Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Внедрение цифрового рубля как ключевая стратегия развития финансового рынка

УДК: 336.711

Автор: Волкова Виктория Юрьевна, 2 курс СПО.

Научный руководитель: Харламова Елена Николаевна, преподаватель высшей категории, Колледж Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС при Президенте РФ (г. Орел).

Аннотация: В статье поднимается проблема внедрения цифрового рубля как ключевой стратегии развития финансового рынка, роль цифрового рубля в обеспечении финансовой безопасности. Автором рассматриваются модели реализации цифрового рубля, его введение с правовой и финансовой точки зрения.

Ключевые слова: цифровой рубль, валюта, банк, финансовый рынок, безопасность.

В современной российской экономике денежные средства, используемые гражданами и предпринимателями, находятся в двух формах - наличные рубли, эмитируемые Банком России, и безналичные рубли - в виде средств на счетах в Банке России и в кредитных организациях. В то же время кредитные организации имеют корреспондентские счета в Банке России, которые используются для банковских и межбанковских расчетов с Банком России. Внедрение цифрового рубля приобретает особую актуальность в качестве фактора обеспечения конкурентоспособности российской экономики и финансовой безопасности на высоком уровне.

Цифровой рубль станет дополнительной формой национальной валюты России и будет выпущен в цифровой форме Центральным банком Российской Федерации. Другими словами, цифровой рубль станет цифровой валютой Банка России. Наличные деньги выпускаются в виде банкнот с уникальным номером, а безналичные - в виде счета в кредитных организациях, в то время как цифровые рубли будут иметь форму в виде цифрового кода, который будет храниться на специальном электронном кошельке.

В октябре 2020 года доклад "Цифровой рубль" был опубликован в Интернете для общественного обсуждения на официальном сайте Центрального банка Российской Федерации. Доклад содержит основные положения о внедрении цифровой формы рубля на территории Российской Федерации. В апреле 2021 г. отдельные положения Доклада вошли в "Концепцию цифрового рубля", которая также была опубликована Банком России.

Внедрение цифрового рубля создаст большое количество перспектив для развития финансового рынка и поддержания высокого уровня безопасности. Поэтому использование платежных систем, таких как цифровые рубли, будет способствовать повышению уровня доступа к финансовым услугам для людей, что приведет к повышению качества жизни населения страны.

Граждане смогут переводить цифровые рубли на электронный кошелек, используя мобильные устройства и другие носители, как онлайн, так и в случаях, когда доступ к Интернету и мобильной связи невозможен - офлайн. Цифровой рубль дополнит денежное обращение и будет использоваться одновременно с наличным рублем и активами населения и предприятий на счетах в кредитных организациях. Граждане и предприятия смогут свободно переводить деньги из одной формы в другую в зависимости от своих потребностей - то есть можно будет переводить деньги с цифровых рублей обратно в наличные средства или на банковские счета. В то же время необходимо разработать специальные технологии, которые позволят использовать цифровые рубли в офлайн-режиме [5, с. 5].

В общей сложности Банк России предлагает четыре модели для реализации концепции цифрового рубля - A, B, C, D. Модель А представляет собой подобие криптовалюты, типа биткоина, который выпускается Банком России. Модель В предусматривает расчеты по платежам в цифровых рублях, осуществляемые Банком России с клиентами напрямую без участия финансовых институтов. На первый взгляд это кажется наиболее правильным, но при реализации вы можете быстро достичь пределов производительности. С такой моделью сложно работать и она не дает обнадеживающих ответов на вопросы, связанных с риском открытого реестра. Модель C оставляет за Центральным банком Российской Федерации ряд функций по открытию кошельков и проведению платежей клиентов, инициируемых финансовыми посредниками. В модели D эти функции предоставляются последним. Именно модель D признана наиболее оптимальной для внедрения.

Введение цифрового рубля приведет к частичному перетоку средств на кошелек с цифровым рублем, то есть к перераспределению средств между банковскими депозитами и цифровой валютой Банка России.

Это может стать фактором изменения баланса ликвидности в структуре банковского сектора, что повлияет на потребности банков в операциях с Центральным банком Российской Федерации. У Банка России есть все возможности адаптировать параметры своих инструментов к изменяющимся обстоятельствам. В частности, Банк России способен перейти от поглощения ликвидности к ее предоставлению, если большой структурный избыток ликвидности, наблюдавшийся в последние годы, сменится структурным дефицитом. Сумма обеспечения для операций с ликвидностью достаточна для такой корректировки наших операций. Эти изменения не мешают Центральному банку Российской Федерации достигать цели операций денежно-кредитной политики - удерживать ставку денежного рынка близкой к ключевой ставке.

Для того чтобы банки могли прогнозировать необходимый объем операций с Банком России и фондировать перетоки денежных средств из одной формы в другую, можно создать некоторые условия для конвертации денег с банковских счетов в цифровые рубли - аналогично существующим правилам при снятии наличных. Например, заранее сообщите банку о необходимости снять со счета сумму, превышающую определенный размер.

Перераспределение средств в цифровые рубли может повлиять на механизм денежно-кредитной политики. Банк России будет внимательно следить за изменениями в денежно-кредитной политике. Если будет принято решение о введении цифрового рубля, процесс внедрения цифрового рубля в экономику будет постепенным, чтобы дать финансовой системе достаточно времени для адаптации.

