| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Формирование системы информирования о праве на налоговые вычеты по расходам на образованиеДокладчик: Коптев Лазарь Алексеевич (4 курс) Научный руководитель: Романова Анна Валерьевна, к. э. н., доцент кафедры "Финансы и кредит" Ульяновский государственный университет Аннотация: налоговые вычеты являются полезным инструментом экономического регулирования, поскольку они облегчают налоговое бремя для гражданина, возвращая уплаченные в бюджет деньги. Однако данный инструмент имеет значительный недостаток: налогоплательщику не сообщается о праве и возможности его получения. В статье предлагается возможный механизм информирования налогоплательщиков о получении социального вычета за обучение. Ключевые слова: механизм, налоговый вычет, образование, налогоплательщик. Система налоговых вычетов в РФ работает с 2010 года и является важным звеном налоговой системы. Налоговые вычеты предоставляются в целях снижения налоговой нагрузки на социальных и экономически важных направлениях. Одним из социальных налоговых вычетов является вычет по расходам, связанных с обучением, позволяющий снимать полностью или частично налоговую нагрузку на приобретение новых знаний и навыков для населения, сэкономить денежные средства лицам, получающим образование, а также семьям, в которых дети учатся в высших учебных заведениях. Тем самым государство возвращает часть потраченных средств на обучение обратно налогоплательщику, помогая гражданам в процессе приобретения ими образования. Более 4,5 млн [1] человек вернули себе 267 млрд рублей в 2022 году в качестве налоговых вычетов по НДФЛ , тогда как за 2021 год возмещено 287 млрд рублей. Согласно данным исследования, которое проводило СберСтрахования жизни совместно с медиахолдингом Rambler&Co, "58% россиян хотя бы раз оформляли налоговый вычет, и в основном в 61% случаев - за покупку имущества. Те, кто не возвращают налоговый вычет, чаще всего не знают о такой возможности в 30% случаях или не хотят заниматься этим ввиду незначительной суммы по возврату (28%)".[2] За период 2019-2021 гг. произошло существенное снижение как количества физических лиц (на 32,3%), получивших вычеты на обучение, так и сумм полученных таких вычетов (на 24,4%). Можно было бы предположить, что снижение вызвано сокращением расходов на образование, однако по всем группам населения за рассматриваемый период расходы на образование увеличились. Расходы на образование в Ульяновской области не имеют такую же ярко выраженную тенденцию, как по стране: в 2021 г - 2,7%, в 2020 - 2,1%, 2019 - 3,1%. Одной из причин является тот факт, что рост стоимости обучения в регионе меньше такого же показателя по стране. Так, индекс потребительских цен на отдельные виды услуг образования в декабре 2022года по Ульяновской области составил 101,34%; против 104,72% в РФ [3]. Вторая причина - в росте спроса на образовательный кредит в Ульяновской области: с января по ноябрь 2022 года клиенты Сбера оформили образовательных кредитов на общую сумму более 46,9 млн рублей, что почти в 2,2 раза больше, чем за аналогичный период 2021 года, а их количество выросло более чем в 2 раза. По опросам, несмотря на значительные расходы на обучение, 41% участников опроса заявили, что вложения в образование и развитие детей не должны окупаться, это вопрос не денег, а человеческого развития. Ещё 25% ульяновцев ожидают возврата инвестиций в виде морального удовлетворения от успехов детей. 16% надеются на окупаемость в виде помощи от детей в старости, а 15% полагают, что они не окупятся [4]. Налоговые вычеты на образование носят заявительный характер, что делает такой инструмент или недоступным, в связи с отсутствием информирования или/и сложным для оформления. Предлагается создать систему информирования, которая могла бы сообщить гражданину о возможности и порядке получения налогового вычета за обучение для него или его ребенка, разработанную с учетом преимуществ и недостатков внедренных систем. Так, 2021 года начал действовать упрощенный порядок получения инвестиционного и имущественного вычетов в соответствии со ст. 221.1 НК РФ, при этом распространение на другие виды вычетов такой порядок не получил. Введенный упрощенный механизм не лишен недостатков, что не позволяет рекомендовать его для распространения на другие вычеты, в частности, на обучение. Так, при упрощенном порядке налогоплательщику нужно дождаться от налоговой службы предзаполненного заявления, внести в него сведения о своем банковском счете и выслать его обратно налоговикам. Вся процедура осуществляется через личный кабинет налогоплательщика. В связи с этим необходимо своевременно зарегистрироваться на сайте «Госуслуги» или на сайте ФНС, чтобы гарантированно воспользоваться упрощенным порядком получения налогового вычета за 2021-2022 годы и в последующие периоды. Такой механизм подходит в том случае, если вычет оформляется только по одному виду. Если налогоплательщик оформляет вычет за лечение или по ипотечным выплатам, то необходимо делать корректировку поданной ранее по форме НДФЛ-3 декларации. Как показывает опыт, скорректированные документы проверяются дольше, общий период возврата затягивается, повышаются операционные риски, связанные с ошибками заполнения и человеческим фактором. Еще одной существенной проблемой является отсутствие полной информации о количестве граждан, осуществивших расходы на приобретение (строительство) жилья в году, предшествующем отчетному, которые до отчетного года не воспользовались правом на получение имущественного налогового вычета в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации. Федеральная налоговая служба в ответ на подобный запрос Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в июне 2022 года сообщило, что не располагает запрашиваемой информацией. [5] Положительным опытом можно считать информационную поддержку предпринимателей, которых налоговые службы индивидуально информируют о праве на оформление отсрочки через личные кабинеты Механизм также позволяет вбить свой ИНН и сразу увидеть, какие меры отсрочки распространяются на компанию или индивидуального предпринимателя по страховым взносам и какие меры отсрочки распространяются на них по упрощённой системе налогообложения. Внесенные в НК РФ изменения [6] также будут способствовать внедрению индивидуального информирования физических лиц, поскольку зарегистрированные в единой системе идентификации и аутентификации налогоплательщики - физические лица приобретают возможность направить через личный кабинет на портале госуслуг уведомление о необходимости получения документов от налоговых органов в электронной форме. Система позволит повысить эффективность взаимодействия с налогоплательщиками в электронной форме, а также снизить бюджетные затраты на ежегодную рассылку налоговых уведомлений и требований об уплате задолженности заказными письмами на бумаге. Опыт предоставления образовательных кредитов позволяет определить дополнительный канал информирования. Так, значительно нарастить выдачи банк смог в том числе за счет появления новых каналов приема заявок на кредит. В 2022 году стало возможно подать заявку на получение кредита не только в отделении Сбера, но и в учебном заведении. А на сайте банка появилась возможность оставить заявку на консультацию с последующим обратным звонком специалиста банка. [7] Таким образом, для повышения информированности о праве на налоговые вычеты можно привлечь институциональную среду учебных заведений. Механизм может работать следующим образом: - при заключении договора об обучении в электронной среде добавляется окно с информированием о праве на налоговый вычет, при выборе позиций в котором система сообщает о наличии/отсутствии права на вычет, а также рекомендует зарегистрироваться/воспользоваться личным кабинетом налогоплательщика; - при заключении договора на образовательные услуги на бумажном носителе, прикладывается памятка с информацией о налоговом вычете. Список использованных источников
Реклама
|
|
|
|