Итоги конференции О конференции Мозгобойня "CBDC" Дискуссия о цифровом рубле Экономика в лицах Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Экстрактивные и инклюзивные институты как основная причина дифференциации регионов

Докладчики: Колядов Егор Валерьевич, Малинин Никита Сергеевич (4 курс)

Научный руководитель: Мишин Андрей Александрович, доцент кафедры экономики инноваций и финансов

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация: Изучение причин сильного разрыва в развитии регионов России с точки зрения инклюзивности сформировавшихся институтов. Рассчитана дифференциация регионов на основе опубликованных статистических данных. Изучение инклюзивности и экстрактивности регионов, их причины и последствия.

Ключевые слова: экстрактивные институты, инклюзивные институты, дифференциация регионов.

Экономический и социальный рост в наши дни являются двумя основополагающими факторами развития любого региона. Данные два показателя, в свою очередь, обладают важными характеристиками: во-первых, продолжительность или устойчивость и, во-вторых, инклюзивность, измеряемая как развитие в интересах бедных слоев населения. Понятие инклюзивности зачастую используется по отношению к социальным, экономическим и политическим институтами, а инклюзивный рост определяют, как рост в интересах бедного населения, который позволяет этому же населению участвовать в экономической и политической деятельности региона и получать значительную выгоду от этого [1].

В результате развития экономики определение инклюзивности расширилось и включило в себя не только бедные слои, но и всех граждан, регулярно имеющих дело с различными институтами, которые постепенно становятся опорой устойчивого роста и развития. Стефан Классен в 2010 году [2] определил это так: "Инклюзивный рост, возможно носит более общий характер: он хочет, чтобы рост приносил пользу всем слоям общества, включая бедных, почти бедных, группы со средним доходом и даже богатых".

В своей статье "Анализ инклюзивного роста: структура и применение" Янчовичина Е. и Гейбл С. [3] объясняют инклюзивный рост (ИР) следующим списком факторов:

  • ИР основывается на экономическом росте как важнейшим факторов в сокращении доли бедного населения;
  • ИР предполагает свою долгосрочную перспективу и устойчивый рост;
  • ИР предполагает не только улучшение в темпах роста, но и в самой структуре роста;
  • ИР не заинтересован в распределении доходов, он базируется на продуктивной занятости населения;
  • Исходя из предыдущего фактора, ИР способствует не только увеличению показателя занятости, но и росту производительности;
  • Объектом исследования ИР является не только фирма, но и человек;
  • ИР не может быть определен с точки зрения конкретных задач, как создание рабочих мест или увеличение занятости населения. Это потенциальные результаты такого роста, а не конкретные цели;
  • ИР зачастую основывается на паттернах рыночного роста, однако правительство играет содействующую роль.

Инклюзивность значительно влияет как на экономические показатели одного региона, так и всей страны, в случае если данная инклюзивность развита в стране повсеместно. Противоположность инклюзивности - экстрактивные институты, - в свою очередь, наоборот, заставляет страну и общество отставать и увеличивает это отставание. Так, ярким примером экстрактивных и инклюзивных институтов можно назвать КНДР и Южную Корею: будучи некогда одной страной, КНДР вышла на путь экстрактивных институтов, в то время как Южная Корея осталась инклюзивной страной. Значительная разница во всех сферах жизни граждан заметна каждому. Только показатель ВВП по паритету покупательной способности говорит о многом - в КНДР в 2019 году он составил 30 млрд долларов, а в Южной Кореи за этот год - 2 139 млрд долларов [4].

Экстрактивность, несмотря на свои недостатки, зачастую занимает большую часть истории всех институтов. Более того, инклюзивность не является обязательным этапом развития экстрактивности, ведь конкретные экстрактивные институты могут существовать на постоянной основе и, даже некоторые инклюзивные институты в ходе определенных причин могут вернуться к своему экстрактивному началу. Почему же, несмотря на свое превосходство, инклюзивность так тяжело поддается некоторым регионам и странам? Ответом на это является такое свойство экстрактивных институтов как закоренелость - эта черта относится и к управленческому аппарату, и к самим гражданам.

Взаимодействие между инклюзивными экономическими и экстрактивными политическими институтами создает порочный круг, в котором вторые имеют тенденцию к закреплению и усилению. Именно поэтому для истинной инклюзивности в долгосрочной перспективе необходимо всем институтам региона быть такими.

