| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Риски эмиссии и обращения цифрового рубляУДК 338 Докладчики: Еремина Арина Дмитриевна (3 курс), Камалетдинова Алия Ильясовна (5 курс), Коптев Лазарь Алексеевич (4 курс), Лутошкина Яна Игоревна (3 курс), Плохих Елизавета Дмитриевна (5 курс), Широва Татьяна Сергеевна (3 курс) Научный руководитель: Романова Анна Валерьевна, доцент кафедры финансов и кредита УлГУ, руководитель Молодежной школы финансового просвещения УлГУ Ульяновский государственный университет Аннотация. Актуальность темы заключается в необходимости оценки рисков для всех участников при эмиссии и обращении цифрового рубля. С учетом недавнего законодательного закрепления платформы цифрового рубля, вопрос о регулировании общественных отношений, связанных с введением этой системы, является одним из самых обсуждаемых. Так как в настоящий момент система апробируется, в неё вовлечены не все участники системы расчетов и платежей, считаем необходимым и своевременным проанализировать возможные риски для обеспечения безопасности как самих процессов эмиссии и обращения цифрового рубля, так и для банковской системы, в целом. Ключевые слова: цифровой рубль, эмиссия, обращения, риски, регулирование. На сегодняшний день цифровой рубль - это еще одна форма безналичного рубля, которая была создана для упрощения многих процессов, непосредственно связанных с минимизацией временных задержек банковских операций, уменьшением затрат на переводы, платежи и т.д. Цифровой рубль также является средством платежа, которое позволяет в рамках платформы созданной Банком России, пользоваться и распоряжаться этой валютой между участниками данной системы для осуществления разных банковских операций. Однако внедрение цифрового рубля кроме отмеченных финансовых и временных преимуществ несет риски для всех субъектов, участвующих в организации и обращении нового вида безналичных денег. После изучения данной темы мы выделили некоторые из них: 1. Риск потери независимости Банка России и объединение/смещение с первого уровня банковской системы При значительной роли Центрального банка в процессе реализации проекта цифрового рубля на территории Российской Федерации выявляются проблемы, связанные с односторонностью отношений между ЦБ и пользователями цифровых рублей в тех случаях, когда оператор (Банк России) платформы цифрового рубля вправе в одностороннем порядке вносить изменения в договор счета цифрового рубля с уведомлением об этом пользователя платформы. Требует внимания и факт заключения договора цифрового счета с физическими лицами, что может противоречить Федеральному закону от 10.07.2002 ? 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ч. 1 ст. 49), где Банк России не имеет права взаимодействовать с физическими лицами, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей и пятой статьи 46 и статьей 48. Цифровой рубль создает потенциальную внутреннюю проблему бегства клиентов к более надежному способу платежа, что дестабилизирует ту самую двухуровневую банковскую систему, которую центральные банки призваны защищать. Потенциальные системные эффекты от централизованных валют центральных банков могут нанести ущерб банковской системе и экономике страны в целом. В таком случае модель, представленная частными (децентрализованными) цифровыми валютами с мелким зазором между наличными деньгами, их эквивалентами и высококачественными активами внутри банковской системы, не приводит к созданию новых денег и защищают и сохраняет двухуровневую банковскую систему. Договор счета цифрового рубля заключается между оператором и пользователем с обязательством для последнего выплачивать оператору вознаграждение в соответствии с правилами платформы цифрового рубля (п. 2.1 договора). В случае списания средств со счета пользователя по договору (п. 6.4 договора) Банк России не будет нести ответственность за это, вне зависимости от ситуации, при которой пользователь допустил неправомерный доступ посторонних лиц к управлению счетом. Кто будет осуществлять контроль обращением цифрового рубля на платформе Банка России? Регулятор будет контролировать сам себя? Какие меры могут быть применены в случае нарушения Федеральных законов? Взаимодействие на этой почве с Федеральной службой по финансовому мониторингу и другими органами исполнительной власти подрывают независимость мегарегулятора; 2. Риск уязвимости конфиденциальной информации и возможная потеря средств пользователя К вышесказанному можно добавить и неудобную для пользователя уязвимость, при которой авторизация в приложении происходит с помощью номера мобильного телефона. Поэтому в случае его утраты или изменения необходимо оперативно поставить в известность об этом банк-партнер. В такой ситуации пользователь может столкнутся с проблемой, при которой он не сможет получить вовремя информацию о списании средств, и не сможет вовремя обратится в банк без своего телефона. Законодательством предусмотрена и возможность списания средств с цифрового счета при наличии задолженности. При этом не определена ответственность за списание или замораживание ошибочно удержанных сумм; 3. Повышенные операционные риски и снижение доходности для банков Коммерческие банки, выступая обязательным посредником при обращении цифрового рубля, сталкиваются с увеличением бездоходных операций, повышением объемов информации, подпадающих под банковскую тайну, а также повышением расходов на обновление и разработку приложений для обслуживания операций с цифровыми рублями. Надо сказать, что цифровой рубль является лишь средством платежа, и не обладает накопительной функцией в виде создания вкладов в нём, но даже в таком случае он может помешать развитию и укреплению банковской системы "предоставляя более выгодную возможность своим клиентам для проведения расчетных операций в ущерб доходам коммерческих банков" [1]. По мнению экспертов, цифровой рубль, может занять нишу на рынке внутренних розничных платежей, частично отобрав долю у расчетов банковскими картами. На горизонте 3-5 лет после успешного пилотирования и полномасштабного внедрения цифрового рубля банки могут терять до 50 млрд рублей в год в виде комиссии за обслуживание платежей (эквайринга) и расходов на привлечение пассивов, следует из предварительной экспертной оценки "Яков и партнеры"[3].