Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:
Зарегистрироваться

Тестирование, как метод оценки знаний

Многие относятся скептически к тестированию, как к методу оценки знаний. Мол, разве можно какими-то "сухими" вопросами достоверно определить квалификацию специалиста? Что ж, давайте поспорим...

Задумайтесь над тем, насколько сильна связь между реальными знаниями и результатами нашей деятельности. 

Ваша работа сопряжена с законодательством и иными нормативными документами? С технологиями? С бухгалтерским учетом? С финансовым анализом? А что для выполнения такой работы является самым существенным фактором, как не Ваши вполне конкретные знания в указанных областях? 

Только ЗНАНИЯ, которые Вы получаете либо путем образования, либо добровольным опытным путем, либо опытным путем "из под палки" дают Вам возможность успешно выполнять любые служебные обязанности, делают из Вас специалиста, специалиста высокой квалификации. 

Что нужно сделать для того, чтобы стать специалистом по кредитованию? Получить необходимые знания! Чем больше Вы будете ЗНАТЬ о займах, кредитах, различных видах кредитования, процентах, залогах, рисках, резервах на возможные потери, учете операций, и т.д.,тем выше Ваша квалификация, как специалиста по кредитованию. Вот и все. И нет здесь никакого простора для проявления физической силы, абстрактного мышления, связей c сильными мира сего, и даже для хваленой русской народной смекалки. У нас все смекалистые, только уровень знаний - разный.


Что такое тест? В нашем случае, это вопрос с вариантами ответов. Не замысловатая формулировка, правда?

Вот например вопрос: 

  • Что называется кредитованием?

Варианты ответов:

  1. Предоставление денежных средств
  2. Привлечение денежных средств
  3. Сбережение денежных средств

Смешной вопрос? Это он для Вас смешной, потому что Вы уже знаете, что такое кредитование. И потому для оценки Ваших знаний этот вопрос просто неуместен.

Другой вопрос:

  • Какие из указанных действий являются кредитованием?

Варианты ответов:

  1. Предоставление денежных средств под проценты
  2. Предоставление денежных средств без процентов 
  3. Предоставление денежных средств как под проценты, так и без процентов

Ну, а как Вам этот вопрос?

Большинство тех, кто непосредственно не занимается кредитованием, не знает, является ли безвоздмездное предоставление денежных средств кредитованием. А далеко ли мы ушли от первого вопроса?

Третий вопрос:

  • В каких из указанных случаев денежные средства могут быть предоставлены Кредитором безвозмездно?

Варианты ответов:

  1. Небанковской организацией по кредитному договору 
  2. Банком по кредитному договору 
  3. Банком по договору займа
  4. Во всех указанных случаях
  5. В случаях, указанных в п.п.1) и 3)
  6. Ни в одном из указанных случаев

Предложенный вопрос не самый сложный, но мы констатируем, что он вызывает затруднения с ответом даже у тех, кто непосредственно занимается кредитами.

Почему? Потому что для выбора правильного ответа необходимо знать сразу четыре (!)положения Гражданского Кодекса:

  • а) Могут ли по договору займа денежные средства быть предоставлены безвозмездно;
  • б) Могут ли по кредитному договору денежные средства быть предоставлены безвозмездно;
  • в) Кто вправе предоставлять средства по кредитному договору;
  • г) Кто вправе предоставлять средства по договору займа.

Каждый вопрос хорошо составленного теста позволяет оценивать знания тестируемого сразу по нескольким специальным требованиям. 

Если сравнивать с технологической точки зрения, то ни какое собеседование не идет в сравнение с тестом, допустим, всего в 60 вопросов, на которые тестируемый может дать ответы в течение одного часа. Если же дополнительно учесть то, что при ответе на вопросы теста тестируемый более спокоен и сосредоточен, чем перед комиссией, то такая оценка знаний приобретает совершенно объективную окраску.

Составление вопроса - это тщательный разбор нормативной базы (в случае составления наших тестов). Требования законов и других нормативных документов базы не меняются каждый день. Однажды составленный вопрос остается надолго актуальным инструментом для оценки знаний. Держать же в голове требования законодательства в столь обширной форме, как это заложено в тесте - не в силах не только любому представителю аттестационной комиссии, а и всем ее членам вместе взятым. При условии, конечно, что это "нормальная комиссия", т.е. каждый ее член не занимается оценкой знаний персонала ежедневно и много раз в году.

Те, кто считает, что в тестировании не обходится без везения, делают такие выводы лишь эмоционально, не задумываясь. Вероятность того, что тестируемый, не зная ответа, правильно ответит на вопрос, содержащий три варианта ответов, равна 1/3. Вероятность дать "методом случайного тыка" сразу два правильных ответа на два вопроса составляет всего 1 шанс из 9, а дать три правильных ответа на три вопроса - 1 шанс из 27, и т.д. Если Вы сильны в теории вероятности, то сделайте соответствующий расчет и  Вы убедитесь, что доля везения при тестировании микроскопична. Возьмите тест в 60 вопросов, где каждый вопрос содержит от 3-х до 6 вариантов ответов. Знание правильного ответа лишь на 1 из 60 вопросов дает преимущество однму из двух "ничего незнающих субъектов" в 97 случаях из 100 (!). Если Вы осознанно отвечаете на 5 (пять) ответов из 60, лучше Вас не ответит ни один из 1000 "случайных" граждан. Вывод: - хороший тест позволяет безошибочно определять уровень оцениваемых знаний.


Наши выводы:

  • Тесты- лучший инструмент для оценки тех знаний, которые можно формализовать (заключить в в вопросы - ответы).
  • Тестирование - безальтернативный способ оценки сегодня, в век компьютеризации.

Все указанные выше качества - не существуют в тестах сами по себе, их создают специалисты. 


Реклама
Чехия