Рисунок 1 - Роль управленческого аппарата и институтов в экономическом росте и сокращении бедности

Многочисленные научные работы, в том числе отчет DFID [5], сходятся в едином мнении, что не существует непосредственной связи между демократическим статусом страны и ее способностью сократить бедность или улучшить социальное развитие. Недемократическим странам также доступен экономический рост, они способны сократить бедность и обеспечить социальное развитие граждан. Все вышеизложенное говорит о том, что понятие демократии имеет более широкое толкование, не ограничивающееся рамками свободных выборов. Так, большее значение будут иметь политические институты, в которых представлен высокий уровень конкуренции, ориентированной на политические проблемы партии, более конкурентоспособных кадров в партии. Эти политические институты лежат в основе пирамиды (рисунок 1), что в конечном счете ведет к более высокому экономическому росту и сокращению бедности.

Как уже было сказано ранее, общее положение общества зависит от всех институтов сразу, но сами институты коррелируют между собой по-разному. Так, люди повсюду живут настолько хорошо, насколько это возможно, но "правила жизни" в каждой стране и каждом регионе отличаются. Какие-то правила поощряют продуктивную экономическую деятельность, в то время как правила в других странах препятствуют этому. В следствии этого, даже при условии, что обе страны имеют идентичные ресурсы, но разные правила, благоприятнее жизнь будет у системы с инклюзивными порядками.

Мансур Олсон под так называемыми "правилами" определял институты и государственную политику [6]. Политика государства может меняться от приоритетов управленческого аппарата. Хотя многие политики носят долгосрочный характер, есть и те, что принимаются в качестве краткосрочных ответов на краткосрочные проблемы. Что касается институтов, то они определяют фундаментальные свойства "правил", такие как верховенство закона, разделение власти, защита прав граждан. Институты, в свою очередь, весьма консервативны и слабо поддаются изменениям извне. Сильная экономика может пережить слабо выстроенную политику, но любой экономический рост погубят экстрактивные институты.

Таким образом, согласно Олсону, развитие стран или регионов зависит от их потенциалов и степени их реализации. Эти два фактора не могут называться взаимоисключающими: страны различаются как по своим потенциалам, так и по степени реализации этих потенциалов. Также стоит отметить, что большая часть различий в доходах на душу населения зависит именно от первого показателя - реализации. Рассмотрим график ниже. Уровень бюджетной обеспеченности, мера эффективности, с которой регион использует свои производственные ресурсы, изменяется по вертикальной оси. Точка для каждого региона обозначается его трехбуквенным обозначением. Данные сравниваются между уровнем обеспеченности и численностью населения с заработной платой ниже величины прожиточного минимума. Например, данные по Красноярскому краю составляют примерно 1/2, 1/3. Это указывает на то, что бюджета на среднего жителя Красноярского края приходится в относительных показателях на 65% меньше, чем на среднего москвича, и при этом вероятность того, что этот же житель красноярского края получает заработную плату ниже прожиточного минимума - в 3 раза больше, чем житель Москвы.

Рисунок 2 показывает сильную отрицательную зависимость между двумя показателями: более бедные регионы являются также регионами, которые менее эффективно использую свои ресурсы.

Рис. 2

Существует ряд причин, по которым инклюзивные институты ведут к процветанию, а экстрактивные - к бедности. Страны и регионы с инклюзивными институтами на любом этапе своего развития более разумно используют производственные ресурсы, а значит они достигают наибольшей реализации потенциала. К примеру, рабочие получают более подходящую работу, граждане принимают более обоснованные инвестиционные решения, а ресурсы используются максимально возможное количество раз. Именно это характеризует важнейшую черту инклюзивных институтов - они быстрее растут. Помимо того, что инклюзивность является драйвером развития, экстрактивные институты, наоборот, затормаживают любой рост региона. Традиционность, присущая экстрактивности, препятствует инновациям, более эффективным нововведениям, которые могли бы улучшить ситуацию в стране/регионе.

На следующих графиках показан пример таких противоположностей - сравнение Москвы, как экономического центра страны, притягивающего инвестиции со всей страны, и Республики Дагестан, региона с большим экономическим и туристическим потенциалом, но который на протяжении продолжительного времени является дотационным.

Рисунок 3 - Динамика инвестирования в основной капитал.

 

Рисунок 4 - Численность населения с заработной платой ниже МРОТ.

 

Рисунок 5 - Численность населения с заработной платой ниже МРОТ. 

