Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики как одна из основных задач в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика"

Автор: Тришкина Марина Антоновна. 4 курс. Среднее профессиональное образование. Самарский филиал Финуниверситета.

Научный руководитель: Дедикова Алла Геннадьевна. Преподаватель Самарского филиала Финуниверситета

Аннотация: В работе исследуются тенденции развития современных способов получения высшего образования, важного и актуального на сегодняшний день для государства, обеспечивающего общество необходимыми высококвалифицированными кадрами, в данной работе исследованы и проанализированы национальные проекты, которые в данный момент реализуются в Российской Федерации. В работе исследуется проект "Цифровая экономика", его составляющие элементы, влияние на образованность население страны и состояние информационной безопасности нашего государства.

Ключевые слова: национальный проект, цифровая экономика, информационная безопасность, кадры.

В Указе Президента Российской Федерации "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" от 07.05.2018 г. N 204 установлены цели для осуществления прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. [2] Национальные проекты, инициированные президентом РФ Владимиром Путиным, стартовали в 2019 году. На данный момент зарегистрировано 12 национальных проектов в Российской Федерации. Для каждого есть своя ключевая цель, вот некоторые из них:

  • Эффективное обращение с отходами производства и потребления;
  • Увеличение внутренних затрат на развитие цифровой экономики;
  • Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования;
  • Поддержка малого и среднего бизнеса на каждом этапе жизненного цикла развития бизнеса;
  • Увеличение посещений организаций культуры, создание условий для творческой реализации граждан.

В июле 2019 года Председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев провел заседание президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором вместе с губернаторами областей обсудил, как идёт работа в регионах и как идёт реализация национальных проектов. По итогам заседания было выявлено много положительных и отрицательных моментов, были разделены задания между губернаторами областей и кураторами национальных проектов, которыми являются:

  • Андрей Рамэнович Белоусов. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации. Дает поручения по вопросам разработки основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации, координации работ по достижению национальных целей развития Российской Федерации;
  • Дмитрий Юрьевич Григоренко. Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации. Дает поручения по вопросам общего контроля реализации национальных проектов во взаимодействии с кураторами национальных проектов.

На 2022 год произошло много продвижений в развитие национальных проектов. Национальный проект "Цифровая экономика" набирает темпы в развитии масштабирования и затрагивает все слои населения Российской Федерации. В состав Национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" входят следующие федеральные проекты:

  • "Нормативное регулирование цифровой среды";
  • "Кадры для цифровой экономики";
  • "Информационная инфраструктура";
  • "Информационная безопасность";
  • "Цифровые технологии";
  • "Цифровое государственное управление";
  • "Искусственный интеллект";
  • "Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи";
  • "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли".

В Новосибирске завершился IX международный форум "Технопром-2022", который проходил с 25 по 27 августа. Площадка собрала 11 тысяч участников из 20 стран мира. Участники форма обсудили вопросы научно-технологического развития России, представили новые проекты, а также осмотрели выставку отечественных инноваций и передовых технологических решений.

С 11 августа 2022 года Минцифры РФ запустило новый удобный сервис для автовладельцев в мобильном приложении "Госуслуги Авто", он называется "Европротокол онлайн". С его помощью можно оформить извещение о ДТП без вызова сотрудника полиции и заполнения бумажных бланков, что позволяет значительно сэкономить время и освободить проезжую часть.

Федеральный проект "Развитие кадрового потенциала ИТ- отрасли" национального проекта "Цифровая экономика" реализуется в рамках перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года и направлен на создание возможностей для формирования востребованных рынком труда цифровых компетенций. Целью федерального проекта является создание возможностей для формирования востребованных рынком труда цифровых компетенций. Руководителем федерального проекта является Яцленко Николай Сергеевич, заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. К 2024 году будет обеспечено достижение следующих результатов:

  • Более 210 тысяч студентов получат дополнительную квалификацию по ИТ- профилю на "цифровых кафедрах" - участниках программы стратегического академического лидерства "Приоритет - 2030". Программа "Приоритет-2030" позволит сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
  • Не менее 240 тысяч талантливых школьников 8-11 классов пройдут бесплатный дополнительный двухлетний курс обучения современным языкам программирования в рамках проекта "Код будущего". "Правительство ведет системную работу по подготовке кадров для ИТ- отрасли, в том числе увеличивает финансирование и повышает качество обучения специалистов. В будущем именно они внесут свой вклад в достижение технологического суверенитета и экономической безопасности России. Эту работу, как и поручил глава государства, проводим, начиная со школьной скамьи. Курсы по программированию для старшеклассников являются стимулом для ребят связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с ИТ-сферой. В этом году начать бесплатное обучение смогут свыше 100 тысяч школьников. А к 2030 году благодаря Федеральному проекту "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли" освоят языки программирования около 1,2 миллиона молодых людей", - отметил заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко.

