Итоги конференции О конференции Библиотека УМКО-2022 Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Укрепление суверенитета России путем развития экономической честности участников общественного производства в трудах академика И.И.Янжула

УДК 330

Автор: Сухорукова Ирина Вениаминовна, студент 4 курса Сибирского института управления - филиала РАНХиГС

Научный руководитель: Рогачевская Майя Антоновна, к.э.н., доцент, доцент кафедры ФиК Сибирского института управления - филиала РАНХиГС

Аннотация. Работа посвящена рассмотрению вклада в мировую экономическую науку российских экономистов: Н.И. Тургенева, Н.Х. Бунге, И.И. Янжула. Показана историческая преемственность развития взглядов на человеческий фактор производства - главной производительной силы. Янжул выделил четвертый фактор производства - честность, который является одним из главных факторов прогресса, способствуя подъему экономики России, обеспечивая ее суверенность. Идеи Янжула сохраняют свою актуальность в современных условиях, раскрывая нравственные качества субъектов бизнеса и роль государства в решении экономических проблем.

Ключевые слова: российские классики политической экономии, факторы производства, честность, социальная ориентированность, могущество и экономический суверенитет.

Работа направлена на восстановление имен великих российских ученых XIX в., внесших вклад в развитие классической политической экономии, создавших фундамент для развития современной экономической науки.

Современное социально-экономическое состояние России уходит корнями в прошлое. В конце XVIII в. Императрица Екатерина Вторая, заботясь о развитии России, направила в европейские университеты ряд дворян для получения необходимых управленцам знаний.

Ее идеи воплощали в жизнь замечательные экономисты XIX в., искавшие особый путь экономического развития России. Среди них были Н.И. Тургенев, Н.Х. Бунге, а также И.И. Янжул, научным взглядам которого посвящен этот доклад. В отличие от западной школы экономической мысли, нацеленной на узкокорыстные интересы личности, российская школа ориентировалась на социальные ценности общества.

Появление российской политэкономической литературы непосредственно связано с именем Н.И. Тургенева. Николай Иванович Тургенев (1789-1871), закончивший Геттингенский университет, стал основоположником классической школы политической экономии в России. Написанная им книга "Опыт теории налогов" вышла в свет в 1818 г. В ней Тургенев рассматривал экономические, политические, нравственные и другие проблемы. Он был убежден, что основательное знание политической экономии есть обязанность управляющих государством.

Из цензурных соображений Тургенев не акцентировал внимание на российских проблемах, упоминая их вскользь. Но читатели понимали: его главная цель и забота - экономический рост России, которая может стать процветающей державой. Рассматривая экономические проблемы, стоящие перед страной, Тургенев искал пути их решения. Это было первое произведение, посвященное политической экономии, написанное русским экономистом на русском языке. "Все благое основано на свободе!", - утверждал он. В 1819 г. вышло ее второе издание [6].

После завершившейся войны с Наполеоном и заграничного похода, в Петербурге возникло тайное общество - "Союз благоденствия", в которое в 1819 г. был вовлечен и Тургенев. Как идеолог Северного общества он разрабатывал проект отмены крепостного права. Участия в восстании 14 декабря 1825 г. Тургенев не принимал, еще весной 1824 г. выехав для лечения за границу. Но Верховный суд приговорил его к лишению чинов и дворянства и к ссылке на каторжные работы. Тургенев стал политическим изгнанником. Книга была запрещена, ее разыскивали и уничтожали. Но оба издания уже разошлись и много экземпляров сохранилось. Третьим изданием книга вышла в 1937 г.

Хотя книга Н.И. Тургенева не носит названия "трактат", в ней рассматриваются политэкономические категории: деньги, капитал, заработная плата, прибыль, кредит, процент, финансы, налоги и многие другие. Большое внимание уделяется проблеме эффективности сельскохозяйственного производства.

С требованием экономической свободы, необходимой для развития производства и внутренней торговли, согласуется и требование политики фритредерства во внешней торговле, которая важна для развития отечественной промышленности. Детально рассматривая технику и правила взимания налогов, Тургенев вместе с тем останавливается на социальных последствиях налогообложения. Он устанавливает связь между величиной налога на капитал и осуществлением воспроизводства промышленного капитала, выдвигает идею подъема сельского хозяйства при помощи налога. Особо рассматривает бумажные деньги как налог.

Тургенев выступает решительным противником налога на заработную плату. Это не доход. "Налог не может падать на простого работника, потому что он вырабатывает только то, что нужно для его существования". Налог будет оказывать отрицательное влияние на "народонаселение, образованность и нравственность народную". Социальные проблемы, рассматриваемые Н.И. Тургеневым, стали объектом изучения сторонниками и последователями его взглядов.

