меньше. Можно заметить, что в 2021 г. по сравнению с 2020 г. этот показатель сократился приблизительно в 2 раза, а в динамике за 2020-2022 гг. понизился на 53,53%. Половину из всех операций без согласия клиентов составляют инциденты без физического использования банковской карты. Однако количество таких инцидентов за три года уменьшилось на 25,27%. Растет количество случаев проведения денежных средств по каналам дистанционного банковского обслуживания физических лиц, в динамике исследуемого периода увеличившихся на 169,27% или приблизительно в 3 раза. Стоит отметить, что данный вид ОБС у юридических лиц гораздо меньше, чем у физических. У юридических лиц в 2020 г. он был меньше в 3 раза, в 2021 г. в 2 раза, а в 2022 г. в 10 раз. Такая тенденция свидетельствует об улучшении контроля у юридических лиц, а также о переориентации совершаемых преступлений в сторону физических лиц.

Рост объема и количества несанкционированных операций в I полугодии 2021 г. связан с активным переходом граждан на дистанционный формат потребления продуктов и услуг, в том числе финансовых. Большинство активностей злоумышленников, как и раннее, совершается с использованием телефонов. Кроме того, отмечается снижение количества мошеннических сайтов, связанное прежде всего с переориентацией злоумышленников на иные каналы воздействия на клиентов финансовых организаций.

За 1-ое полугодие 2022 г.Банк России направил информацию о 3430 доменах сети Интернет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проведения проверочных мероприятий и последующего ограничения доступа в соответствии со статьей 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 года ? 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" [7]. Это почти в 7 раз больше аналогичного периода 2021 г., когда Банк России направил информацию о 579 доменах сети Интернет.

Говоря о практике, сложившейся при раскрытии дел о мошенничестве (которые нередко сопровождаются операциями без согласия клиента), хочется отметить непозволительно длинные сроки получения информации от коммерческих банков, направляемой в структуры МВД в ответ на сделанные ранее запросы.

В соответствии с частью 4 статьи 13 закона "О полиции" срок ответа на запросы правоохранительных органов, направляемых в связи с расследованием уголовного дела, не может превышать 1 месяц с момента вручения запроса организацией [6]. Однако зачастую это время может составлять 3 месяца даже и дольше. По этой причине, не удивительна изложенная данная выше статистика, отражающаяся в увеличении числа операций, проводимых без согласия клиента. За столь длительный период денежные средства успевают полностью легализоваться и правоохранительным органам остается лишь дополнить список еще одним нераскрытым делом.

В связи с этим, трезво оценивая необходимость реформации взаимодействия банковского сектора и правоохранительных органов, в начале 2020 года Министр внутренних дел Владимир Колокольцев в письме, главе Центробанка Эльвире Набиуллиной, предложил предоставить полицейским доступ к банковской тайне, а также заключить соглашение об информационном взаимодействии. Поступивший позднее от представительства ЦБ РФ ответ содержал сомнения в необходимости данной меры. Ссылаясь на то, что вопросы наказания виновных в банковских преступлениях и возвращения активов лежат не только в плоскости межведомственного взаимодействия, ЦБ РФ не считал нужным расширять возможности правоохранительных органов для получения доступа к банковской тайне.

Есть несколько возможных причин, обусловивших данное решение. Во-первых, передача информации, содержащей банковскую тайну третьим лицам, носит в себе риски для клиентов банка. Несовершенство каналов передачи данных, ненадежность лиц, которым такая информация передается - всё это становится причиной утечек данных клиентов, что может нанести им ощутимый финансовый ущерб. В свою очередь, для банка крайне важно финансовое благополучие клиента, так как именно пользовательские активы являются источником финансирования его деятельности. Во-вторых, предоставление подобного доступа может негативно отразится на доверии пользователей к банковскому сектору, в виду имеющегося у многих опасения чрезмерного контроля со стороны государственных структур, а также негативного отношения к подобной практике.

И тем не менее процесс налаживания диалога шел, и спустя 2 года 20 октября 2022 г. президентом был подписан Федеральный закон от 20 октября 2022 г. ? 408-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и статью 27 Федерального закона "О национальной платежной системе" [5].