Принимая во внимание эти факторы, внедрение цифрового рубля в целом будет способствовать финансовой стабильности. Развитие глобальной денежной системы (стейблкоина) и персональных цифровых активов, включая криптовалюты, создает проблемы как для банковской системы, так и для центральных банков. Наличие цифровых рублей ограничит риск использования других менее надежных платежных решений в цифровом мире. Создание дополнительной инфраструктуры для цифровых рублевых платежей будет способствовать повышению надежности и непрерывности платежной системы страны, что важно для финансовой стабильности.

Сущность цифрового рубля говорит нам о том, что цифровая валюта и цифровой рубль, в частности, идентичны, но действующие в России правила не позволяют считать их абсолютно схожими.

Пока трудно понять, какой правовой статус будет определен для цифрового рубля. Для будущих предложений по регулированию крайне важно рассмотреть его через призму "законного платежного средства" [2, с. 38-39].

К сожалению, упоминание о планируемом подходе к регулированию цифрового рубля представлено лишь в виде общей композиции. Это можно сделать потому, что юридическая сторона обсуждения цифрового рубля не является главной, и, кроме того, механизм регулирования находится только на начальной стадии подготовки.

Обратим внимание на некоторые контуры правового регулирования:

1) определение правового режима цифрового рубля в гражданских правоотношениях (расчеты и исполнение обязательств денежного характера);

2) определение полномочий Банка России в сфере обращения цифрового рубля;

3) внесение изменений Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" в части распространения банковской тайны на операции с цифровым рублем;

4) внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, в федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О национальной платежной системе", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О несостоятельности (банкротстве)" (к сожалению, пока не упоминается как цифровой рубль будет закреплен в выше указанных нормативных актах) [4, с. 36].

Для того чтобы подчеркнуть правовой статус цифрового рубля, необходимо закрепить основные положения о нем в федеральном законе. Поэтому мы попытаемся определить, где могут находиться такие нормы.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что интегрировать нормы о цифровом рубле в закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" будет крайне сложно, так как обращение российской национальной валюты не регулируется. В этом случае, согласно Концепции, было бы вполне логично дополнить Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", включив туда не только право Банка России выпускать цифровые рубли, но и положения о самом цифровом рубле, то есть описание, показывающее его основные особенности.

Если исходить из позиции Доклада о том, что цифровой рубль является отдельной (не наличной и не безналичной) формой национальной валюты России, то, безусловно, необходимо внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс Российской Федерации. Например, в статьях 128 и 140 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части дополнения их отдельной формой рубля с наряду уже имеющимся и определением его гражданско-правовой сущности. Возможно, необходимо внести изменения в главу Гражданского кодекса Российской Федерации, связанную с расчетами [1, с. 56-60].

Цифровые рубли - это альтернатива безналичным денежным средствам. Это означает, что Банк России готов выполнять функции по организации прямого денежно-кредитного взаимодействия между хозяйствующими субъектами и физическими лицами (включая социальные выплаты), которые осуществляют коммерческие банки. Эта идея кажется довольно революционной и, конечно же, повлияет на состояние современной банковской отрасли.

Сложность ситуации обусловлена тем, что в цифровом обществе назрела потребность в создании цифровых активов, и сегодня важно установить правильную логику обращения цифровых валют для обеспечения дальнейшего роста и развития финансовой системы. В противном случае проект цифрового рубля грозит стать дорогостоящей и неэффективной задачей, которая уничтожит инновации и отбросит нас в прошлое на десятилетия. В конце концов, стоимость обеспечения кибербезопасности только для цифровых рублевых платформ оценивается в 20-25 миллиардов рублей.

Одним из решений является токенизация цифровых рублей. Предоставление банкам обязательство "оснащать" безналичные деньги цифровыми кодами. Это решит проблему дефицита ликвидности и растущих затрат на финансирование. Например, банк выдал клиенту 1 миллиард рублей, и они вместе хотят контролировать, как расходуются кредитные рубли. Для этого банк и заемщик используют рублевое представление с уникальными токенами, которые имеют те же характеристики, что и цифровой рубль. В этом случае проблем не возникнет - деньги записываются на счет не однозначными цифрами, а в 1 миллиарде токенов с уникальным номером. Даже если необходимо перевести токен на кошелек клиента другого банка, для этих целей вы можете использовать цифровые рубли или межбанковские платежи с использованием средств банка-кредитора на корреспондентском счете в Центральном банке Российской Федерации.

Поскольку Банк России является участником национальной платежной системы, нет очевидных препятствий для внедрения технологической платформы цифрового рубля в этот информационный контур. Конечно, для этого потребуются поправки в Федеральный закон "О национальной платежной системе" [3, с. 11].

Представляется, что юридическое обсуждение этого вопроса в случае с Банком России еще не находится на переднем плане, поэтому очень важно дождаться конкретных законодательных предложений, а не принимать поспешных выводов, которые, исходя из намеченных планов, должны быть представлены в ближайшее время.

Список литературы:

  1. Габов А.В. Цифровой рубль Центрального банка как объект гражданских прав // Актуальные проблемы российского права. 2021. N 4. С. 55-65.
  2. Кучеров И.И. Законное платежное средство как категория финансового права // Журнал российского права. 2014. N 8. С. 38-47.
  3. Омелехина Н.В. Цифровой образ объектов финансовых правоотношений: перспективы и риски введения цифрового рубля // Финансовое право. 2021. N 4. С. 8-12.
  4. Цинделиани И.А. Правовая природа цифровых финансовых активов: частноправовой аспект // Юрист. 2019. N 3. С. 34-41.
  5. Цифровой рубль. Доклад для общественных консультаций (октябрь 2020 года) (утв. Банком России). С. 5-6.

Реклама