Итоги конференции О конференции Мозгобойня "CBDC" Дискуссия о цифровом рубле Экономика в лицах Рейтинг ВУЗов Календарь мероприятий Архив мероприятий
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

Способы финансирования дефицита федерального бюджета России в условиях внешних санкций

УДК 336.1

Докладчик: Серков Данила Сергеевич (3 курс)

Научный руководитель: Соломатина Тамара Борисовна, к.э.н., доцент кафедры финансов и банковского дела

Российский новый университет (РосНОУ), г. Москва

Аннотация. В данной статье рассматриваются последствия влияния антироссийских санкций на федеральный бюджет России. Приведены и проанализированы основные показатели федерального бюджета за 2022-2023 годы. По итогам анализа полученных данных были перечислены основные способы покрытия дефицита федерального бюджета, а также предложены иные методы, с помощью которых можно покрыть возрастающие расходы России.

Ключевые слова: антироссийские санкции, бюджетный дефицит, Министерство финансов РФ, федеральный бюджет, Фонд национального благосостояния.

С 2014 года Россия подвергается санкционному давлению со стороны западных стран и их партнеров. Санкции в отношении России затронули многие сферы и отрасли российской экономики, а именно пострадали банковская, нефтегазовая отрасли, а также тяжелая и легкая промышленности и другие сферы общественной жизни. В связи с этим российская экономика была вынуждена перестраиваться под новые обстоятельства и "вызовы современности". Вынужден был скорректироваться и федеральный бюджет РФ как с позиции доходов, так и расходов. В рамках данного исследования мы будем рассматривать и анализировать федеральный бюджет и санкции, повлиявшие на него. В настоящее время российский федеральный бюджет составляется в цифровом формате [1, с.128].

На данный момент против Российской Федерации введено 11 пакетов санкций Европейского Союза (далее - Евросоюз), а также ограничения и санкции со стороны других государств. Стоит отметить, что наибольшая санкционная инициатива и вызванный, вследствие введения ограничений, ущерб исходят от стран Евросоюза, Соединенных Штатов Америки (далее - США) и Великобритании, как от основных международных финансовых центров. Введенные антироссийские санкции, прямо или косвенно повлиявшие на федеральный бюджет можно разделить на две группы:

1)    Санкции в отношении государственных активов, государственного долга, государственных органов и инвестиций в российскую экономику;

2)    Экспортные и импортные ограничения.

В Таблицах 1-2 будут рассмотрены санкции, введенные против российской экономики, начиная с 2022 года, которые в определенной мере повлияли на формирование и исполнение федерального бюджета России [7].

Таблица 1

Санкции в отношении государственных активов, государственного долга, государственных органов и инвестиций в российскую экономику

Дата

Страна, группа стран

Содержание

Последствия для федерального бюджета

22.02.2022

США

Запрет на сделки на первичном и вторичном рынках с рублевыми облигациями федерального займа (далее - ОФЗ) и валютными суверенными евробондами, выпущенными после 1 марта 2022 года, для американских финансовых институтов.

Сокращает долгосрочные источники финансирования государственного долга

25.02.2022

Евросоюз

Запрет листинга акций российских государственных компаний, в которых доля государственного владения более 50%, на фондовых европейских биржах.

Оказывает косвенное влияние на бюджет путем сокращения долгосрочных источников финансирования государственных компаний

10.03.2022

 

Украина

Принятие закона о принудительном изъятии российской собственности в стране.

Оказывают косвенное влияние путем сокращения активов российских государственных и частных предприятий

06.04.2022

 

США

Запрет на все инвестиции в российскую экономику (акции, облигации) для американских граждан и юридических лиц.

Оказывает косвенное влияние на бюджет путем сокращения источников финансирования российских компаний

С 28.02.2022

США,

Великобритания, Южная Корея, Евросоюз, Канада, Норвегия и др.

Санкции в отношении Российского фонда прямых инвестиций, запрет на какие-либо транзакции.

Оказывает косвенное влияние на бюджет путем сокращения источников финансирования российских компаний

С 23.02.2022

Германия, США.

