Вход в тест-сектор
Логин:
Пароль:

Банки узнают о своих клиентах от ЦБ

   ЦБ представил банкирам новый проект - создание платформы "знай своего клиента" (KYC-платформы). В ней риски отмывания и вовлечение клиентов в легализацию преступных доходов мегарегулятор будет определять сам и доводить их до сведения кредитных организаций. Платформа должна снизить расходы банков на комплаенс и решить проблему черных списков отказников. Однако и банкиры и эксперты видят определенные риски, которые необходимо учесть до ее внедрения.
   На прошедшем форуме Finopolis Банк России представил участнику рынка концепцию разрабатываемой им KYC-платформы. Глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Илья Ясинский отметил, что от банков требуется жесткий комплаенс в режиме онлайн, однако такие решения существенно увеличивают издержки финансовых институтов. В то же время они не исключают претензий регулятора из-за некачественной оценки рисков ПОД/ФТ. В итоге ЦБ решил предложить рынку систему, которая позволит снизить их затраты при проведении комплаенс-процедур, повысить эффективность управления рисками ПОД/ФТ и в то же время сократить число случаев необоснованных отказов в проведении операций и давление на малый и микробизнес. То есть, по сути, решить проблему черных списков банковских отказников.
   По замыслу регулятора, KYC-платформа разделит клиентов (на первом этапе юрлица и ИП) на три категории. В "красной" зоне высокого риска будут компании, требующие контроля в режиме онлайн. На них придется 0,6-0,9% клиентов. В "желтую" зону попадут "сомнительные" клиенты (0,4-0,6% от общего числа), чьи операции банк будет анализировать в офлайне. Подавляющая часть компаний и предпринимателей останутся в "зеленой" зоне и не потребуют повышенного внимания со стороны банкиров. Критерии выявления сомнительных клиентов уже выработаны, их более 100 шт., большая часть из них публична и отражена в рекомендациях ЦБ. Часть критериев закрыта, но она "очень релевантна", отметил господин Ясинский. Действующее законодательство не позволяет регулятору включаться в процесс оценки риска клиента или брать на себя исполнение отдельных комплаенс-процедур. И потому для внедрения KYC-платформы потребуются поправки к антиотмывочному закону (115-ФЗ) и закону "О банках и банковской деятельности".
   Создаваться платформа будет совместно с банками и вендорами банковского ПО. Решение уже было протестировано в Сбербанке. По словам вице-президента Сбербанка Джангира Джангирова, банк охотно вошел в программу в качестве "подопытного слона". Отвечая на запрос "Ъ", в ЦБ подчеркнули, что платформа будет только помогать банку оценивать уровень риска клиента. "Работу по оценке риска должен проводить сам банк",- указали в ЦБ.
   Участники рынка в целом одобряют идею внедрения платформы. По словам руководителя управления комплаенс-контроля Райффайзенбанка Филиппа Хышиктуева, ЦБ обладает широким спектром возможностей по обогащению информации, недоступной банкам, и потому предложенное решение должно расширить общую экспертизу отрасли.
   В то же время у банкиров остались вопросы по работе системы. Так, директор по комплаенсу Альфа-банка Ирина Кононенко подчеркнула, что при попадании клиента в "красную" группу за счет операций в других кредитных организациях потребуется дополнительная информация для принятия решения. И если ее не будет в KYC-платформе, запроса документов не избежать, указала она. Еще один вопрос - релевантность оценок ЦБ, указывает заместитель руководителя НСФР Александр Наумов. "Важно, чтобы оценка не превратилась в инструмент давления на бизнес",- указал эксперт. Остается открытым вопрос стоимости подключения к платформе. Само решение для банков будет бесплатным, но не ее интеграция. По словам Ирины Кононенко, внедрение новой платформы вызовет много вопросов, начиная от возможностей интеграции до возможности передачи и обработки данных и, исходя из опыта в иных сферах, это будет "точно недешево и точно непросто".
   Есть опасения, что внедрение платформы и "красной" зоны повторит историю черных списков банковских отказников, из которых одно время не было выхода. Необходимо разработать и четко прописать механизм реабилитации клиентов из "красной" зоны, указывают в банке "ФК Открытие". Причем должен быть очевиден не только алгоритм выхода, но и попадания в нее, отмечает управляющий партнер "Ренессанс-Lex" Георгий Хурошвили. "Необходима возможность применения дифференцированного подхода, чтобы при расхождении оценки регулятора и банка кредитная организация могла использовать данные своих систем для оценки уровня риска собственных клиентов",- указал собеседник "Ъ" в крупном банке.
   Представители бизнеса в своих пожеланиях более лаконичны - им необходимо снижение давления. "Сейчас одной из главных проблем бизнеса являются черные списки,- указывает президент "Опоры России" Александр Калинин.- И если платформа уменьшит количество оснований, по которым к клиенту могут быть предъявлены претензии, это станет благом".

Источник: Коммерсант https://www.kommersant.ru/doc/4125745


Реклама
Чехия