Федеральный проект направлен на достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы путем увеличения количества квалифицированных ИТ- кадров и на поддержание баланса спроса и предложения на рынке труда в ИТ- отрасли. [8]

Специальность "Информационная безопасность" на данный момент очень востребована из-за повышения угроз хакерских атак. В паспорте проекта "Цифровая экономика" есть пункты, которые гласят о развитии специальности "Информационная безопасность". [8] Студенты по данной специальности изучают множество компетенций, такие как:

  • Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
  • Вести учет, обработку, хранение, передачу, использование различных носителей конфиденциальной информации;
  • Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий;
  • Участвовать в сборе и обработке материалов для выработки решений по обеспечению защиты информации и эффективному использованию средств обнаружения возможных каналов утечки конфиденциальной информации.

Рассмотрим, в каких ВУЗах проходит обучение студентов по данной специальности на бюджетной основе. Для анализа ВУЗов возьмем 10 самых крупных городов России по численности населения и рассмотрим в скольких вузах проводится обучение по данной специальности, и какое дано количество бюджетных мест. [9] В таблице представлены расчеты бюджетных мест.

Наиболее наглядно количество ВУЗов по городам России представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Количество ВУЗов по городам России

На рисунке 1 видно, что в городах Москва и Санкт-Петербург находится больше вузов со специальностью "Информационная безопасность", чем в остальных вместе взятых городах. Челябинск имеет наименьшее количество ВУЗов, оказывающие обучение по специальности 10.03.01 - 1 ВУЗ. Что свидетельствует о том, что в рамках национального проекта "Цифровая экономика" следует увеличить количество ВУЗов, обучающих по специальности "Информационная безопасность". Наиболее наглядно количество бюджетных мест представлено на рисунке 2.

Рисунок 2. Количество бюджетных мест в разных городах России

На рисунке 2 видно, что наибольшее количество бюджетных мест в Санкт-Петербурге, в остальных регионах, кроме Нижнего Новгорода и Челябинска количество бюджетных мест колеблется от 65 до 124. Кроме того бюджетные места неравно распределены по ВУЗам. Мы можем проследить это сравнивая таблицу 1 и таблицу 2, например, в Нижнем Новгороде 2 ВУЗа с данной специальностью, столько же в Уфе, но разница количества бюджетных мест отличается почти в 3 раза. В паспорте проекта "Цифровая экономика" говорится об увеличении мест на обучении во многих ВУЗах страны, что означает, что с каждым годом возможности на обучение у студентов будет больше.

После обучения по специальности "Информационная безопасность", студенты могут работать по многим профессиям, а именно:

  • IT-специалист;
  • Аналитик в области информационной безопасности;
  • Аналитик компьютерных систем;
  • Вирусный аналитик;
  • Дистанционный координатор безопасности;
  • Инженер по безопасности транспортной сети;
  • Инженер по информационной безопасности;
  • Киберследователь;
  • И многие другие.

Благодаря проведенному анализу, можно увидеть, что, несмотря на масштабность проекта "Цифровая Экономика", который включает в себя множество проектов, такие как "Код будущего", "Кадры для цифровой экономики", "Информационная безопасность" и другие, на рынке труда есть востребованность и даже конкурентоспособность специалистов в сферах программирования, системного администрирования, технической поддержки. В вопросах национального проекта задействовано множество областей и работников, например, куратором данного проекта является Чернышенко Дмитрий Николаевич (заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), руководителем - Шадаев Максут Игоревич (Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации), администратором - Яцеленко Николай Сергеевич (Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации). Количество ВУЗов и бюджетных мест даже в крупных городах сильно ограничено и данное исследование наглядно показало, что присутствует необходимость увеличить бюджетные места для обучения на направлениях данных специальностей, а также увеличить общее количество ВУЗов и мест для обучения. Но нельзя не отметить, что благодаря всем действиям правительства и социальной направленности проектов, мы наблюдаем положительную тенденцию увеличения возможности обучения данной специальности.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 21.07.2020) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года"
  3. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
  4. Приказ Минкомсвязи России от 24.12.2019 N 891 "Об утверждении Методики расчета показателя "Количество подготовленных специалистов по образовательным программам в области информационной безопасности, с использованием в образовательном процессе отечественных высокотехнологичных комплексов и средств защиты информации"
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 января 2017 г. N 20 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета)"
  6. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р "Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации"
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (уровень специалитета) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 16 января 2017 г. N 20)
  8. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика" от 24.12.2018 N 16
  9. https://vuzoteka.ru/

Реклама