Со стороны Германии: прекращение сертификации "Северного потока - 2".

Со стороны США: санкции в отношении оператора газопровода.

В итоге: полное прекращение работы газопровода "Северный поток - 2".

Оказывает влияние на сокращение нефтегазовых доходов бюджета

С 11.03.2022

США, Евросоюз, Великобритания, Норвегия, Швейцария и др.

Запрет на новые инвестиции в любой из секторов российской экономики. В особенности против энергетической сферы российской экономики

Оказывает косвенное влияние на бюджет путем сокращения источников финансирования российских компаний

С 22.02.2022

США, Евросоюз, Австралия и др.

Санкции в отношении Российского фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) и Министерства финансов РФ

Оказывает влияние на сокращение государственных резервов

С 22.02.2022

Евросоюз, США, Канада, Япония, Норвегия, Великобритания, Швейцария и др.

Запрет на все операции с суверенным долгом России. (Заморозка активов и запрет на операции с Центральным Банком России и иными государственными фондами).

Затрудняет управление суверенным долгом России

С 28.02.2022

Евросоюз, США, Швейцария, Лихтенштейн, Норвегия, Украина.

Исключение любой финансовой поддержки российских государственных органов.

Оказывает косвенное влияние на бюджет путем сокращения долгосрочных источников финансирования российских государственных органов

 

Таблица 2

Экспортные и импортные ограничения

Дата

Страна, группа стран

Содержание

Последствия для федерального бюджета

С 08.03.2022

США, Евросоюз, Великобритания, Австралия и др.

Запрет импорта нефти, газа и угля, а также энергоносителей

Недополученные нефтегазовые доходы бюджета.

С 16.03.2022

Евросоюз, Великобритания, Швейцария, Норвегия, США и др.

Запрет на импорт из России железа и стали, а также золота и других драгоценных металлов.

Недополученные доходы бюджета от экспорта железа и стали, а также золота и других драгоценных металлов.

С 05.12.2022

Страны-участники G7, Австралия, Евросоюз и др.

Введение верхнего предела цен на сырую нефть, нефтепродукты в размере 60 долларов США за баррель. С 20.01.2023 было введено два потолка цен на российскую нефть в зависимости от их категории (дизельное топливо, которое торгуется с дисконтом, и мазут, который торгуется с премией к сырой нефти).

Недополученные нефтегазовые доходы бюджета.

 

Таким образом, российская экономика оказалась в тяжелейшей ситуации: сократились долгосрочные источники финансирования со стороны Евросоюза, США и других западных стран, сократились государственные резервы, хранящиеся в ФНБ, затруднился экспорт нефти, нефтепродуктов и других полезных ископаемых, что сказалось на снижении налогов на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), в том числе на нефть, относительно планов. И это лишь некоторые последствия влияния санкционной политики в отношении России, которые сложно было учесть, так как в федеральном законе о федеральном бюджете на 2022 год не учитывались обстоятельства, сложившиеся после февраля 2022 года [4, с.584-593]. Более подробно рассмотрим основные параметры федерального бюджета, сравнив Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" от 06.12.2021 N 390-ФЗ и исполнение федерального бюджета за 2022 год [8].

В 2022 году федеральный бюджет был закрыт с большим дефицитом, который составил почти 3,3 триллиона рублей, что более чем на 4,5 триллиона отличается от прогноза Министерства финансов по бюджету в 2022. Все это произошло за счет роста расходов бюджета, основные расходные статьи: социальная политика, национальная оборона, национальная экономика и национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Говоря о доходах федерального бюджета, можно сказать о росте нефтегазовых доходов РФ в 2022 году, которое произошло в основном за счет роста НДПИ на природный газ и вывозных таможенных пошлин на природный газ. Высокие цены на природный газ в 2022 году привели к сверхдоходам газодобывающих компаний России. Таким образом, бюджет пополнился на 3,5 триллиона рублей. В ненефтегазовых доходах по сравнению с планом увеличился объем налога на добавленную стоимость (далее - НДС), в особенности НДС на внутреннем рынке. НДПИ, НДС, таможенные сборы и пошлины имеют наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета.

