Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

В торговых сетях обновились банки POS-кредитование растет за счет новых игроков

Кредитование на приобретение товаров в торговых сетях (POS-кредитование) показало рост существенно ниже розничного кредитования в целом. Большинство давно работающих в POS-сегменте банков сместили приоритеты в пользу более надежных видов кредитования. Однако новички в этом сегменте делают ставку на расширение с помощью торговых сетей клиентской базы.
По данным аналитического агентства Frank RG, по итогам 12 месяцев (с января 2018 года по январь 2019 года) объем выданных POS-кредитов по системе в целом составил 273 млрд руб., прибавив 8,8%. В то время как за 2018 год, по данным ЦБ, розничный портфель всех банков вырос на 22,4%. Однако ряд игроков росли в десятки раз быстрее рынка, в основном новички. Так, лидером по приросту стал Тинькофф-банк (активно развивает этот сегмент с июля 2017 года), увеличивший свой портфель в 3,5 раза - до 12,5 млрд руб. Второе место занял Кредит Европа Банк, нарастивший портфель до 15,9 млрд руб. (в 2,5 раза), третье - банк "Восточный" (объем портфеля 10,8 млрд руб., рост 77%). МТС-банк, планомерно наращивающий портфель с января 2016 года, стал четвертым по приросту - почти на 63%, до 18,4 млрд руб. Почта-банк, вышедший на рынок товаров в кредит также с начала 2016 года, прибавил более 43% - до 38,3 млрд руб., заняв пятую строчку по приросту. При этом Почта-банк по итогам января 2019 года занял второе место по объему портфеля POS-кредитов, сместив с него ОТП-банк.
Банки, стоявшие у истоков POS-кредитования, за 12 месяцев, напротив, сократили портфель.
Первое место на рынке по-прежнему занимает ХКФ-банк, однако за отчетный период его портфель снизился на 11%, до 56,6 млрд руб. У "Русского стандарта" снижение составило 5% - до 12,7 млрд руб., у "Ренессанс Кредита" - 1,45%, до 28 млрд руб. "POS-канал по-прежнему остается эффективным каналом аквизиции новых клиентов,- сообщили в ХКФ-банке.- В прошлом году мы отказались от недоходных объемов бизнеса". В "Русском стандарте" заявили, что "POS-кредитование является низкомаржинальным, и основное внимание мы уделяем качественному росту портфеля". По словам директора департамента продаж целевых кредитов "Ренессанс Кредита" Сергея Васильева, банк активно использовал возможности рынка в предыдущие периоды и демонстрировал высокую динамику роста. "Сейчас мы в первую очередь сосредоточены на качестве и доходности нашего портфеля в этом сегменте",- отметил он. По словам заместителя председателя правления ОТП-банка Александра Васильева, банк будет развиваться как в традиционных, так и новых сегментах, расширяя партнерскую сеть и наращивая объемы онлайн-кредитования.
Те же, кто на рынке сравнительно недавно, отдают POS- кредитам приоритет как мощному каналу привлечения новых клиентов.
По словам директора департамента POS-кредитования банка "Восточный" Валентина Федчина, кредитование в торговых сетях - одно из приоритетных направлений, поскольку POS-направление традиционно является основным поставщиком новых клиентов для банка. "Банк наращивал выдачи кредитов в точках продаж быстрее рынка с целью увеличения клиентской базы для последующих кросс-продаж других видов кредитов",- отмечает директор департамента потребительского кредитования в точках продаж Русфинанс-банка Александр Воронин. Тинькофф-банк развивает POS-кредитование как один из каналов привлечения клиентов в банковскую экосистему. "В 2019 году МТС-банк продолжит наращивать базу партнеров для дальнейшего роста POS-бизнеса, предлагая участникам рынка современные технологии оформления кредита",- отмечает начальник отдела POS-кредитования МТС-банка Елена Какичева. Основная причина роста - это расширение продающей базы, поясняют в Почта-банке. "Количество активных торговых точек в январе 2019 года выросло на 53% к аналогичному периоду прошлого года. Онлайн-продажи кредитов банка выросли более чем на 200%,- пояснили там.- В 2018 году банк принял решение развивать кредитование в сегменте быстровозводимого домостроения, а также в конце года стал развивать кредитование в ювелирном сегменте".
Новички готовы предложить клиентам более низкую ставку либо заходить в сети на менее выгодных условиях, на которых не готовы работать старожилы рынка. "Таким образом, стоимость привлечения клиентов у них выше, а маржа меньше,- говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов.- При этом у активно развивающихся игроков есть риск привлечь не самых качественных клиентов".
Источник: ИД КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/3909492



Реклама