Тест-сектор Итоги сертификации О сертификации Сектор администрирования Архив чемпионатов
Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:



Телефоны для связи: +7 (908) 636 82 68, +7 (912) 284 18 48

28.10.2025

ЦБ в 2026 г. намерен обновить подходы к управлению рисками и капиталом в банках

ЦБ РФ разработал проект указания с обновленными требованиями к системе управления рисками и капиталом в банках, документ размещен на сайте регулятора.
Проект учитывает результаты оценки фактического воздействия регулирования внутренних процедур оценки достаточности капитала (ВПОДК), а также назревшую потребность в обновлении нормативного акта с учетом накопленной практики его применения, говорится в пояснительной записке.
ЦБ отмечает, что процедуры стресс-тестирования отдельных банков носят формальный характер, а применяемые сценарии не соответствуют ожиданиям регулятора. В связи с этим ЦБ хочет детализировать процедуры стресс-тестирования и ввести требования к проведению сценарного анализа в базовом и стрессовом сценариях, а также требования к самим сценариям. Кроме того, регулятор планирует ввести новые факторы, которые необходимо учитывать (ориентиры развития бизнеса, все значимые направления деятельности банков, события, для которых вероятна совместная реализация).
Регулятор также указывает, что надзорная практика свидетельствует о применении отдельными банками неэффективных подходов к установлению показателей риск-аппетита. В связи с этим ЦБ планирует усилить требования к риск-аппетиту и установить минимальный обязательный перечень показателей риск-аппетита для отдельных рисков. При этом риск-аппетит не может быть на уровне минимальных значений нормативов достаточности капитала с учетом надбавок. Документ фиксирует необходимость установления сигнальных значений показателей склонности к риску, расширяет примеры показателей по отдельным видам риска и закрепляет требования запускать меры предупреждения ухудшения финансового состояния при пробитии установленных риск-аппетитов.
Процедуры риск-менеджмента не всегда тесно взаимосвязаны с бизнес-планированием, границы риск-индикаторов зачастую пересматриваются формально, поэтому ЦБ хочет установить требования к пересмотру показателей риск-аппетита, их контрольных и сигнальных значений и информированию Банка России о реализации ВПОДК внутри года. Информация о нарушениях или пересмотрах риск-аппетита будет включаться в ежеквартальную управленческую отчетность по рискам и представляться в Банк России.
Документ уточняет организационные аспекты деятельности службы управления рисками (СУР) с учетом накопленного надзорного опыта и анализа международных подходов. В частности, сотрудники СУР могут участвовать в деятельности коллегиальных органов только с правом вето или совещательного голоса, а руководитель СУР может подчиняться напрямую совету директоров кредитной организации. В документе также закрепляется практика формирования банками при совете директоров комитетов по рискам и усиливаются требования к ежегодной оценке эффективности ВПОДК.
ЦБ отмечает, что требования к системе риск-менеджмента банков не учитывают актуальные международные стандарты. Документ вводит новые требования к риску вынужденной поддержки: от кредитных организаций требуется разрабатывать критерии выявления организаций, подверженных данному риску (банк - спонсор или инвестор, осуществляет кредитное финансирование участников группы и т.д.). Кроме того, ЦБ планирует ввести процедуры оценки значимости риска, а также включения организаций, в отношении которых у банков возникает данный риск, в периметр ВПОДК банковской группы.
Проект указания также вводит процедуру управления риском ликвидности в иностранной валюте. Она должна включать подходы к оценке влияния на состояние краткосрочной, текущей, долгосрочной ликвидности операций в иностранной валюте, подходы к проведению анализа состояния ликвидности в иностранной валюте с использованием возможных сценариев отрицательного развития событий для банка или банковской группы, а также предельные значения коэффициентов дефицита ликвидности в разрезе отдельных иностранных валют.
Планируемый срок вступления проекта в силу - 1 октября 2026 года.
Источник: Интерфакс: https://www.interfax.ru/business/1054889


Реклама