Николай Христианович Бунге (1823-1895) - профессор политической экономии принимал участие в подготовке крестьянской реформы. Став министром финансов, организовал фабричную инспекцию, способствовавшую выработке фабричного законодательства, установил зависимость эффективности труда от образованности рабочих и благоприятных условий их труда и быта [5].

Бунге доказывал, что Россия обладает потенциальными ресурсами, позволяющими ей находиться среди наиболее развитых стран, надеясь привлечь к этому внимание прогрессивно настроенной части общества. Обладая стратегическим мышлением, он отзывался на проблемы общественного развития, возникавшие перед страной, и стремился, не откладывая, приступать к их решению.

Н.Х. Бунге обратил внимание на обоснованные, опирающиеся на факты, статьи профессора московского университета И.И. Янжула, в которых автор показывал тяжелое положение российских рабочих, недавно бывших крепостными крестьянами. В город пришли люди, не приспособленные к фабричным и городским условиям труда и быта. Новые отношения между хозяевами-капиталистами и наемными рабочими складывались с большими сложностями.

Владельцы предприятий стремились, как можно больше нажиться на труде рабочих. Рабочие для них по-прежнему являлись почти даровой рабочей силой, бесправной и во всем зависящей от хозяев. Низкая производительность их труда возмещалась усиленной эксплуатацией. Продолжительность рабочего дня, условия труда, величина заработка, место и условия проживания и питания - все это устанавливалось владельцем предприятия. Оказавшись в тяжелейших обстоятельствах, рабочие пытались искать защиту, обращаясь к властям, но безуспешно. Заявляя, что на предприятиях все ведется "по-семейному", чиновники прикрывались лицемерными уверениями фабрикантов, что заботятся о нуждах рабочих и служащих на своих предприятиях, равно как и о сохранении справедливости во взаимных отношениях. Они не желали видеть, что формирующийся капитализм перерабатывал крестьян в рабочих. [1]

Бунге придавал большое значение роли государственной власти в решении социальных проблем. По его мнению, преодоление противоречий между трудом и капиталом возможно только при соединенных усилиях правительства, общественности и самих рабочих. Он подчеркивал, что роль государства должна заключаться в принятии фабричных законов об учреждении фабричной инспекции, ограничении продолжительности рабочего дня женщин и детей, страховании рабочих от несчастных случаев и др.

Иван Иванович Янжул (1846-1914) внес вклад в развитие классической политической экономии. Он установил, что рядом с материальными факторами производства: капитал, земля и труд постепенно возникает четвертый фактор ─ духовная природа самого производителя, оказывающая непосредственное воздействие на результат производства. Простое наблюдение показывает, что количество созданного продукта и его качество зависит в значительной степени от образования и обученности самого производителя. Это как бы забытый обществом и не принимаемый во внимание, фактор духовной природы человека, проявляющий себя как развитый образованием разум и нравственность, духовная мораль человека [1].

Его научная деятельность позволила поднять значение российской финансовой и экономической науки в мировом сообществе. Это было важно, так как до последней трети девятнадцатого века европейские специалисты смотрели на русскую экономическую науку свысока.

Иван Иванович Янжул, окончив рязанскую гимназию, поступил в 1864 г. на юридический факультет Московского университета, После окончания университетского курса он получил командировку в европейские университеты и библиотеку Британского музея для подготовки магистерской диссертации.

Академик Янжул стал основоположником финансовой науки в России, разработав учебник "Основные начала финансовой науки". Его фундаментальные произведения занимают достойное место в истории экономической мысли. Труды Янжула охватывают разные аспекты жизни России, Англии и США. Среди них: "Детский и женский фабричный труд в Англии и России", "Фабричный быт Московской губернии", "Промысловые синдикаты или предпринимательские союзы" [4]. Служба в фабричной инспекции позволила Янжулу получить достаточную базу для научных исследований, отражавших истинное положение рабочих в России, надеясь улучшить его.

Последним произведением ученого стала работа "Экономическое значение честности. (Забытый фактор производства)", идеи которого актуальны и в наши дни. Он полагал, что честность является четвертым фактором производства наряду с капиталом, землей и трудом, который связывали лишь с физическим трудом рабочего [7]. Янжул представлял честность следующим образом: 1) как исполнение обещания, 2) как уважение чужой собственности, 3) как уважение к чужим правам и 4) как уважение к существующим законам и нравственным правилам [6].

Ученый считал честность необходимой добродетелью, так как "без доверия, которое покоится на честности, не может развиваться ни промышленность, ни экономика" [8], что честность общества невозможна вне честности каждого гражданина этого общества [2].

Ложь и обман играют слишком большую роль в русской жизни, грозя уничтожить и парализовать все благо от производимых реформ. Двойной ущерб наносят государству и обществу разного рода экономические преступления: использование служебного положения в личных целях, казнокрадство, взяточничество. Во-первых, они замедляют развитие народного хозяйства, утрачивающего внешнеэкономическую конкурентоспособность; и, во-вторых, негативно сказываются на состоянии духовной культуры населения, теряющего чувство национальной гордости за Россию [3].

