Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Финансовая безопасность в эпоху обострения международных отношений

Скачать презентацию к докладу (PDF, 0,6 Мб)

Авторы: Ермолов Владимир Сергеевич (2Б2), Крылова Валерия Владимировна (2Б2), Расулова Аминат Шамиловна (3Б1), Трихлеб Алексей Андреевич (3Б1)

Научный руководитель: Присяжнюк Юлия Васильевна, старший преподаватель экономических дисциплин

Аннотация: В этой работе мы расскажем вам о финансовой безопасности, её сущности и понятии, внешней и внутренней безопасности и о том, как она живёт в наше время.

* * *

Экономическая безопасность (международная и национальная) носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств. Под международной экономической безопасностью понимается такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Это предполагает создание соответствующего международно-правового механизма.

Современная мировая практика знает следующие основные способы обеспечения безопасности:

1. Сдерживание нежелательных действий при помощи различных средств давления, применение против нарушителя безопасности практических средств воздействия на уровне отдельных государств.

2. Создание равновесия сил путем организации различного рода объединений и блоков на региональном и международном уровнях, однако сила становится менее действенным средством принуждения.

2. Экономическая безопасность как ключевая составляющая национальной безопасности страны.

1. Финансовая безопасность национальной экономики

Финансовая безопасность - состояние финансовых отношений, при котором создаются приемлемые условия и необходимые ресурсы для расширенного воспроизводства, экономического роста и роста благосостояния населения, стабильности, сохранения целостности и единства финансовой системы государства (включая денежную, бюджетную кредитную, налоговую и валютные системы), для успешного противостояния внутренним и внешним угрозам России в финансовой сфере. На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Угрозы финансовой безопасности России на современном этапе Практически нет ни одного аспекта национальной безопасности страны, который бы непосредственно не зависел от уровня ее финансовой необходимость выработки специальной системы мер в области финансовой безопасности обусловлена рядом крупных проблем в финансовой сфере Российского государства:

  • финансово-кредитная система в современном виде неспособна в полной мере обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство;
  • несоответствие друг другу и несогласованность отдельных направлений финансово-экономической политики, финансовые и денежно-кредитные инструменты недостаточно скоординированы между собой;
  • базирование банковской системы на смешанной системе денежного обращения (рубль, доллар, евро), причем доллар и евро берут на себя такие функции, как средства накопления и во все более значительной степени как средства платежа;
  • недостаточность усилий, принимаемых органами государственной власти для стабильного экономического роста, структурной перестройки экономики России и ее перевода на инновационный путь развития;
  • неотработанность механизмов государственного регулирования финансовых и товарных рынков, иностранных инвестиций в России российских инвестиций за рубежом;
  • утрата административного контроля за операциями хозяйствующих субъектов на отдельных финансовых и товарных рынках и в отдельных сферах деятельности;
  • резкое снижение в условиях кризиса налогового потенциала территорий, а также налоговой способности налогоплательщиков и собираемости налогов;
  • осложнения в системе банковского кредитования реального сектора.

Основными проблемами неустойчивой безопасности национального фондового рынка являются:

  • политические (отрыв политических деклараций от социально-экономических реалий; отсутствие национальной доктрины развития фондового рынка);
  • экономические (разбалансированность инвестиционного спроса и фондового предложения на макро и мезоуровнях; отрыв динамики рыночной капитализации акций от их фундаментальной стоимости, диспропорциональность развития рынка Центра и регионов);
  • социальные (слабая мотивация инвестиционной активности среднего и малого бизнеса, населения; финансовая безграмотность отечественных потенциальных инвесторов);
  • информационные (недостаточная прозрачность, отсутствие статистики);
  • организационно-технические (отсутствие необходимого объема и плотности технической, функциональной периферийной инфраструктуры;
  • проработанность стандартов и регламентов фондовых операций на вторичном рынке ценных бумаг, не обращающихся на организованном фондовом рынке).

2. Внешнеэкономическая безопасность

Сущность внешнеэкономической безопасности заключается в соответствии результатов внешнеэкономической деятельности национально-государственным интересам России. Политика, направленная на достижение внешнеэкономической безопасности, должна обеспечить устойчивое, независимое развитие страны как целостной хозяйственной структуры, ее естественный экономический рост на основе рациональных и эффективных внешнеэкономических взаимосвязей, новаторский переворот в различных сферах человеческой деятельности.

