Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Возможности и перспективы интеграции ЕАЭС в финансовой сфере

(По материалам Е.В. Кулаковой)

Банковские системы стран ЕАЭС имеют существенные различия по структуре и объемам проводимых операций. У таких стран, как Армения и Киргизия уровень финансового посредничества (отношение активов к ВВП) значительно ниже, чем у других стран ЕАЭС. У стран ЕС это соотношение в среднем не менее 200%, а у ряда стран (Ирландия, Кипр, Исландия) – существенно больше – 300%. В нормальной экономической ситуации это очень позитивный фактор, говорящий о развитости банковской системы, ее инвестиционной привлекательности и надежности. Банки же стран – членов ЕАЭС зависят от международного капитала, так как кредитные организации в их экономиках играют несущественную роль.

Банковские системы стран ЕАЭС несопоставимы друг с другом, так как существенно различаются по масштабам, структуре и объему проводимых операций. Доминирующее положение в ЕАЭС занимают банковские системы России и Казахстана, они выделяются своей финансовой мощью среди других и тем самым выступают движущей силой интеграции банковского сектора стран ЕАЭС. Россия выступает как ядро, формирующее евразийскую интеграцию, превалируя в количественных объемах банковского сектора, а ее доля сохраняется на уровне 90% от общего числа кредитных организаций стран ЕАЭС.

Одним из условий интеграции рынка банковских услуг является гармонизированная цена на кредитные ресурсы, которая складывается благодаря конкуренции на внутренних и региональных рынках.

Между странами ЕАЭС уровень взаимодействия в банковской сфере невысокий. В отличие от ЕС, где банки стран активно работают на рынках друг друга, на территории ЕАЭС экспансию осуществляют лишь банки России и Казахстана. Показатель проникновения региональных банков (доля имеющихся у них в регионе зарубежных активов в совокупных активах региональной банковской системы) на рынки стран участниц ЕАЭС – менее 3%, в то время как в ЕС он составляет 17%. Причиной такого низкого показателя является нехватка и недостаточность у банков финансовых ресурсов для расширения их деятельности на рынках стран ЕАЭС. Экспансия банков замедляется и в связи с отсутствием правовых механизмов, поощряющих их выход на рынки друг друга, таких, например, как механизмы защиты их прямых зарубежных инвестиций от политических рисков. Таким образом, на данный момент существующая интеграция банковской сферы носит индивидуальный характер, не трансформирующийся в форму единого регионального рынка банковских услуг.

Основным барьером, препятствующим банковской интеграции ЕАЭС, является отсутствие гармонизированного законодательства в банковской сфере. Регулирование банковской деятельности осуществляется в соответствие с национальным законодательством, при этом имеется ряд различий в части полномочий надзорных органов (как правило, осуществляют центральные банки, исключение Казахстан, где регулирование и надзор осуществляют Национальный банк Республики Казахстан и Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального банка Республики Казахстан), порядка регистрации и лицензирования деятельности кредитных организаций, осуществления надзора за ними. Кроме того, существуют различия по предъявляемым требованиям к капиталу кредитных организаций. Сопоставление надзорной практики показывает наличие разных подходов к вопросам формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам.

Существенным барьером для осуществления банковской деятельности на территории ЕАЭС является отсутствие признания национальных банковских лицензий. До настоящего времени в каждой отдельной стране ЕАЭС существует собственная система лицензирования банков, которая не действует на территории других стран – участниц ЕАЭС. Для создания единого финансового пространства необходимо первоначально внедрить принцип наднациональных банковских лицензий.