Не менее важными факторами бюджетной политики являются следующие показатели:

1)    Объем ФНБ. На 01.01.2022 объем резервов в ФНБ составлял 13 565 347,2 миллиона рублей. За год объем резервов сократился на более, чем 3 триллиона рублей (-23,08%), и составил 10 434 580,8 миллиона рублей. Согласно отчету о результатах размещения средств Фонда Национального Благосостояния, опубликованному 18.01.2023 Министерством финансов, около 2,4 триллиона рублей было потрачено на покрытие бюджетного дефицита и 1.1 триллиона рублей были выделены на финансирование пострадавших от санкций компаний (например, РЖД, Аэрофлот и др.);

2)    Объем государственного долга РФ. На 01.01.2022 года объем государственного долга составил 20 921 863,1 миллиона рублей. За год объем государственного долга РФ вырос почти на 1,9 триллиона рублей и стал равен 22 819 514,6 миллионам рублей. Внешний государственный долг уменьшился до 4 038 553,4 миллионов рублей вследствие оттока западных инвесторов с российского долгосрочного рынка гособлигаций. Доля внешнего долга в объеме всего государственного долга сократилась с 21,2% до 17,7%. В свою очередь доля внутреннего государственного долга выросла до 82,3% и составила 18 780 961,2 миллиона рублей. Основной рост внутреннего долга произошел за счет увеличения государственных долговых обязательств, выраженными в государственных ценных бумагах. Исходя из данных Центрального Банка РФ, опубликованным в "Обзоре рисков финансовых рынков" [5], основными держателями российских гособлигаций стали физические лица, крупнейшие коммерческие банки, а также некоммерческие финансовые организации (далее - НФО) в рамках доверительного управления;

3)    Соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов в структуре федерального бюджета. На рисунке 1 можно рассмотреть динамику структуры бюджета с 2018 по 2022. Большой объем нефтегазовых доходов обусловлен высокими ценами на нефть, которые были обусловлены сокращениями добычи со стороны ОПЕК и ОПЕК+, что спровоцировало рост цены за баррель нефти. Согласно плану федерального бюджета на 2023 год в Министерстве финансов ожидают сокращение нефтегазовых доходов до 8,94 триллионов рублей.

Выводы по исполнению федерального бюджета за 2022 год:

1)    Несмотря на заимствования из средств ФНБ со стороны Министерства финансов РФ, бюджетный дефицит оказался больше, чем ожидалось раннее (согласно плану, ожидался профицит);

2)    Рост нефтегазовых доходов в объеме доходов федерального бюджета в 2022 году вырос, благодаря высоким ценам на газ и нефть, а также экономической нестабильности в мире в энергетической и продовольственной сферах;

3)    Снизилось количество иностранных инвесторов на долгосрочном рынке российских гособлигаций, их место заняли российские системно значимые коммерческие банки, НФО, а также физические и юридические лица.

Теперь рассмотрим Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" [9], в котором проанализируем основные показатели федерального бюджета, частично сравнив с отчетами по его исполнению за 2023 год. Более подробно рассмотрим основные показатели федерального бюджета на 2023 год. В своем отчете Министерство финансов РФ прогнозирует постепенный рост доходов за счет роста ненефтегазовых доходов при сокращении нефтегазовых поступлений в бюджет, что входит в рамки умеренно-консервативных оценок на средне- и долгосрочном горизонте. Сокращение нефтегазовых доходов связано с импортными и экспортными ограничениями, наложенными на Россию, с непредсказуемостью на мировом энергетическом рынке, а также с политикой государства по снижению нефтегазовых доходов [2, с. 57-61].