Выделим наиболее важные задачи в области внешнеэкономической деятельности, направленные на обеспечение экономической безопасности:

  • регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;
  • дальнейшее развитие экспортного потенциала за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;
  • поддержка интересов российских экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых;
  • проведение политики разумного протекционизма в отношении российских производителей, не являющихся монополистами на внутреннем;
  • реструктуризация внешнего долга для сокращения его бремени;
  • стабилизация курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.

Государственное регулирование внешней торговли:

Государственное регулирование внешней торговли осуществляется с помощью тарифных и нетарифных методов. Тарифные методы включают в себя экспортный и импортный тарифы. Тариф на импорт является наиболее распространенным видом ограничения торговли это государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного предприятия. При введении тарифа внутренняя цена импортного товара поднимается выше мировой. Введение тарифа на экспорт целесообразно в том случае, если цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты производителям субсидий.

3. Современный мир и внешняя политика Российской Федерации

Современный мир переживает период глубоких перемен, сущность которых заключается в формировании полицентричной международной системы. Структура международных отношений продолжает усложняться. В результате процесса глобализации складываются новые центры экономического и политического влияния. Происходит рассредоточение мирового потенциала силы и развития, его смещение в Азиатско-Тихоокеанский регион. Сокращаются возможности исторического Запада доминировать в мировой экономике и политике. Отчетливо проявляются многообразие культур и цивилизаций в мире, множественность моделей развития государств.

Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнем благосостояния государств, усилением борьбы за ресурсы, доступ к рынкам сбыта, контроль над транспортными артериями. Конкуренция не только охватывает человеческий, научный и технологический потенциалы, но и все больше приобретает цивилизационный характер, форму соперничества ценностных ориентиров. В этих условиях попытки навязывания другим государствам собственной шкалы ценностей чреваты ростом ксенофобии, нетерпимости и конфликтности в международных делах и в конечном итоге могут привести к хаосу и неуправляемости в международных отношениях. Это выводит в разряд приоритетных задач предотвращение межцивилизационных разломов, формирование партнерства между культурами, религиями и цивилизациями, призванного обеспечить гармоничное развитие человечества. Стремление западных государств удержать свои позиции, в том числе посредством навязывания своей точки зрения на общемировые процессы и проведения политики сдерживания альтернативных центров силы, приводит к нарастанию нестабильности в международных отношениях, усилению турбулентности на глобальном и региональном уровнях. Борьба за доминирование в формировании ключевых принципов организации будущей международной системы становится главной тенденцией современного этапа мирового развития.

Существующие военно-политические союзы не способны обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. В условиях возросшей взаимозависимости всех народов и государств уже не имеют перспектив попытки обеспечения стабильности и безопасности на отдельной территории. Особую актуальность приобретает соблюдение универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Азиатско-Тихоокеанскому и другим регионам. Востребована сетевая дипломатия, предполагающая гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач.

На передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные. Стремление использовать соответствующие возможности для реализации геополитических интересов наносит ущерб поиску путей урегулирования споров и решения существующих международных проблем мирными средствами на основе норм международного права.

В мировой экономике в условиях накопления элементов кризисных явлений складывается новая реальность, для которой характерны общее замедление темпов роста, волатильность финансовых и товарно-сырьевых рынков, дробление глобального экономического пространства на региональные структуры с конкурирующими тарифными и нетарифными ограничениями. На этом фоне региональная интеграция на основе норм и правил Всемирной торговой организации (ВТО), усиление роли региональных резервных валют являются факторами укрепления конкурентоспособности, безопасности и финансово-экономической стабильности. Особую актуальность приобретают продвижение коллективных подходов к управлению международной экономикой и ее регулированию, укрепление транспарентности в глобальном торгово-экономическом пространстве, формирование всеохватных, более открытых, сбалансированных, отвечающих реалиям эпохи глобализации мировых торговой и валютно-финансовой систем. Комиссия проводит самостоятельный и независимый внешнеполитический курс, который продиктован ее национальными интересами и основой которого является безусловное уважение международного права. Россия всецело осознает свою особую ответственность за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и на региональном уровне и нацелена на совместные действия со всеми заинтересованными государствами в интересах решения общих задач.


Реклама