Таким образом, Янжул придерживался установок, что честность и ответственность являются факторами прогресса, а злоупотребление частными интересами - основная причина провала модернизации российской экономики. Общественные интересы - основа конкурентоспособности национальной экономики.

Все цивилизованные государства должны пытаться обеспечить существование этой добродетели с помощью самых строгих законов и строго следить за их исполнением. Янжул придавал первостепенное значение внеэкономическим факторам социально-экономического развития.

В России необходимы были глубокие внутренние преобразования, как в семейных отношениях, так и в сфере образования, с целью воспитания новых поколений нравственных людей. Экономия государственного аппарата на просвещении и культуре народа, ограничивающая возможность получить необходимое общее и профессиональное образование молодежи, принижала национальное достоинство России.

Нужно отметить, что грамотные люди в большей степени порядочны и добросовестны, и менее распущены, следовательно, существовала необходимость содействовать народному просвещению, как со стороны государства, так и со стороны собственников предприятий.

Целью Янжула был подъем величия России: укрепление ее суверенитета; верховенства во внутренних делах и независимости во внешних, что возможно на основе реализации экономической честности - важнейшего фактора производства.

Работу "Экономическое значение честности", он обращал будущим поколениям. В современной России ясно виден общественный запрос на искренность, прозрачность, честность политиков и чиновников, всех участников общественного производства, науки, культуры, социальной сферы [7]. Идеи Янжула сохраняют свою актуальность, особенно его точка зрения на роль нравственных качеств субъектов бизнеса и роль государства в решении проблем экономики.

В настоящее время в обществе существует стереотип, что честность отождествляется с глупостью, а ум приравнивается к способности заработать большие и "легкие" деньги, что подтверждается низким уровнем нравственной культуры в стране.

Наблюдается тенденция к повышению коррумпированности органов государственной власти и местного самоуправления в современной России. Основным инструментом для ее минимизации является воспитание культуры честности, этичного поведения и нетерпимости к коррупции в обществе, разработка сдерживающих социальных механизмов к использованию незаконных методов ведения бизнеса в государственном и частном секторах экономики.

Достигается это через последовательную реализацию важных принципов управления финансами государственного сектора - принципов прозрачности и открытости, включая развитие электронного правительства, внедрение которого по всему миру доказало свою эффективность, а также поощрение участия граждан в принятии финансовых решений на макроуровне, в рамках инициативного бюджетирования.

Тенденция развития корпоративной социальной ответственности, как фактора производства в рамках российского предпринимательства. Это существование и активное развитие корпоративной социальной ответственности, предполагающей, что компания на добровольной основе исполняет дополнительные обязательства перед обществом. Помимо реализации качественной продукции, уплаты налогов в бюджет, организация улучшает среду вокруг себя, основываясь на EGS-принципах, то есть ответственном отношении к окружающей среде, высокой социальной ответственности, а также высоком качестве корпоративного управления.

Заинтересованное в повышении качества корпоративного управления, государство реализует проект "Лидеры России", совершенствуя профессиональные качества руководителей, способных стратегически мыслить, воплощая фактор честности в государственном масштабе.

Как и предвидел Янжул, развитие гражданского общества в России, основой которого является честность, будет способствовать укреплению экономической мощи страны и ее суверенитета.

Список литературы

1. Академик Иван Иванович Янжул - создатель финансовой науки в России: монография. / М.А. Рогачевская. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2014. - 214 с.

2. Белобрыкина, О. А. Категория "честность" как социально-психологический феномен: краткий очерк историогенеза научных и общественных представлений о содержании понятия / О. А. Белобрыкина // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. - 2018. - N 3. - С. 43-63.

3. Беспалова, Ю. М. Честность как социально-экономическая категория / Ю. М. Беспалова, В. А. Кондаков // Философия хозяйства. - 2014. - N 3(93). - 252-261 с.

4. Рогачевская М.А. "В поисках лучшего будущего": Иван Иванович Янжул (1846-1914) // Историко-экономические исследования. 2014. N2. - 371-397 с.

5. Рогачевская, М. А. Профессор И.И. Янжул о путях экономического возвышения России / М. А. Рогачевская // Сибирская финансовая школа. - 2016. - N 2(115). - С. 144-151.

6. Тургенев, Н.И. Опыт теории налогов / Н.И. Тургенев. - 3-е изд. - Москва: Гос. соц.-экон. изд-во, 1937. - 176 с.

7. Янжул, И.И. Экономическое значение честности. // Избранные труды - И.И. Янжул. - Москва: Наука, 2005. - 438с.

8. Янжул И. И. Миллионы и что с ними надо делать. Москва.: Общество купцов и промышленников России, 2006. - 368 с.


Реклама