Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Политика импортозамещения

Авторы: Королькова Виктория Алексеевна, Кожухова Анна Евгеньевна

Научный руководитель: Глухова Ольга Анатольевна, преподаватель, ЧОУВО "Московский университет им. С.Ю. Витте", факультет СПО (колледж)

Аннотация: В докладе определены понятие, регулирование и проблемы импортозамещения. Стабильное экономическое развитие государства вероятно в случае существенного повышения показателя промышленного самообеспечения, увеличения размеров изготовления продукции внутри страны, соответственно вопросы импортозамещения являются на сегодняшний день как никогда актуальными.

Ключевые слова: политика, импортозамещение, диверсификация, девальвация, преференция

1. Понятие и цель импортозамещения

Основная цель импортозамещения состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для национальной промышленности, при которых будет отмечаться ее рост.

Импортозамещение - тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленной на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства.

Импортозамещение - комплекс мер инновационного плана, контролируемый государством. Предприятия заинтересованы в освоении новых товаров, так как продукция в рамках импортозамещения, это гарантированный спрос.

Достижение высокого уровня импортозамещения возможно при применении защитных и стимулирующих мер государственной политики.

Защитные меры призваны защитить отечественных производителей от более сильных иностранных конкурентов путем создания торговых барьеров или действий, направленных на снижение конкурентоспособности иностранной продукции на внутреннем рынке (например, посредством увеличения размера таможенных пошлин). В свою очередь, стимулирующие меры применяются в целях повышения конкурентоспособности отечественной продукции по отношению к иностранной. Как правило, они состоят в создании более благоприятных условий для ведения бизнеса, введения особых налоговых и торговых режимов (например, в рамках особых экономических зон), субсидировании производства и т.д. [2]

Решаемые на государственном уровне вопросы должны непременно включать вопросы, касаемые стратегии импортозамещения, которая предусматривает переход от производства обычных товаров к высокотехнологичной и наукоемкой продукции через повышение уровня совершенствования технологий и производства.

Стратегия импортозамещения базируется на совершенствование всего производства, увеличение качества производимого товара, технологий, которые применяются в фирмах, совершенствование инноваций. И это в большей степени насущно для страны, показатель производственных отраслей которой опаздывает от показателя государств, с которыми она сотрудничает.

Таким образом, к основным направлениям развития импортозамещения можно отнести диверсификацию импорта и экспорта, а также создание новых производственных мощностей и повышение инновационной активности организаций.

2. Оценка состояния внешнеторгового оборота России и инновационной активности организаций.

Согласно данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2021 году составил 786,6 млрд. долларов США и по сравнению с 2020 годом увеличился на 38,1%, в том числе со странами дальнего зарубежья - 690,3 млрд. долларов США (на 39,3 %), со странами СНГ - 95,7 млрд. долларов США (на 29,8 %). [6]

В общем объеме внешнеторгового оборота на долю стран дальнего зарубежья в 2021 году приходилось 87,8%, на долю стран СНГ - 12,2 %.

Динамика объема внешнеторгового оборота в 2020-2021 годах, в млрд. долларов США представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Динамика объема внешнеторгового оборота в 2020-2021 годах, в млрд. долларов США

Сальдо торгового баланса в 2021 году составило 199,6 млрд. долларов США и увеличилось по сравнению с 2020 годом на 89,8 млрд. долларов США. Соотношение стоимостных объемов экспортных и импортных операций отражено на рисунке 2.

Рисунок 2 - Соотношение стоимостных объемов экспортных и импортных операций

Экспорт России в стоимостном выражении в 2021 году составил 493,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2020 годом увеличился на 46,0%, в том числе в страны дальнего зарубежья - 428,2 млрд. долларов США (на 48,4%), в страны СНГ - 64,9 млрд. долларов США (на 33,3%).

Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2021 году наглядно представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Товарная структура экспорта Российской Федерации в 2021 году

В товарной структуре экспорта России в 2021 году удельный вес топливно-энергетических товаров составил 54,5%, металлов и изделий из них составил 10,4%.

Стоимостный объем продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в стоимостном объеме экспорта страны составил 7,3%.

Доля продукции машиностроения в общем экспорте России в 2021 году составила 6,6%, продукции химической промышленности в общем объеме экспорта - 7,7%.

Рассмотрим структуру российского импорта за 2021 год, общий объем которого составил 293,5 млрд. долларов США и по сравнению с 2020 годом увеличился на 26,4%, в том числе из стран дальнего зарубежья - 262,1 млрд. долларов США, из стран СНГ - 31,4 млрд. долларов США.

При этом импорт из стран дальнего зарубежья возрос на 26,6%, а из стран СНГ - на 25,3%.

Товарная структура импорта Российской Федерации в 2021 году наглядно представлена на рисунке 4.

Значительный удельный вес в структуре российского импорта в 2021 году приходился на продукцию машиностроения - 49,2%, на долю продукции химической промышленности - 18,3%.

Рисунок 4 - Товарная структура импорта Российской Федерации в 2021 году

Значительный удельный вес в структуре российского импорта в 2021 году приходился на продукцию машиностроения - 49,2%, на долю продукции химической промышленности - 18,3%.

Доля продовольственных товаров и сырья для их производства в общем импорте в 2021 году составила 11,6%. Доля металлов и изделий из них в общем импорте России в 2021 году составила 6,9%. Доля российского импорта текстиля, текстильных изделий и обуви в 2021 году составила 5,8%.

Крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский Союз, на его долю в 2021 году приходилось 35,8% российского товарооборота (в 2020 году - 33,8%), на страны АТЭС - 33,3% (33,8%), на страны СНГ - 12,2% (12,9%), на страны ЕАЭС - 8,8% (9,1%).

Страновая структура внешней торговли России в 2021 году отражена на рисунке 5.

Рисунок 5 - Страновая структура внешней торговли России в 2021 году

В настоящее время, программы импортозамещения функционируют в многочисленных отраслях реального сектора экономики, в первую очередь там, где у России есть явные конкурентные превосходства, такие, как открытое сырье, огромный внутренний рынок, традиции и опыт, которые существуют много лет.

Показатели объемов торговли со странами дальнего зарубежья и СНГ в 2021 году представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Объемы торговли со странами дальнего зарубежья и СНГ в 2021 году

Как было, ранее указано, при планомерной реализации политики импортозамещения следует особое внимание уделять созданию новых производственных мощностей и повышению инновационной активности.

Инновационная активность организаций характеризует степень их участия в осуществлении инновационной деятельности в целом или отдельных ее видов.

Инновационная деятельность - вся исследовательская (исследования и разработки), финансовая и коммерческая деятельность, направленная на создание новых или усовершенствованных продуктов (товаров, услуг), предназначенных для внедрения на рынке и значительно отличающихся от производившихся ранее; новых или усовершенствованных бизнес-процессов, значительно отличающихся от соответствующих бизнес-процессов, используемых ранее. [4]

Уровень инновационной активности организаций Российской Федерации, по видам экономической деятельности (в процентах) в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень инновационной активности организаций Российской Федерации, по видам экономической деятельности (в процентах) [5]

Согласно представленным данным можно отметить, что наибольший уровень инновационной активности в 2021 году приходился на такие виды экономической деятельности, как сельское хозяйство и научные исследования и разработки (соответственно 48,7% и 47,5%).

3. Проблемы и перспективы развития импортозамещения в России.

Можно выделить несколько основных проблем, препятствующих эффективности процессов импортозамещения:

1) отсутствие отечественных аналогов;

2) более низкое качество оборудования, комплектующих и сырья, чем у западных конкурентов;

3) завышенная стоимость российских аналогов.[1]

В свою очередь для развития отечественного производства, политика импортозамещения должна способствовать реализации мер, направленных на создание новых технологий и модернизацию действующих, а также замещению импорта в количественном выражении.

Курс на импортозамещение в России обладает определенной эффективностью, однако его результативность потенциально выше, причиной чему является разрозненность как законодательного обеспечения, так и проработки управленческих решений и системы финансирования.

Необходимо систематизировать реализацию экономической политики государства и политики регионального развития, для чего к формированию структуры инструментов стимулирования следует подходить с позиций комплексного подхода.

При этом многоаспектность целей определяется следующими параметрами:

1) импортозамещение;

2) территориальное сбалансированное развитие;

3) управление миграционными потоками.

Как позволяют утверждать оценки экспертов, на данный момент перспектив отмены в ближайшем будущем санкционного режима в России не предвидится. В том числе по этой причине актуальными остаются вопросы импортозамещения, поиска альтернативных рынков сбыта при экспорте и улучшения инвестиционного климата в стране.

Разрешению указанных проблем может поспособствовать принятие дополнительных мер, таких как:

1) обеспечение условий для локализации производства, работа с партнерами из дружественных стран;

2) реформирование систем подготовки и поддержки деятельности высококвалифицированных кадров;

3) вычленение приоритетных направлений технологического развития.[3]

Санкционное давление, с которым Россия столкнулась в настоящее время, заставляет нас еще раз проанализировать действия государства и экономических субъектов в условиях санкций и наметить направления преодоления возникших проблем.

Санкционный режим ухудшает целые сектора национальной экономики, разрушая их кооперацию с иностранными партнерами, сокращая экспортные возможности, отпугивая инвесторов.

Но санкции также открывают широкое "окно возможностей", используя которое российская экономика может выйти на новые, более высокие, позиции.

Как позволяют утверждать оценки экспертов, на данный момент перспектив отмены в ближайшем будущем санкционного режима в России не предвидится.

В том числе по этой причине актуальными остаются вопросы импортозамещения, поиска альтернативных рынков сбыта при экспорте и улучшения инвестиционного климата в стране.

Только полноценное импортозамещение и развитие собственного отечественного производства позволит нашей стране не только выдержать режим санкций, но и обеспечить солидный задел для экономического рывка уже в ближайшем будущем.

Библиографический список

  1. Западным санкциям Россия должна противопоставить импортозамещение и инновации (Ю.И. Селиверстов, Е.Н. Чижова, журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права", N 5 (часть 3), май 2022 г.
  2. Перспективы развития импортозамещения в России: региональный аспект (В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, М.А. Гололобова, журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права", N 10 (часть 3), октябрь 2019 г.
  3. Урошлева А. Санкционная политика: "последствия режима" и перспективы экономического развития. [Электронный ресурс] // (ГАРАНТ.РУ, 17 сентября 2018 г.) (дата обращения: 22.10.2022).
  4. Методика расчета показателя утверждена приказом Росстата от 27.12.2019 N 818.
  5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] // https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 23.10.2022).
  6. Федеральная таможенная служба. [Электронный ресурс] // https://customs.gov.ru/statistic (дата обращения: 24.10.2022).

Реклама