Несмотря на большой вклад государства в развитие Республики Дагестан, по темпам развития регион заметно уступает не только Москве, но и многим другим регионам из-за сформировавшихся экстрактивных паттернов. Однако разница в показателях, наблюдаемая на рисунках 3-5, характеризуется не только отставанием одного региона, но и крупным развитием другого - Москвы. Исторически став центром притяжения перспектив и опыта, столица России является наглядным примером инклюзивности - того, как в нашей стране необходимо выстроить собственные институты, чтобы достичь высоких показателей.

Также одним из факторов, отличающих инклюзивные и экстрактивные институты, являются изобретения. Изобретатель тратит свои финансовые и трудовые ресурсы на воплощение идеи с целью получения прибыли от изобретения. Однако в свободной для всех экономики изобретения не так прибыльны ввиду того, что потенциальный конкурент может реконструировать и перепроектировать новое устройство, а затем продавать нечто похожее, что снизит прибыль изобретателя. Инклюзивные институты предотвращают такого рода ситуации, защищая интеллектуальную собственность, как правило, путем выдачи патентов. Правильно сформированная система поощряет технологический прогресс, который является движущей силой доходов на душу населения.

Так, возвращаясь к примеру с Москвой, инклюзивность подтверждает и показатель выдачи патентов. Этот регион стал лидером по количеству выданных патентов в 2022 году - этот показатель составил 4 314 патентов на изобретения [7]. Новые технологии помогают в импортозамещении и способствуют технологическому прогрессу общества и в больше мере гражданам региона. Более того, правительство нередко прибегает к испытаниям новых программ и технологий именно в Москве, используя новейшие системы, гаджеты и методологии [8]. Все вышесказанное способствует развитию региона как в экономической, так и социальной сфере, позволяя обществу участвовать в этом развитии.

Как уже было отмечено, политические и экономические связи имеют сильную зависимость между собой, однако есть еще один не менее значимый фактор, с которым открывается полная картина на развитие региона, - социальный фактор. Так выстраивается модель, где социально-экономические институты влияют в больше степени друг на друга, а третьей силой выступает политический фактор. Рассмотрим корреляцию социально-экономических показателей между собой, чтобы убедиться с взаимосвязи институтов.

Таблица 1 - Корреляция экономических показателей.

 

Оборот розничной торговли на душу населения

Уровень бюджетной обеспеченности

Кол-во предприятий на 10 тыс. чел.

Потребительские расходы на душу населения

Объем платных услуг населению

Оборот розничной торговли на душу населения

1

0,64380

0,59176

0,94073

0,79617

Уровень бюджетной обеспеченности

0,64380

1

0,62223

0,67730

0,59369

Кол-во предприятий на 10 тыс. чел.

0,59176

0,62223

1

0,66474

0,68991

Потребительские расходы на душу населения

0,94073

0,67730

0,66474

1

0,93106

Объем платных услуг населению

0,79617

0,59369

0,68991

0,93106

1

 

В таблице представлены показатели корреляции за последние семь лет. Так, мы наблюдаем сильную взаимосвязь между данными. Это говорит о том, что общая ситуация в экономике так или иначе зависит от каждого показателя, каким бы малозначительным он ни был. Так и сами институты влияют друг на друга, изменяясь сами.

Таблица 2 - Корреляция экономических и социальных показателей.

 

Уровень безработицы

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций

Численность населения с денежными доходами ниже МРОТ

Потребность в работниках

Оборот розничной торговли на душу населения

-0,53938

0,72934

-0,72458

0,61281

Уровень бюджетной обеспеченности

-0,32565

0,54811

-0,45341

0,70381

Кол-во предприятий на 10 тыс. чел.

-0,40146

0,43368

-0,39185

0,48327

Потребительские расходы на душу населения

-0,49073

0,85833

-0,6763

0,61312

Объем платных услуг населению

-0,45319

0,85069

-0,57479

0,58035

 

В вышеизложенной таблице представлены данные по следующему признаку, - несмотря на то, что они все из них относятся к социально-экономическим показателям, столбцы, как мы считаем, относятся больше к описание социальной составляющей общества, будучи несомненно важным и в экономической сфере. В строках же подобраны те данные, что в большей степени описывают экономический фактор, нежели описывают жизнь граждан. Таким образом, мы наблюдаем ту же ситуацию за последние семь лет - сильная корреляция показателей между собой.