Такая возможная потеря дохода для банков особенно сильно ударит сейчас, когда несмотря на санкционное давление, по итогам 2022 года банковский сектор получил небольшую прибыль - 203 млрд рублей (рентабельность капитала - 1,8%), что существенно ниже прибыли, заработанной банками в 2021 году, - 2,4 трлн рублей (рентабельность капитала - 21%). Закончить год с прибылью смогли свыше 270 банков, их доля в активах сектора снизилась до 77%[2]. Таким образом, Банк России может вступить в конкуренцию с коммерческими банками при использовании на рынке цифрового рубля, что уменьшит доход частных банков и будет противоречить статье 3 Федерального закона от 10.07.2002 ? 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", в которой цель Банка России, это развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, а не конкуренция за доход с операций или за клиентов на рынке эквайринга. Проанализировав опыт внедрения цифровой валюты в КНР, можно сделать некоторые выводы в отношении взаимодействия китайских платежных систем и цифрового юаня. В конце финального тестирования цифрового юаня в КНР в декабре 2021 году журнал Bloomberg [5] прогнозировал, что новая валюта может существенно угрожать китайским банкам и платежным системам Alipay и WeChat Pay. Прогнозировалось, что у цифрового юаня есть возможность расширить применение электронного юаня за пределы денежной базы до денежных агрегатов М1 и М2, уменьшив роль банков в экономике. Электронный юань также может отобрать значительную долю рынка у частных платежных гигантов, говорилось в статье. Авторами статьи был создан сценарий, при котором с 2020 года до 2030 года доля цифрового юаня может составлять 15% в 2025 году и до 30% от всех платежей в 2030 году. Cценарий Bloomberg и iResearch в отношении электронного юаня в цифровых платежах Китая
По итогу, согласно данным [4] за май 2023 года о денежной массе КНР, цифровой юань представлял собой всего 0,13% денег в обращении и резервов центрального банка по состоянию на декабрь 2022 года и всего 0,005% агрегата M2. С учетом данных можно сказать, что цифровой юань не сможет значительно повлиять на конкуренцию между эмитентом и коммерческими банками в силу своей нераспространённости, таким образом, не мешая частному банковскому сектору развиваться. Однако в случае, если цифровой рубль в экономике РФ будет играть большую роль несравнимую с ролью цифрового юаня в КНР, то в таком случае конкуренция коммерческих банков, платежных систем с цифровым рублем может быть более явной и тяжелой для банковского сектора. Отсутствие комиссии за эквайринг же может привести к нечестной конкуренции; 4. Риск появления новых мошеннических схем С одной стороны, этот цифровой рубль может находится только в рамках своей платформы, где установлены строгие ограничения, благодаря которым можно приостановить доступ к платформе и задержать на ней эти средства (глава 4 Положения Банка России от 03.08.2023 ? 820-П"О платформе цифрового рубля", п. 4.6 - 4.16), с другой же стороны это не отменяет возможности пользоваться ею правонарушителями, незаконная деятельность которых ещё не была определена правоохранительными органами, как преступная. При этом использование цифрового рубля действительно является рискованным для преступников, отмывающих свои незаконные доходы через платформу ЦБ, по сравнению с наличной валютой, поскольку вся платформа цифрового рубля прозрачна для контроля со стороны эмитента в лице Банка России. В целом, операции с цифровым рублем можно провести в целях легализации незаконно полученных доходов при всех преимуществах данной платформы, но с учетом аналогов среди других способов платежей, такая возможность для правонарушителя использовать платформу цифрового рубля несет за собой риски потерять свои средства и дать себя обнаружить. Другим аспектом является повышение рисков финансового мошенничества с помощью социальной инженерии. При этом в группу риска попадает самое активное население, так как, по оценке регулятора, самым уязвимым для обмана является работающий мужчина со средним уровнем дохода и средним образованием в возрасте от 25 до 44 лет. проживающий в городе и активно пользуется банковскими онлайн-сервисами. При этом основными каналами называются телефон и смм-мошенничество [6]. В этой связи существенным риском введения цифрового рубля можно назвать и низкий уровень финансовой просвещенности населения (по данным платформы Moscow Digital School [7]). Всё новое, даже положительное, всегда вызывает страх, а если речь идёт о повышении контроля и некотором "расставании с ликвидностью", то опасения населения множатся. В кейнсианской теории предпочтения ликвидности возможность привлечения кредитных ресурсов регулируется уровнем ссудного процента. Для повышения привлекательности цифрового рубля необходим "пряник" в форме кэшбека, скидок или других программ лояльности. К цифровизации экономики население готово, но неизвестность, которая пока окутывает обращение новой формы денег, не способствует повышению доверия. В отношении последнего - прозрачный и ясный механизм снизит заявленный риск, финансовое просвещение позволит донести информацию понятным языком до всех групп населения, а также организаций. Исходя из всего вышесказанного, экспериментальный период ввода в оборот цифрового рубля уже позволяет выявить узкие места процесса, учесть обозначенные риски с целью создания безопасной и удобной среды денежного обращения, а также разработать эффективные механизмы контроля и регулирования обращения цифрового рубля. Список литературы:
Реклама
|
![]()
|
|