Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Маркетплейсы в каждый дом: От ЦБ ждут помощи с продажей ипотеки

   Финансовые маркетплейсы сталкиваются с целым рядом проблем при попытках запустить продажу ипотечных кредитов. Участники рынка говорят как о юридических, так и об организационных вопросах, включая нежелание банков сотрудничать при реализации выгодных продуктов. В ЦБ готовы обсуждать предлагаемые маркетплейсами изменения в регулировании.
   Опрошенные "Ъ" представители финансовых маркетплейсов рассказали о проблемах с запуском реализации ипотеки через их сервисы. Хотя многие участники рынка работают уже до двух лет и распространяют другие кредитные продукты, ипотека ни у кого не представлена.
   Гендиректор АО "Открытый финансовый маркетплейс" (ОФМ) Дмитрий Гребнев подчеркивает, что ипотечная сделка - одна из самых сложных на рынке, в ней задействовано множество участников, включая банк, страховщика, оценщика, застройщика, подразделения Росреестра. "Все они должны быть в том или ином виде представлены на финансовой платформе, интегрированы с ней для возможности осуществления полностью цифровой сделки",- подчеркивает топ-менеджер. По словам управляющего директора проекта "Финуслуги" Московской биржи Игоря Алутина, все продукты, представленные на платформе, требуют полной интеграции с IT-системами банка или, например, страховой компании, чтобы у потребителя "был максимально бесшовный и короткий клиентский путь".
   Есть и юридические ограничения. "В настоящее время на платформе, с нашей точки зрения, невозможно зарегистрировать залог",- отмечает господин Гребнев. Он считает необходимым внесение изменений в профильный закон или выпуск нормативного акта Банка России, регламентирующего "регистрацию залога на платформе как сопутствующую операцию". Также Дмитрий Гребнев считает целесообразным отменить запрет перевода средств в пользу третьих лиц, так как это создает дополнительный этап перечисления средств застройщику.
   Ипотечный сегмент - один из крупнейших на рынке потребительского кредитования. По данным Frank RG, средний ежемесячный объем выдачи таких кредитов составил около 370 млрд руб., что сравнимо с выдачей кредитов наличными. Кроме того, у ипотеки самый большой в рознице средний счет. Именно поэтому она интересует маркетплейсы. Комиссия "Сравни.ру" и "Финуслуг" с каждого кредитного договора составляет 1,5-3% от суммы, "Банки.ру" - 2,5-3%, ОФМ - 4,5 тыс. руб.
   В маркетплейсах уверяют, что клиенты "также получат свою выгоду". Поиск ипотеки через посредника будет интересен тем, кому "важно видеть сразу весь набор альтернатив на рынке и экономить время", отмечает директор по развитию бизнеса ОФП "Банки.ру" Кристина Хачикян. Разница даже в доли процента для ипотечного кредита дает существенную выгоду, добавляют в ОФМ.
   Полноценная реализация этой задачи "зависит от позиции доминирующих банков, без которых адекватный продукт сделать не получится", признает заместитель гендиректора "Сравни" Алексей Грибков. Банкам сотрудничество с маркетплейсами дает возможность получить заявки от клиентов, которые в другом случае "обратились бы за ипотекой или в зарплатный банк, или же в тот, который рекомендовал застройщик", подчеркивает господин Гребнев. Однако заинтересованность лидеров рынка в сотрудничестве пока невелика. Например, Сбербанк не подключен ни к одному из маркетплейсов. В банке указывают на собственную ипотечную платформу - "Домклик", на которой проходят сделки в том числе по цифровой ипотеке.
   В Банке России смотрят на желание маркетплейсов скорее благосклонно и допускают возможность модификации профильного закона, если участники рынка видят барьеры при проведении ипотечных сделок.
   В то же время, говорит главный эксперт "Русипотеки" Сергей Гордейко, появление дополнительного посредника удорожает сделку для клиента. Господин Гордейко в целом считает излишним и даже рискованным упрощение доступа к таким сложным и дорогим продуктам: "Почему на рынке акций ЦБ вводит барьер в виде квалифицированных инвесторов, а на жилищном рынке к онлайн-сделкам готовы допустить всех покупателей и участников рынка?"

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/5680222


Реклама
Чехия

Поддержка 2-го Интернет-Чемпионата "Деньги"