В ближайшие несколько лет Министерство финансов рассматривает два основных источника финансирования федерального бюджета:

1)    Средства ФНБ. По прогнозам они будут направляться на реализацию инфраструктурных проектов, а использование средств будет сведено к минимуму. Министерство финансов РФ планирует минимизировать использование средств ФНБ за счет роста внутренних государственных заимствований. На данный момент эти средства используются для покрытия бюджетного дефицита, то есть обеспечивают сбалансированность федерального бюджета. По прогнозам планируется отказ от использования средств ФНБ таким образом, о чем свидетельствуют статистические данные, а также публичные заявления министра финансов - Антона Силуанова;

2)    Государственные заимствования РФ. Как видно в Таблице 4, объем государственного долга будет расти с каждым годом на примерно 1-2 триллиона рублей в год. В основном будет расти доля внутреннего государственного долга за счет выпуска гособлигаций в национальной валюте, рост внешнего государственного долга также будет расти, но более медленными темпами. Основная проблема данного источника дохода заключается в росте именно внутреннего долга, что приводит к повышению зависимости федерального бюджета от внутренних макроэкономических факторов.

Тем временем расходы федерального бюджета по плану будут оставаться на уровне 29 триллионов рублей. Наблюдается рост расходов по обслуживанию государственного (муниципального) долга с 1519,3 млрд. руб. в 2023 году до 1878,3 млрд. руб. в 2025 году (прирост составит 23,6%) в связи с планами Правительства РФ по увеличению внутренних и внешних заимствований, также прогнозируется рост расходов по межбюджетным трансфертам общего характера с 1252 млрд. руб. в 2023 году до 2401,4 млрд. руб. уже в 2024 году. По остальным разделам расходов федерального бюджета наблюдается сокращение вкладываемых средств.

В "Предварительной оценке исполнения федерального бюджета за январь-август 2023 года" [6], которую Министерство финансов РФ опубликовало 08.09.2023, бюджетный дефицит оценивается на уровне 2 653 млрд. руб. Согласно отчету, наблюдается устойчиво положительная динамика ненефтегазовых доходов, а динамика расходов сохраняется на нормальном уровне, несмотря на ускоренное финансирование отдельных расходов в январе-феврале 2023 года. Таким образом, бюджетный дефицит вероятнее всего превысит уровень прогноза, но останется на стабильном и устойчивом уровне, что поможет Правительству РФ формировать федеральный бюджет, уменьшая бюджетный дефицит в последующие годы.

Правительство РФ на заседании 22.09.23 одобрило "законопроект о федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов". Согласно данному проекту, ожидается рост доходов бюджета в 2024 году до 35 трлн. руб., что примерно на 8 трлн. руб. больше прогноза Министерства финансов в прошлом году. Прогнозируется рост именно ненефтегазовых доходов в 2024 году и их сокращение уже в 2025 году на 1,5 трлн. руб., что может говорить о возможности дополнительных единоразовых налоговых поступлений, не связанных с добычей нефти и газа. Расходы ожидаются на уровне 36,6 трлн. руб. в 2024 и 34,4 трлн. руб. в 2025 году. Также стоит отметить прогноз о росте расходов на оборонный бюджет, который будет в два раза больше, чем его среднее значение за последние 5 лет. Таким образом, бюджетный дефицит по прогнозам составит 1,6 трлн. руб. в 2024 году (2,2 трлн. руб. по прогнозу) и 0,9 трлн. руб. в 2025 (1,3 трлн. руб. по прогнозу).

Остается открытым вопрос об источниках покрытия возрастающих расходов федерального бюджета [3, с.167-170].

Рассмотрим, какие действия может предпринять Правительство России в лице Министерства финансов, а также выдвинем свои предложения по покрытию дефицита федерального бюджета.

Действия Министерства финансов РФ:

1)    Заимствования на внутреннем рынке путем выпуска гособлигаций в национальной валюте;

2)    Использование средств ФНБ.

3)    Единоразовые налоговые поступления.

