| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Концептуальные проблемы наднационального регулирования валютно-финансовой интеграции(Анализ Агентства «ВЭП») Вопрос о наднациональном регулировании в рамках реализации интеграционных проектов впервые был поставлен экономистами почти 50 лет назад, однако с тех самых пор он так и не получил однозначного ответа. На сегодня нет целостной концептуальной модели, имеющей практическую ценность. Поэтому если в области торгово-таможенного регулирования заметны известные успехи, то в валютно-финансовой сфере наблюдается широкий разброс мнений при отсутствии сколько-нибудь адекватных прикладных решений. В наиболее тяжелом состоянии находится вот уже свыше 40 лет разработка концепций наднационального регулирования при интеграции развивающихся рынков, что отражает методологическую несостоятельность существующих доктрин экономического развития. Между тем еще в самом начале дискуссии об интеграционных механизмах (1960–1970-е гг.) специалисты сошлись во мнении, что решение данной задачи лежит через наднациональные институты по координации финансовой политики и инвестиций (региональных и внешних), а также банковского регулирования и развития. В частности, Мигель Вьончек (Wionczek, 1966) доказал на обширном статистическом материале необходимость создания мощного финансового (банковского) центра, который послужит ядром не только валютно-финансовой, но и всей экономической интеграции в регионе. Можно обоснованно предположить, что на пути построения действенной модели валютно-финансовой интеграции стоят следующие препятствия. В первую очередь это непонимание многими теоретиками и лидерами интеграции коренных различий в природе интеграционных процессов на развивающихся и развитых рынках. Развивающиеся рынки (в отличие от развитых) при объединении требуют кардинального изменения в структуре международного обмена товарами, услугами и капиталом. Развитые рынки гораздо однороднее и объединяются проще, без радикальных изменений, что является во многом следствием специфики исторического движения мультинациональных монополий. Мультинациональные корпорации развивающихся рынков возникают в процессе интеграции и в значительной мере благодаря ей. Напротив, МНК развитых рынков выросли внутри богатейших экономик из тех корпораций, которые намеренно создавались (при активном государственном участии) как международные по сфере деятельности и национальные по капиталу, чтобы создать предпосылки для дальнейшей интеграции рынков и концентрации капитала. Так, во Франции формирование таких МНК значилось в V и VI «планах общественного интереса» (1966–1970 и 1971–1975 гг. соответственно), для успешной реализации которых в 1970 г. был создан специализированный институт при правительстве. Во-вторых, иными специалистами не принимаются в расчет различия в конечных целях интеграции развитых и развивающихся рынков, не позволяющие абсолютизировать опыт интеграционного развития Запада. Интеграция ведущих государств (в т.ч. образование Евросоюза) преследовала цели сохранения и усиления связей между существующими финансово-экономическими структурами без их качественного изменения, т.е. с сохранением статус-кво ключевых игроков на рынке. Развивающиеся страны рассматривают интеграцию, напротив, как эффективное средство изменения карты мировых рынков капитала с перестройкой на наднациональной основе новых валютно-финансовых региональных структур. В конечном итоге региональная интеграция развивающихся рынков преследует цель улучшить статус их игроков в глобализируемой мировой экономике. В-третьих, объединение развивающихся рынков тормозится господством в науке и практике либерально-рыночной модели, согласно которой регулирующей силой экономики должна выступать «невидимая рука» рынка. Либеральная модель игнорирует, что сегодня свободное рыночное саморегулирование фактически вытеснено рыночными стратегиями мировых лидеров («флагманов мировой экономики»), и отрицает потребность в наднациональных институтах, но проводит концепцию негативной интеграции, согласно которой объединение надлежит осуществлять за счет ликвидации административных барьеров, ограничивающих международное передвижение капиталов и прочих факторов производства. Политики государств-участников ЕЭАС сходятся к созданию наднационального института для регулирования валютно-финансовой интеграции, что согласуется с результатами статистических исследований. Однако создание такого института (институтов) предусмотрено другой экономической моделью – не либеральной, а неокейсианской, провозглашающей концепцию позитивной интеграции. Позитивная интеграция рассматривается как разработка и применение «единой координированной политики в объеме, способствующем решению основных задач в сфере экономики» (Pinder, 1969). В позитивной интеграции заложена тенденция к развитию наднациональности путем передачи соответствующих прав межгосударственным или наднациональным органам, что еще в 1976 г. обосновал один из крупнейших современных специалистов по проблемам интеграции и глобализации Карл Сован (Sauvant, 1976). Следовательно, в интересах дальнейшего развития евразийской экономической интеграции от делового (и в первую очередь банковского) сообщества, ученых-экономистов и политиков требуется:
Источники:
Реклама
|
|
|
|