Наиболее целесообразными мероприятиями в области гармонизации правовых основ в банковской сфере и создания единого рынка банковских услуг ЕАЭС можно считать следующие:

  1. Анализ и рассмотрение возможности внесения изменений в национальные требования с учетом базельских норм и международного опыта. При этом положительный зарубежный опыт стран Европейского союза в законодательном регулировании банковской сферы должен быть не перенесен путем копирования и императивной имплементации, а тщательно адаптирован к национальным особенностям стран ЕАЭС и их банковского законодательства.
  2. Унификация терминологического аппарата, включающая такие базовые понятия, как «банковское регулирование», «банковский контроль», «банковский надзор», разработка модельного понятия «кредитная организация» и определение ее статуса, определение понятия обособленного подразделения кредитной организации, понятия «денежно-кредитная политика», гармонизация перечня инструментов денежно-кредитной политики, особый характер которых закреплен в национальном законодательстве.
  3. Унификация процедуры государственной регистрации кредитной организации и выдачи ей лицензии, правовое закрепление единых требований к обязательному лицензированию банковской деятельности, вводимых стандартов лицензирования банковской деятельности, разработка общего перечня видов деятельности (услуг) кредитных организаций, подлежащих взаимному признанию в государствах – участниках ЕАЭС.
  4. Скорейшее закрепление правила признания национальных банковских лицензий государств – членов ЕАЭС на всей территории ЕАЭС, унификация вопросов, касающихся размера участия иностранного капитала. В результате банки, лицензированные в стране своего изначального нахождения, получат возможность беспрепятственно осуществлять все виды деятельности, определенные содержанием лицензий в других государствах – участниках ЕАЭС.

При этом обязанность контроля над кредитными организациями может быть делегирована надзорным органам стран, на территории которых зарегистрированы данные организации. На сегодняшний день создание филиалов иностранных банков в Российской Федерации запрещено, также законодательно не закреплена возможная доля участия иностранного капитала в банковском секторе. Аналогичная ситуация наблюдается и в Республике Беларусь, в то время как законодательство Республики Казахстан допускает такое участие в размере не более 50%.

5. Установление единого подхода в вопросе гарантирования вкладов населения и установления единой суммы возмещения на всей территории ЕАЭС с имплементацией нормы в национальные законодательства стран – участниц Союза. В странах – членах ЕАЭС нет унифицированного подхода к сумме выплат по денежным депозитам населения, например в Российской Федерации систему страхования вкладов физических лиц в банках регулирует Федеральный закон ? 177-ФЗ92, согласно которому максимальная сумма страхового обеспечения составляет 1,4 млн руб. В Республике Беларусь государством гарантируется возмещение вкладов в полном объеме, в то время как в Республике Казахстан сумма страхового возмещения составляет приблизительно 17.500 евро. Защита национальных интересов банков требует выработать единый подход к суммам страховых возмещений вкладов на всей территории ЕАЭС и имплементировать его в национальные законодательства, что позволит построить единый рынок банковских услуг. Возможно, за основу надо взять сумму возмещения, установленную в России, с ее последующим увеличением.

6. Повышение системности банковского законодательства ЕАЭС (издание наднациональных единых правил). В частности, систематизация положений национального права государств – участников ЕАЭС, регулирующих деятельность кредитных организаций, и кодификация таких положений в рамках единого правового акта, регулирующего единый порядок создания и деятельности кредитных организаций.

У ЕАЭС в планах уже есть создание наднационального регулятивного органа, но в целях повышения сотрудничества в банковской сфере необходимо на текущий момент гармонизировать банковское законодательство в каждой стране Союза.

Реализация перечисленных мер позволит расширить межгосударственное взаимодействие в банковской сфере и, учитывая тот факт, что данная сфера занимает центральное место в финансовых системах, это даст сильный толчок к развитию сотрудничества стран – участниц ЕАЭС во всех сегментах финансовой сферы. Интеграция в банковской и финансовой сфере будет способствовать укреплению экономических связей между странами, что, в свою очередь, приведет к росту экономических показателей всех стран – участниц ЕАЭС.

Источник: Кулакова Е.В. Возможности и перспективы интеграции ЕАЭС в финансовой сфере // Мир новой экономики. ?2, 2017. С. 38–45


Реклама