Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Брокерские клиенты разошлись по банкам

Доля профучастников-кредитных организаций (КО) превысила 50% в сегменте брокерского и депозитарного обслуживания. Рост клиентской базы обеспечило привлечение клиентов, находящихся на банковском обслуживании, через цифровые каналы. Это характерно в основном для крупных кредитных организаций. При этом доля активных клиентов в банковском секторе по-прежнему остается более низкой, чем у профучастников-некредитных финансовых организаций (НФО).
Количество клиентов на брокерском обслуживании в профучастниках-КО на конец третьего квартала составило 953 тыс. лиц (по сравнению аналогичным показателем в НФО - 899 тыс. лиц), на депозитарном обслуживании - 1,39 млн лиц (в НФО - 953 тыс. лиц). Об этом сообщается в опубликованном в понедельник на сайте ЦБ "Обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг". На протяжении всех кварталов прошедшего года доля профучастников-НФО последовательно сокращалась за счет увеличения активности крупных банков в части расширения клиентской базы за счет уже находящихся на их обслуживании клиентов.
Как отмечается в обзоре, значительная часть клиентов привлекалась при помощи электронных способов взаимодействия, в частности мобильных приложений. Так, доля клиентов, привлеченных онлайн, у кредитных организаций по итогам первого полугодия 2018 года оказалась выше, чем у конкурентов-НФО, и составила 66% (против 31% у НФО). "Банковские каналы продаж самые эффективные, так как затраты на привлечение ложатся на банк с огромной сеткой. В свое время НПФ активно продавали свои услуги через банковские каналы и преуспели в этом",- указывает младший директор по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Игорь Чернов. "Второй по значимости актив, который позволяет банкам теснить брокеров,- это репутация",- рассуждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, "у большинства брокеров ее может не быть вовсе". "Банки предлагали зарабатывать на рынке домохозяйкам и обывателям, в то время как НФО формировали ореол престижности и элитарности рынка, делая упор на узкой прослойке среднего класса и обеспеченных гражданах. Сейчас это работает против них",- отмечает эксперт.
Однако и у классических брокеров есть козыри, которые в ближайшей перспективе могут выравнять изначально неравные условия ведения бизнеса по сравнению с крупными кредитными организациями. "Хорошо зарекомендовали себя возможности дистанционного открытия счетов, покупки бумаг "в один клик", предложения услуг "единого брокерского счета", когда брокер предлагает в одном счете доступ как к российским площадкам, так и к зарубежным",- отмечает господин Чернов. Главным же преимуществом брокеров-НФО, говорит он, являются возможности более индивидуального подхода к клиенту, включая тарифы. "В привлечении клиентов они могут опираться на сильную аналитическую команду, которая дает преимущество при принятии инвестиционных решений",- считает аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов.
Клиенты банков в исследуемый период остаются драйвером роста валютной секции Московской биржи. Так, доля топ-5 лидеров этого сегмента (все - кредитные организации) в общем объеме биржевых валютных операций составила 41%, доля НФО - порядка 10%. Клиенты НФО же преобладают на срочном рынке - 88% от совокупного объема операций обеспечили классические брокеры.
При этом клиентская база брокеров-банков в значительной мере является "спящей". Доля активных клиентов на брокерском обслуживании (совершивших хотя бы одну сделку) среди профучастников-НФО остается значительно более высокой (15% против 11,5%). "Статистика активности клиентов банков и НФО говорит о том, что сформировался некий клуб инвесторов, очень ограниченный по численности, который нужно расширять, нужно продемонстрировать, что брокерский счет может быть полезнее, чем банковский депозит, при сравнительно небольшом росте уровня риска",- отмечает господин Антонов.
Источник: ИД КоммерсантЪ: https://www.kommersant.ru/doc/3923645


Реклама