Данный закон обеспечивает информационное взаимодействие между МВД России и Банком России. Обмен данными между министерством и регулятором станет автоматизированным. Это позволит быстрее расследовать дела о мошенничестве при денежных переводах. Новые правила вступят в силу 21 октября 2023 года [4]. До этого момента регулятор и министерство заключат двустороннее соглашение, в котором будут определены виды сведений, порядок, сроки и формат их передачи, а также интегрируют информационные системы.

Как поясняют в Банке России, сегодня при расследовании таких дел значительное время уходит на запросы данных и переписку между правоохранительными органами и банками. Благодаря новому закону МВД России сможет подключиться к автоматизированной системе ФинЦЕРТ Банка России, которая представляет из себя Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере, в которой содержится информация об операциях, проведенных без согласия клиентов [2]. Правоохранителям будет видна в том числе информация о получателе денег по сомнительной операции.

Центр начал свою работу 1 июня 2015 года. Изначально обязательных условий по предоставлению информации банками в Центр не было, поэтому они продолжают осуществлять передачу добровольно в свободном формате. Стоит отметить, что в информационном обмене с ФинЦЕРТ участвует более 800 организаций, в том числе все российские банки. Очень важно на данном этапе (до вступления в силу ? 408-ФЗ), привлечь как можно больше участников финансового рынка и компаний, работающих в сфере защиты информации. Это способствует увеличению эффективности использования данной системы.

В соответствии с вступающими в силу изменениями, МВД России будет передавать в базу ФинЦЕРТ данные о действиях, связанных с попытками перевода денег без согласия клиента. Затем эту информацию будут учитывать в своей работе банки, выстраивая бизнес-процессы для обеспечения безопасности переводов. Все нюансы взаимодействия будут закреплены в двустороннем соглашении между МВД России и Банком России. В частности, будут определены порядок информационного обмена, форма и перечень предоставляемых сторонами сведений. Банк России, в свою очередь, будет передавать МВД сведения из базы данных о попытках совершения противоправных операций.

Резюмируя вышесказанное, можем выделить следующие положительные перспективы:

  1. Сокращение сроков получение ответа правоохранительными органами от банков по вопросам операций без согласия клиентов, чего позволит добиться автоматизированная система ФинЦЕРТ Банка России.
  2. Сокращение нераскрытых преступлений в банковском секторе по делам, связанным с операциями без согласия клиентов.
  3. Усиление доверия со стороны пользователей услуг к банковскому сектору и правоохранительным органам.
  4. Улучшение межведомственного взаимодействия по вопросам обеспечения национальной экономической безопасности и личности в том числе.

В свою очередь минусы, которые могли бы быть обусловлены утечкой информации и подрывом доверия пользователей к данной системе, решаются высоким уровнем надзорного регулирования, использованием высокоэффективных средств технологической и информационной защиты.

В целом, данные изменения давно были необходимы в существующей системе обеспечения экономической безопасности. Так как банковский сектор наиболее уязвимый сегмент экономики в РФ, который содержит в себе не только собственные ресурсы, но и ресурсы населения, которое нуждается в постоянной защите. Поэтому реализация данных мероприятий позволит обеспечить высокий уровень и надежность экономической безопасности страны.

Библиография

1. Банк России. Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru/analytics/ib/review_2q_2022/

2. Банк России. ФинЦЕРТ [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/information_security/fincert/

3. Ковтун Ю.А., Баранов В.М, Шевцов Р.М., Сомина И.В., Взаимодействие организаций кредитно-финансового сектора с правоохранительными органами в сфере обеспечения экономической безопасности // Вестник Белгородского Государственного Технологического Университета им. В.Г. Шухова Белгород. 2017. 16 с.

4. О банках и банковской деятельности [Текст]: федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1; в ред. от 20.10.2022: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/

5. О внесении изменений [Текст]: федеральный закон от 20.10.2022 N 408-ФЗ; в ред. от 20.10.2022: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

6. О полиции [Текст]: федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ; в ред. от 21.12.2021: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Текст]: федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ; в ред. от 14.07.2022: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/


Реклама