Однако не всегда подобная корреляция имеет место быть. Подобная зависимость лишь подтверждает тот факт, что в среднем институты нашей страны инклюзивны и работают в нужном для общества направлении. Картина, представленная в таблицах выше, лишь доказывает взаимосвязь между институтами регионов. Можно вспомнить пример СССР, который, несмотря на потери людей и ресурсов во время войны, возобновил свой рост. Выдающаяся экономический рост страны сделал ее примером подражания во всем мире при том, что принцип СССР строился на экстрактивности. Данный феномен заключался в том, что Советский Союз возник с большим и неэффективным сельскохозяйственным сектором и небольшим промышленным. Стратегия роста заключалась в перемещении рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность. Этот процесс требовал больших капиталовложений в промышленный сектор, финансирование которого заключалось в выкачивании ресурсов из сельскохозяйственного сектора.

Другим примером, противоречащим теории инклюзивности, является Китай. В период с 1960 по 2000 годы страна обладала одними из самых высоких темпов роста. На протяжении этого времени в стране существовали экстрактивные институты и лишь к концу этого периода они начали склоняться в сторону инклюзивности. В данном случае это более сложная ситуация, чем пример с Советским Союзом. Если в обеих странах экстрактивные экономические и политические институты добивались высочайших темпов экономического роста за счет добывающей отрасли, то СССР в этом плане изжила свой потенциал и его экономика стала меркнуть на глазах. Китай же в своем развитии выбрал другой путь - экономическая инклюзивность и политическая экстрактивность. Выбор такой позиции смог уберечь страну от участи СССР, однако, нельзя однозначно сказать, приведет ли он Китай к таким же темпам роста через 20-30 лет. Дарон Аджемоглу и Джеймс А. Робинсон в своем научном труде высказали предположение о том, что Китай "спасло" решение отказаться от полной экстрактивности в пользу частичной инклюзивности [9]. Однако вместе им тяжело будет "ужиться", что делает эту страну своеобразным исключением из правил, результат которого мы узнаем лишь спустя время.

Таким образом, дифференциация стран и их регионов заключается в их институтах, а именно в степени их инклюзивности. Регион с экстрактивными институтами, будь они политическими или экономическими, склонен к бедности, в то время как регионы с инклюзивными институтами, как правило, богаты. Так, устойчивый экономический рост присущ тем регионам, в которых происходит переход от экстрактивных институтов к инклюзивным. Инклюзивные политические институты, в свою очередь, порождают инклюзивные экономические институты, которые способствуют росту региона во всех трех аспектах: социальном, экономическом и политическом.

Списокиспользуемыхисточников:

1. Governance and Social Development Resource Centre (GSDRC) / Sam Hickey: Inclusive institutions. URL: https://gsdrc.org/professional-dev/inclusive-institutions/ (Дата обращения 11.11.2023).

2. Measuring and Monitoring Inclusive Growth: Multiple Definitions, Open Questions, and Some Constructive Proposals / Stephan Klasen // Asian Development Bank - No. 12 // June 2010. URL: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/28492/adb-wp12-measuring-inclusive-growth.pdf (Дата обращения 11.11.2023).

3. Ianchovichina E., Gable S. / Inclusive growth analytics: framework and application // January 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/46444185_Inclusive_growth_analytics_framework_and_application (Дата обращения 11.11.2023).

4. Ministry of Economy and Finance of South Korea [Электронный ресурс]. / Режим доступа: http://english.moef.go.kr/popup/20190722_policyFocus/popup.html. (Дата обращения: 11.11.2023).

5. Evans, W., Ferguson, C. / Governance, institutions, growth and poverty reduction: a literature review // UK Department for International Development (DFID) // London, 2013 //URL: https://www.gov.uk/research-for-development-outputs/governance-institutions-growth-and-poverty-reduction-a-literature-review (Дата обращения 11.11.2023).

6. Мансур Олсон / "Большие купюры, оставленные на тротуаре: почему некоторые страны богаты, а другие бедны" // Журнал "Экономические перспективы", весна 1996 г.

7. Официальный портал Мэра и Правительства Москвы / Новости: Количество выданных за год патентов на изобретение уникальных технологий увеличилось впервые за 5 лет. URL: https://www.mos.ru/news/item/120205073/ (Дата обращения: 11.11.2023).

8. Сайт Forbes / "Полигон для инноваций: как Москва тестирует новые технологии". URL: https://www.forbes.ru/spetsproekt/476069-poligon-dla-innovacij-kak-moskva-testiruet-novye-tehnologii (Дата обращения: 11.11.2023).

9. "Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты" / Дарон Аджемоглу, Джеймс А. Робинсон. Изд.: АСТ, 2020. ISBN: 978-5-17-122424-0. - Текст: электронный. - URL: https://www.labirint.ru/books/772412/ (Дата обращения 11.11.2023). - Режим доступа: по подписке.


Реклама