Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Деньги поехали за машинами: Банки кредитуют автодилеров для покупок за рубежом

   Банки запускают специализированные кредитные продукты для автодилеров, чтобы облегчить им закупку новых автомобилей из дружественных стран, в первую очередь Китая. Сопутствующие риски для банков - отсутствие залога на момент заключения договора и работа с иностранными юрисдикциями - нивелируются повышенными ставками. Но для автопроизводителей при этом сохраняются риски санкционного давления.
   "Открытие Авто" (блок автобизнеса банка "ФК Открытие") запускает программу финансирования дилеров "Мультибренд с авансом". В частности, им будут предоставляться возобновляемые кредитные линии на приобретение автомобилей на заводах-изготовителях в дружественных странах. Об этом "Ъ" рассказали в кредитной организации. Сейчас в тестовом режиме отрабатывается технологическая цепочка - от заявки до выдачи кредита, говорят в "Открытие Авто".
   Уже есть заявки от клиентов на несколько миллиардов рублей, уточнила начальник управления по работе с корпоративными клиентами автобизнеса "ФК Открытие" Анна Гордеева. В банке рассчитывают, что в 2024 году размер лимитов будет измеряться десятками миллиардов рублей.
   Схема выглядит так. Сначала дилер авансирует производство транспортного средства в дружественной стране в размере 20% стоимости. После того как автомобилю присвоен VIN-код, дилеру предоставляется кредит на оплату оставшейся части машины. Финансирование открывается на 18 месяцев, лимит должен быть выбран в течение 12 месяцев.
   После прохождения таможенных процедур и получения электронного паспорта транспортного средства (ЭПТС) банк направляет уведомление о его залоге в реестр и снижает процентную ставку по соответствующему траншу. Залог в пользу банка прекращается после полного погашения транша. Дилеры смогут оплачивать ежемесячно только проценты, а оплата основного долга должна начаться через полгода с даты выдачи транша либо в течение пяти календарных дней с даты реализации автомобиля третьим лицам.
   Ставки по программе для автодилеров в банке не раскрывают. Однако неизбежные риски будут закладываться в ставку по кредиту и, как следствие, в конечную цену для потребителя, уверены участники рынка. "Нет залога в моменте, производства расположены в другом государстве, законодательство все время подвержено изменениям, в том числе связанным с рестрикциями",- поясняет Анна Гордеева.
   Снизить риски для банка можно повышенной ставкой, страховкой и дополнительным комфортным обеспечением, но в первую очередь - правильным структурированием и контролем движения денежных потоков, полагает управляющий директор по корпоративному кредитованию Совкомбанка Владислав Монов. Банк ранее в этом году также запустил спецпродукт для автодилеров по финансированию выкупа автомобилей, в том числе у завода-изготовителя. Параметры и итоги программы в Совкомбанке на раскрыли.
   "В текущей ситуации необходимо больше оборотных средств для ведения бизнеса с учетом стоимости авто и ухода кэптивных банков. Это позволит увеличить число автомобилей у дилеров. Появится и возможность оплаты автомобилей для поставки, как требуют китайские импортеры",- указывает гендиректор ГК "Автодом" Андрей Ольховский.
   Ставка по таким кредитам, как правило, рассчитывается по формуле "ключевая ставка плюс спред", отмечает участник рынка. "Если спред больше 5 п. п., предложение будет интересно далеко не всем. Но в целом программа может быть полезна дилерам среднего и малого калибра, которые не могут привлечь от банков деньги дешевле",- полагает заместитель гендиректора АГ "Авилон" Ренат Тюктеев.
   Однако исключить санкционные риски такой способ финансирования не поможет, предостерегают юристы. Передача автомобиля в залог после прохождения таможенных процедур может быть расценена как попытка скрыть выгодоприобретателя и содействие обходу санкционных ограничений, отмечает соруководитель практики санкционного права и комплаенса КА Pen & Paper Кира Винокурова. Кроме того, автомобили относятся к товарам, экспорт которых в Россию контролируется западными юрисдикциями. Поэтому, по словам юриста, "правила экспортного контроля США распространяются не только на автомобили, произведенные в этой стране, но и на автомобили, произведенные в третьих странах с использованием американских технологий или запчастей".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/6253500


Реклама
Чехия

Поддержка 2-го Интернет-Чемпионата "Деньги"