Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Карта банковских знаний в Бразилии

Подготовка молодых специалистов за рубежом

Активное внедрение профессиональных стандартов в России и прочих странах обрисовывает нам контуры завтрашнего дня в сфере подготовки банковских специалистов. Уже в обозримом будущем вузы перейдут на обновленные образовательные программы, реально рассчитанные на выпуск квалифицированных кадров, обладающих стартовым запасом профессиональных знаний.

Фундамент образовательных программ нового формата составляют не бесчисленные гипотезы, которыми изобилуют нынешние учебники «Economics», но карта профессиональных знаний, построенная на профстандартах. Иными словами, на отраслевых требованиях к специалисту, которые закреплены юридически. Эту линию Агентство «ВЭП» проводит с самого момента основания в конце 1990-х гг., т.е. вот уже более 15 лет. Важно, что независимо от нас к тем же заключениям приходят эксперты в других странах мира, например в Федеративной Республике Бразилия.

Заместителем главного юрисконсульта Центробанка Бразилии, профессором права Фабиану Жанталья разработана карта знаний по предмету «Регулирование национальной финансовой системы», которая после мирового кризиса 2007–2008 гг. внедряется в крупнейших вузах страны: Университете города Бразилиа (Universidade de Brasilia), Университете штата Рио-де-Жанейро (Universidade do Estado do Rio de Janeiro), Бразилийском институте публичного права (Instituto Brasiliense de Direito Publico) и некоторых других.

Карта знаний молодого специалиста разбита на пять учебных модулей:

1. Национальная финансовая система (НФС).

2. Регулирование банковского дела: функции Совета по денежному обращению и Центробанка (не связанные с банковским надзором).

3. Регулирование банковского дела: банковский надзор.

4. Регулирование банковского дела: санирование НФС и особые режимы.

5. Валютный контроль и иностранный капитал.

Источники знаний разделяются на общеобразовательные и нормативные. Общеобразовательными служат пособие «Правовое регулирование национальной финансовой системы», изданное под редакцией проф. Ф. Жанталья, и веб-сайты Центрального банка Бразилии (www.bcb.gov.br), Национальной ассоциации юристов Центробанка Бразилии (www.apbc.org.br) и Комиссии по ценным бумагам (www.cvm.gov.br). К этим источникам студент может – а в каком-то смысле, и должен – обращаться на протяжении всего курса обучения. Умение работать с материалами официальных сайтов регулирующих органов сегодня является обязательным условием формирования молодого специалиста. Плохо, когда вместо посещения сайта Центробанка, например, студенты заходят за информацией на бесчисленные и совершенно ненадежные сайты бесплатных рефератов.

Нормативные источники распределены по модулям согласно их логической структуре, в результате чего каждый модуль разбит на несколько тем, которые охватывают ряд понятий с определениями и правовыми источниками по каждому из этих понятий.

Скажем, первый модуль включает в себя такие темы, как:

а) НФС и конституционный экономический порядок (источники: ст. 192 Федеральной Конституции 1988 г. и поправка к Конституции ?40/2003);

б) подконституционное правовое пространство, в которое включены ключевые нормативно-правовые акты, регулирующие те рынки, где действуют бразильские банки и прочие финансовые организации, – финансовый рынок (закон ?4.595/64), рынок капиталов как важный сегмент финансового рынка (законы ?? 4.728/65 и 6.385/76), рынок инструментов страхования и капитализации (декрет ?70/66), рынок услуг негосударственных пенсионных фондов (закон ?109/01);

(в) структура НФС, в которой автором выделяются законодательные органы (Национальные Советы по денежному обращению, страхованию и пенсионному обеспечению), надзорные органы (Центробанк, Комиссия по ценным бумагам, Комиссия по страхованию, Секретариат по пенсионному обеспечению), операционные финансовые институты (банки и небанковские КО) – с кратким указанием актов, на которых зиждется работа перечисленных органов, и связи последних с правительственными министерствами.

Стоит подчеркнуть, что такое структурирование материала максимально точно передает не только иерархию права, но и институциональные начала рыночной экономики, в условиях которой студента как раз и необходимо знакомить с банковским делом в первую очередь через знакомство с рынками и механизмами государственного регулирования последних. Работаешь в условиях рынка – знай рынок!

Детально правовые основы работы (цели деятельности, область компетенции и функции) означенных институтов и организаций в составе НФС рассматриваются в последующих модулях. Например, функции Центробанка, не связанные с банковским регулированием и надзором, даются в модуле 2, который имеет следующую структуру:

  • тема 1 – монопольная эмиссия денежных знаков (источники: ст. 164 Конституции, закон ?4.595/64);
  • тема 2 – банк федерального правительства (ст. 164 Конституции, закон ?101/2000);
  • тема 3 – разработка, осуществление и контроль за денежной политикой (закон ?4.595/64 и др.);
  • тема 4 – политика валютного контроля и внешнеэкономических связей (Положение о рынке валюты и иностранных капиталов [циркуляр 3.672]);
  • тема 5 – банк банков, которая разбита на две подтемы: (а) кредитор последней инстанции (ст. 192 Конституции) и (б) платежная система Бразилии (закон ?10.214/01 и резолюция ?2.882/01).

Центральный банк Бразилии всемерно способствует внедрению карты знаний в образовательный процесс, развивая ее далее. Так, в марте 2015 г. команда специалистов из Управления по экономической политике Банка подготовила перечень из 28 вопросов обучения для контроля знаний по предмету «Функции Центробанка Бразилии». Почти все вопросы снабжены ссылками на правовые источники, кроме немногих вопросов, касающихся истории Центробанка и общих принципов деятельности центральных банков в мире.

Нельзя сомневаться, что такой подход к подготовке молодых специалистов повысит профессионализм будущих банковских сотрудников, поможет им с первых дней работы строго соблюдать отраслевые требования, а также, что не менее важно, поможет быстро адаптироваться на рабочем месте и правильно понять смысл своих действий.

И, кроме того, когда же еще знакомиться со всеми этими бесчисленными законами, положениями и инструкциями, как не в вузе?! Делать это, сев за рабочий стол, во сто крат сложнее из-за нехватки времени, перегруженности памяти и обычного утомления.


Реклама
Чехия