Кроме того, предлагаем дополнительные варианты покрытия бюджетного дефицита:

1)    Увеличение объема выпускаемых долговых ценных бумаг с более выверенными параметрами выпуска ОФЗ. Данная мера позволит увеличить приток отечественных инвесторов, повысить доверие к государственным долговым бумагам, а также увеличить их ликвидность. В отношении данной меры можно сказать о вероятности повышения доверия со стороны не только отечественных инвесторов, но и со стороны иностранных институциональных и частных инвесторов;

2)    Введение ОФЗ с плавающим купонным доходом, привязанные к ставке рефинансирования. Для финансирования необходимых национальных проектов, а также отраслей экономики, Министерству финансов РФ необходимо привлекать денежные средства населения, которые вследствие повышения ключевой ставки в 2023 году, избегают гособлигаций в связи с низкой купонной доходностью. Данная мера позволит сделать инвестиции в гособлигации более привлекательными для частных и институциональных инвесторов в РФ, а также привлечь необходимые объемы денежных средств для финансирования федерального бюджета;

3)    Диверсификация экспорта нефти и нефтепродуктов за счет освоения новых рынков (каналов) продажи нефтегазовых ресурсов, а также рассмотрение возможности развития ненефтегазовых сфер в азиатские и африканские страны. На данный момент, основными покупателями российской нефти и нефтепродуктов являются Китай и Индия, что делает Россию зависимой от данных стран, приносит финансовые убытки за счет дисконта на российский сорт нефти, а также поднимает вопрос об энергетической безопасности РФ. Поиск и развитие торгового взаимодействия с иными покупателями российской нефти и нефтепродуктов поможет России сохранить свой экономический суверенитет.

4)    Наращивание и усовершенствование товаров и услуг, экспортируемых Россией. Для снижения зависимости от нефтегазовой отрасли Россия может развивать те отрасли экономики, в которых имеет высокий потенциальный рост. Например, Россия может увеличить производство и экспорт зерна и других сельскохозяйственных товаров, так как является одним из мировых лидеров в данной отрасли экономики. Также перспективными отраслями для России являются: промышленность, информационные технологии и программное обеспечение, туризм.

Список литературы

  1. Криничанского К. В., Рубцова Б. Б. Цифровизация финансовых рынков: новые компетенции: монография / кол. авторов; под ред. К.В. Криничанского, Б. Б. Рубцова. - Москва: РУСАЙНС, 2021. - 128 с.
  2. Соломатина Т. Б., Феоктистов В. К. Контроль расходования бюджетных средств как механизм обеспечения экономической безопасности региона. В сборнике: Двадцать девятые апрельские экономические чтения. материалы всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией Т. В. Ивашкевич, А. И. Ковалева, О.В. Фрик, О. Г. Конюковой. Омск, 2023. С. 57-61.
  3. Соломатина Т. Б., Цимерман М.А. Пути повышения финансовой безопасности России в условиях цифровой экономики /В сборнике: Современные тренды экономического развития. Национальные цели и приоритеты. Материалы III Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. Новосибирск, 2022. С. 167-170.
  4. Tolikova E.E., Chernyavskaya E.V., Koltyshev V.V., Gvozdev M.D., Solomatina T.B. В сборнике: Strategies and Trends in Organizational and Project Management. Сер. "Lecture Notes in Networks and Systems" Editors: Pavel V. Trifonov, Marina V. Charaeva. 2022. С. 584-593.
  5. Обзор рисков финансовых рынков [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/46388/ORFR_2023-09.pdf.
  6. Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-август 2023 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38649-predvaritelnaya_otsenka_ispolneniya_federalnogo_byudzheta_za_yanvar-avgust_2023_goda.
  7. Путеводитель по санкциям и ограничениям против Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/57750632/#friends.
  8. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов: Федеральный закон N 390-ФЗ: принят Государственной Думой 24 ноября 2021 г.: одобрен Советом Федерации 1 декабря 2021 г: послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402647/ (дата обращения: 12.09.2023). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
  9. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов: Федеральный закон N 466-ФЗ: принят Государственной Думой 24 ноября 2022 г.: одобрен Советом Федерации 30 ноября 2022 г: послед. ред. // КонсультантПлюс: сайт URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_433298/ (дата обращения: 13.09.2023). Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.

Реклама